Сборник игр и упражнений на формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Автор-составитель: Шантурова Е.В
Новосибирск, 2024
Оглавление
Введение. 3
Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать. 4
Игры и упражнения на развитие умения входить в контакт, вести диалог 8
Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (уметь говорить самому) 12
Список литературы.. 17
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, коммуникативная компетентность младшего школьника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему школьному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
· сотрудничать;
· слушать и слышать;
· воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
· говорить самому.
Целью данного сборника является развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста через игры и упражнения.
Данный сборник адресован учителям начальных классов в качестве примера для организации уроков с использованием заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий. Задания имеют готовый вид.
1. Упражнение «Страна Х» (коллективный рисунок).
Цель: предоставление возможности каждому ребёнку участвовать в общей деятельности, развитие навыков группового взаимодействия.
Процедура проведения: детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребёнок рисует на общей картине то, что захочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.
2. Упражнение «Поприветствуем друг друга без слов».
Цель: развивать умение использовать жест и позу в общении.
Процедура проведения: дети с помощью считалки делятся на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать друг другу руку, помахать рукой, кивнуть головой, обняться и т.д.). Затем все собираются в круг и пары по очереди демонстрируют свой способ приветствия.
3. Упражнение «Радио».
Цель: развитие внимания к сверстникам, умение договариваться.
Процедура проведения: дети сидят в кругу. Учитель садится спиной к классу и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Обучающиеся слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
4. Упражнение «Тень».
Цель: развитие наблюдательности и внимания, снижение мышечного напряжения.
Процедура проведения: участники стоят по кругу образовавшимися парами. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения, Тень – повторяет. Особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том ритме, что и Человек.
5. Игра «Робот».
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Процедура проведения: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т. д. Затем дети меняются ролями.
6. Игра «Змея».
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Процедура проведения: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребёнок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
7. Творческая игра «Рукавички».
Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Процедура проведения: для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
8. Игра «Сороконожка».
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Процедура проведения: участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
9. Игра «Не выпустим шарик из круга».
Цель: формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.
Процедура проведения: играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача — любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.
10. Игра «Цепь».
Цель: развитие навыков взаимодействия, умения работать в парах и в группе.
Процедура проведения: за отведенное время командам необходимо быстро построиться, взявшись за руки, образуя цепь. У команды, чья цепь окажется длиннее, побеждает в игре.
1. Упражнение «Встреча через 10 лет».
Цель: проектирование личностного развития.
Процедура проведения: членам предлагается представить себе ситуацию, когда «вы встретились через 10 лет. Как это будет происходить? Какое личностное развитие за этот период у вас произошло?». Для обсуждения даётся 5 мин. Затем, проигрывание заданной ситуации.
2. Упражнение «Вопрос – ответ».
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Процедура проведения: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).
3. Игра «Разговор сквозь стекло».
Цель: развитие умения вести диалог невербально.
Процедура проведения: учитель помогает обучающимся разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждем его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Учитель выбирает обучающегося и пытается объяснить ему жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно.
4. Упражнение «Комплименты».
Цель: способствовать формированию у участников положительного отношения друг к другу.
Процедура проведения: Дети встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.
5. Игра «Кто говорит?».
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.
Процедура проведения: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
6. Игра «Ласковое имя».
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Процедура проведения: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.). Учитель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
7. Игра «Сделай подарок».
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Процедура проведения: педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
8. Игра «Прощай».
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Процедура проведения: дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
9. Хороводная игра «Ау!».
Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Процедура проведения: ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
10. Упражнение: «Я бросаю тебе мяч».
Цель: научить устанавливать обратную связь при взаимодействии друг с другом.
Процедура проведения: дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.). Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой –либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».
1. Упражнение «Закончи предложение».
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, увлечения и рассказывать о них.
Процедура проведения: Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог, у него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч, ребёнок заканчивает предложение и бросает мяч взрослому.
Моя любимая игра – …
Моя любимая игрушка – …
Мой лучший друг (подруга) – …
Моё любимое время года – …
Моя любимая сказка – …
Мой любимый цветок – … и т.д.
2. Упражнение «Паутинка».
Цель: развитие навыков самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективной сплоченности.
Процедура проведения: детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.
3. Упражнение «Пожелание».
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Процедура проведения: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.д.
4. Игра «Я хочу с тобой подружиться».
Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Процедура проведения: из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.
5. Игра «Расскажи о своем однокласснике».
Цель: формировать навыки вежливого общения, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости.
Процедура проведения: дети беседуют в парах и узнают друг о друге интересные детали, затем каждый рассказывает о своем соседе, все убеждаются какие талантливые и интересные дети в классе. Все достойны уважения и хорошего к себе отношения.
6. Упражнение «Подари сердце другу».
Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание доброжелательной атмосферы, воспитание уважения друг к другу.
Процедура проведения: учитель предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных сердечка, украсить их и подарить тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе свое сердце, потому что ты самый…» (сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
7. Упражнение «Художник слова».
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.
Процедура проведения: частники садятся на стульчики, образуя круг. Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого –либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
8. Игра «Интервью».
Цель: прививать детям социальные навыки, развивать диалогическую речь.
Процедура проведения: одному из детей предлагается стать настоящим журналистом и сделать настоящее интервью. Остальные участники игры берут на себя различные социальные роли (врач, учитель, продавец). Список вопросов можно подготовить со взрослым. В интервью используется очень важный приём: ребёнок в роли журналиста должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придётся задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюированным.
9. Игра «Сундучок».
Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.
Процедура проведения: на столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».
10. Игра «Объясни Незнайке».
Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл.
Процедура проведения: педагог предлагает детям объяснить Незнайке смысл предложенной поговорки или пословицы. Например: «Труд кормит, а лень портит», «За твоим языком не поспеешь босиком», «Умея начать, умей окончить», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и т. д.
1. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 53-56.
2. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. – 2012. – № 5. – С. 44-46.
3. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 4-10.
4. Дресвянина А. М., Хамидулина Ю. В. Игры на сплочение детского коллектива // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1150-1151.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.