Технологическая карта урока по литературному чтению "Ю.Энтин "Прекрасное далеко", 4 класс

  • docx
  • 13.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Прекрасное далеко, Ю. Энтин, 4 класс.docx

                                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Шантурова Елена Владимировна.

Предмет: литературное чтение.

Класс:4 «Б».

Тема урока: «Ю. Энтин «Прекрасное далеко».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведения Ю. Энтин «Прекрасное далеко».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

1.       Формировать представление биографии Ю. Энтина и его творчестве.

  1.  Формировать умения читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного; анализировать текст.

Предметные:

Уч-ся научатся: воспринимать информацию о биографии и творчестве автора.

Уч-ся получат возможность научиться: читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного; анализировать текст.

 

Развивающие:

1.  Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять волевую саморегуляцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 

2.  Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации в тексте; осуществлять обобщение изученного; анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

                                                                               

 

 3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять волевую саморегуляцию.

Уч-ся получат возможность научиться:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации.

 Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять обобщение изученного;

- осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- владеть диалогической формой речи.

Уч-ся получат возможность научиться:

- слушать и понимать речь других.

Воспитательные:
1.      Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.      Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Литературное чтение» 2кл. ч.2 Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями.

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

 

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

Приветствует, настраивает на дальнейшую работу

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

 

-Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал.

 

Организует мотивацию к учебной деятельности.

-Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу. (слайд)

«Чтение — лучшее учение!».

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Это будет девизом нашего урока.

Приветствуют.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

Проводит речевую разминку.

-Начнем урок с речевой разминки.

(слайд)

Носит Сеня в сени сено,

спать на сене будет Сеня.

-Прочитайте скороговорку про себя.

-Прочитайте его беззвучно, так, как будто четко проговариваете каждый звук.

-Прочитайте шепотом, четко проговаривая каждый звук.

-Прочитайте громче и быстрее.

-Прочитайте громко и быстро.

-Прочитайте радостно.

-Посмотрите на слайд. Знаете ли вы, кто изображен на портрете?

-Чтобы узнать кто это, разгадайте ребус.

-Что у вас получилось?

-Верно, это Юрий Сергеевич Энтин. (слайд)

-Кто из вас знает, кто это?

-Чтобы это узнать, посмотрим видеофрагмент о Ю. С. Энтине.

-Что вы запомнили об этом авторе?

-Песни на его стихи звучат более чем в 100 детских и взрослых фильмов. Одну из них вы услышали в видео. Какую?

 

-Давайте прослушаем еще несколько песен.

Песня «Буратино». (1 аудио)

-Понравилась ли вам эта песня?

-Из какого она мультфильма?

-Давайте прослушаем еще одну песню.

«Песня Водяного». (2 аудио)

-А эта песня вам понравилась?

-Из какого она мультфильма?

-Можем ли мы сейчас определить тему нашего урока?

-А почему?

 

Выполняют речевую разминку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

-Энтин.

 

 

Отвечают.

 

 

Отвечают.

 

 

-«Бременские музыканты».

Слушают песню.

 

 

Отвечают.

 

Слушают песню.

 

Отвечают.

 

-Нет.

Мы не знаем название произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимать информацию о биографии и творчестве автора.

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

-Чтобы узнать название произведения, давайте прослушаем песню, в основе которой лежит стихотворение Ю. Энтина. ( 3 аудио, 1 куплет).

-Кто узнал эту песню?

 

-Назовите тему нашего занятия. (слайд)

 

Организует постановку цели урока.

-Какую цель мы перед собой поставим?

(слайд)

 

 

Слушают песню.

 

 

 

-«Прекрасное далеко».

 

-Ю. Энтин «Прекрасное далеко».

 

-Познакомиться с произведением Ю. Энтина «Прекрасное далёко».

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Организует постановку проблемных задач.

-Посмотрите на слайд и поставьте задачи нашего урока в правильном порядке. (слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Эти задачи и будут нашим планом на урок.

-Какой пункт мы уже выполнили?

 

 

 

-1. Познакомиться с биографией  Ю. С. Энтина.

2. Познакомиться со стихотворением Ю. С. Энтин

«Прекрасное далеко»

3. Выразительно прочитать стихотворение.

 

 

-1. Познакомиться с биографией  Ю. С. Энтина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу с учебником.

-Откройте учебники на странице 92.

-Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Предположите, о чём будет стихотворение.

Организует работу с непонятными словами.

-Перед тем, как прочитать стихотворение и проверить наши предположения, давайте поработаем со словами, которые встретятся нам в тексте.

-Чем является «Прекрасное далеко»?

-Что такое исток?

-Теперь, когда мы поработали со словами, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

- Понравилось ли вам произведение?

-Какое настроение вызвало у вас прослушивание стихотворение?

-О чем произведение?

Упражнение на дыхание.

«Задуй свечку»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

 

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Крылатое выражение.

-Начало.

Слушают аудиозапись

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков

 

 

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

-Теперь прочитаем стихотворение вместе. Начиная с первой парты первого ряда, читаем по цепочке по одной строчке.

-Давайте с вами разберем текст произведения.

-Прочитаем первое четверостишье.

 

- С какой эмоцией мы будем читать первое четверостишье?

- Какой темп будем соблюдать?

- Давайте теперь разберем каждую строчку.

Слышу голос из прекрасного далека,

- Какие слова будут интонационно выделять в первой строчке?

- Верно. В конце строки стоит запетая, какая будет пауза, длинная или коротка?

- Давайте разберем следующую строку.

Голос утренний в серебряной росе,

- Какие слова или слово будут интонационно выделять в первой строчке?

- Какая будет пауза?

Слышу голос, и манящая дорога

- Какие слова или слово будут интонационно выделять в первой строчке?

- Какая будет пауза?

Кружит голову, как в детстве карусель.

- Какие слова или слово будут интонационно выделять в первой строчке?

- Какая будет пауза?

- Давайте разберем 2 четверостишье.

- С какой интонацией будем читать второе четверостишье?

- Какой темп будем соблюдать?

Прекрасное далеко,

- Какое слово выделим интонацией?

- Какая будет пауза?

Hе будь ко мне жестоко(2раза)

- Какое слово выделим интонацией?

- Какая будет пауза?

От чистого истока

- Какое слово выделим интонацией?

- Какая будет пауза?

В прекрасное далеко (2 раза)

- Какое слово выделим интонацией?

- Какая будет пауза?

Я начинаю путь.

- Какое слово выделим интонацией?

- Какая будет пауза?

- Давайте разберем 3 четверостишье.

- С какой эмоцией будем читать?

- Какой темп будем соблюдать?

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовет меня в чудесные края,

Слышу голос, голос спрашивает строго-

А сегодня что для завтра сделал я.

- Какое слово интонацией выделим в 1 строке?

- Во 2? 3? 4?

 

 

 

- Какие будут паузы?

 

 

 

- Давайте разберем 4 четверостишье.

Я клянусь, что стану чище и добрее,

И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос, и спешу на зов скорее,

По дороге, на которой нет следа.

- С какой эмоцией будем читать?

- Какой темп будем соблюдать?

- Какое слово интонацией выделим в 1 строке?

- Во 2? 3? 4?

 

 

 

- Какие будут паузы?

 

 

 

Читают стихотворение по цепочке.

 

 

 

 

Читают первое четверостишье.

- Спокойствием.

 

- Медленный

 

 

 

- Голос, прекрасного.

 

- Короткая.

 

 

 

 

-Голос.

 

 

- Длинная.

 

- Голос, дорога.

 

 

- Пауза отсутствует.

 

 

- Голову, карусель.

 

 

- Длинная.

 

- С утверждением.

 

- Быстрый.

 

- Прекрасное.

- Пауза отсутствует.

 

- Жестоко.

- Короткая.

 

- Истока.

- Короткая.

 

- Прекрасное.

- Короткая.

 

- Начинаю.

- Длинная.

 

- с восторгом.

- Спокойный.

 

 

 

 

 

- В 1 строке –голос, прекрасное.

Во 2 строке – голос.

В 3 – голос.

В 4 – сегодня, завтра.

 

-В 1 строке – короткая.

Во 2 строке – длинная.

В 3 – короткая

В 4 – длинная.

 

 

 

 

 

- С решимостью.

- медленный.

- В 1 строке –клянусь..

 

- Во 2 строке – никогда..

В 3 – голос, зов.

В 4 – нет..

 

-В 1 строке – короткая.

Во 2 строке – длинная.

В 3 – короткая

В 4 – длинная.

Читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного.

Анализировать текст.

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков.

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический

(упражнение)

- Сейчас вам необходимо подготовиться к самостоятельному чтению, мы с вами сделали партитуру текста, опираясь на нее, приготовьтесь читать.

Самостоятельно готовятся к выразительному чтению.

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Организует выразительное чтение стихотворения Ю. Энтин

«Прекрасное далеко».

- С каким автором мы сегодня познакомились?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- О чем это произведение?

-Как вы думаете, мы достигли цели урока?

-Все ли задачи решили?

-Где нам могут пригодиться

полученные на уроке знания?

Выразительно читают стихотворение.

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других.

П: осуществлять обобщение изученного.

К: владеть диалогической формой речи. 

 

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

-Оцените свою работу на уроке.

-У вас на столах лежит карточка с лестницей успеха. Если вам все было понятно на уроке, то вы рисуете флажок на самой верхней ступени. Флажок на середину ставят те, кто не до конца понял тему урока. В случае того, если вы совсем ничего не поняли на уроке, то флажок вы ставите на нижнюю ступень.

Спасибо за внимание, урок окончен.

Оценивают свою деятельность.

 

Р: осуществлять самооценку деятельности.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.