ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О.: Шантурова Елена Владимировна.
Предмет: окружающий мир.
Класс:4 «В».
Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Михаил Васильевич Ломоносов».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием. |
Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация учебной деятельности
|
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
Приветствует, настраивает на дальнейшую работу - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, лист контроля и рабочая тетрадь.
Организует мотивацию к учебной деятельности. - Сегодня мы отправимся в путешествие. - Посмотрите на слайд. Что вы видите? - Как вы думаете, зачем она нам? - А что теперь вы видите на слайде? - Как вы думаете, в какой век мы отправимся? - Отправляемся! |
Приветствуют. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Проверяют готовность к уроку.
- Машину времени. - Отправится в прошлое. - Ленту времени. - В 18 век. |
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: владеть диалогической формой речи. |
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
|
Проводит актуализацию знаний. - Но прежде, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно вспомнить знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей. - Кто этот человек? - Что такое империя?
- Что вы помните про Петра I? - Перед вами лист контроля, в котором вам предстоит выполнить тест. 1. Какой город в 1703 году основал Петр Великий? А) Волгоград; Б) Санкт-Петербург; В) Тюмень; Г) Владимир. 2. В каком возрасте Петр был провозглашен царем? А) В 10 лет Б) В 25 лет В) В 40 лет. 3. Выберите любимое увлечение юного Петра. А) Танцы Б) Рисование В) Военные «потехи». 4. Кем трудился Петр в Голландии и Англии? А) Учителем Б) Плотником В) Конюхом 5. Что Петр мог построить самостоятельно? А) Дворец Б) Собор В) Корабль 6. Как называется первый музей в России, основанный Петром? А) Эрмитаж Б) Кунсткамера В) Русский музей. 7. К каким обычаям Петр пытался приучить знатных людей? А) К европейским Б) К восточным В) К американским 8. Кем стал Петр в 1721 году? А) Царем Б) Императором В) князем. Передайте листы контроля на первую парту. |
- Петр I. - Империя - большое, сильное государство. Отвечают. Выполняют тест.
|
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
Организует постановку темы и цели урока. - На слайде представлены зашифрованные слова. - По какому принципу они зашифрованы? Днскй, Нвскй, Птр, Лмнсв.
- Отгадайте их.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Какая будет тема нашего урока?
- Какую цель мы перед собой поставим? - Откройте учебник на стр. 68 и определите цель нашего урока. |
- Пропущены гласные буквы.
- Донской, Невский, Пётр, Ломоносов. - Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили. - Михаил Васильевич Ломоносов. - Узнаем о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове. По фотографии познакомимся с кабинетом ученого XVIII. |
|
К: владеть диалогической формой речи.
|
учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
Организует постановку проблемных задач. - Дальше нам нужно составить план наших действий. 1. Что мы должны узнать?
2. С чем мы должны познакомиться? 3. Что мы должны определить?
|
- Узнать о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове. - Познакомиться с кабинетом ученого XVIII века. - Определить, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры. |
|
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
5. Реализация построенного проекта |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Практический (упражнение) |
Организует «открытие» нового знания. - Какой первый пункт нашего плана?
- А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».
- Почему он так назвал его? - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что означает слово «университет»? - Где мы это можем узнать?
-Давайте узнаем, на слайде представлены определения понятия «университет» толковых словарей Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова. - Какие общие слова в этих значениях из разных словарей? - Давайте сделаем вывод: университет это?
- Чем прославил М. В. Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить.
- Что мы должны узнать первым делом о М. В. Ломоносове? - Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, после которого, вам нужно будет ответить на вопросы и выполнить задания.
Вопросы: - Когда и где родился М. В. Ломоносов?
- Где свои первые знания получил Ломоносов?
- Во сколько лет Ломоносов решил покинуть дом и отправится в Москву?
- Посмотрите на слайд, какой путь М. В. Ломоносов проделал от дома до Москвы. - Предположите сколько километров прошел Михаил?
- Михаил Ломоносов прошел 1160 км, чтобы быть образованным.
- Какие сокровища Ломоносов взял с собой?
- Мы с вами узнали о детстве М. В. Ломоносова.
- Как вы думаете, что мы должны узнать дальше?
Организует работу с учебником. - Чтобы узнать о научной деятельности М. В. Ломоносова, поработаем с учебником. - Вам нужно ознакомиться с материалом учебника на стр. 69, со второго абзаца. Теперь давайте ответим на несколько вопросов. Вопросы: 1) Какому международному языку науки того времени обучали в Славяно-греко-латинской академии? 2) Куда отправили М. В. Ломоносова в 1735 году, как одного из лучших учеников? 3) Великий ученый много сделал для развития образования в России. - Что было открыто по предложению Ломоносова в 1755 году?
- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это?
- А как должен выглядеть кабинет настоящего ученого?
- Давайте с вами посмотрим, как выглядел его кабинет. -Попробуйте описать его кабинет. |
- Узнать о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.
Отвечают.
-В толковом словаре, в Интернете.
-Учебное заведение.
-Университет – это высшее учебное заведение.
- Его биографию.
Смотрят видеоролик.
- 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинская, в Архангельской губернии.
- В Дмитровской церкви.
- В 19.
Предполагают.
- 2 книги- арифметика и грамматика.
- О его научной деятельности.
Читают текст в учебнике.
-Латинскому языку.
-В Петербург.
-Московский университет.
- Кабинет М. В. Ломоносова.
Отвечают.
|
Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и достижениях в науке М. В. Ломоносова.
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: владеть диалогической формой речи.
К: слушать и понимать речь других. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный (беседа) Практический (упражнение)
Наглядный (демонстрация)
|
Организует закрепление с проговариванием во внешней речи. - Ребята, откройте рабочую тетрадь, на странице 38. Прочитайте задание № 2. - Мы с вами уже проговорили, про события, которые происходили в жизни М.В. Ломоносова. Выполните данное задание, и потом вместе проверим его.
1755 год - открытие Московского университета. 1730 год - М. В. Ломоносов отправился в Москву. 1711- год - рождения М. В. Ломоносова. 1735 год - М. В. Ломоносова отправили в Петербург.
4) Какая награда, связанная с именем М. В. Ломоносова выдается в наши дни российским и иностранным ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
5) Талант Ломоносова раскрылся в различных областях знаний. Он прославился как?
- Ребята, найдите в учебнике, какие открытия в этих областях, сделал М. В. Ломоносов.
1. Открыл атмосферу на планете Венера. 2. Организовал при Академии первую в России химическую лабораторию. 3. Под его руководством построили фабрику цветного стекла. - Сейчас мы посмотрим небольшой видеофрагмент, о достижениях М. В. Ломоносова в разных областях наук.
- Какие открытия М. В. Ломоносова вы запомнили?
- Итак, мы с вами проговорили о достижениях М. В. Ломоносова. Давайте выполним 1 и 3 задание в рабочей тетрадке.
- Ребята, кто из вас помнит, как Ломоносова назвал А. С. Пушкин?
- Верно, давайте подумаем, почему он его так назвал. Какие ваши предложения?
- А что позволило Ломоносову сделать так много величайших открытий?
Роль М. В. Ломоносов в основании базы российской науки сложно переоценить. Человек, который одновременно владел знаниями по стольким направлениям! Ломоносов " обнял все науки", так говорил о А. С. Пушкин, за свою недолгую жизнь он сделал много для географии, истории, литературы, медицины, физики, химии, минералогии, механики. Он повернул российскую науку в нужном направлении, и она до сих пор идёт этим направлением.
- "Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги."
- Как вы понимаете это высказывание? |
Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения задания.
-Золотая медаль.
-Как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт и художник.
Смотрят видеофрагмент.
Отвечают. Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения задания.
- «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет». Отвечают.
Отвечают.
Предполагают. |
Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и достижениях в науке М. В. Ломоносова. |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
К: владеть диалогической формой речи.
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
К: владеть диалогической формой речи.
К: слушать и понимать речь других. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Словесный (беседа) Практический (упражнение) |
Организует самостоятельную работу. - Сейчас, вы выполните задания.
-Давайте проверим, как вы ответили. Проверьте по слайду. |
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют правильность выполнения задания по слайду. |
|
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа) |
Организует повторение изученного. Организует повторение изученного. - В каком году родился великий русский ученый М. В. Ломоносов?
- В каких областях наук он прославился?
- Что произошло в 1755 году?
- Ребята, что вы еще запомнили о М. В. Ломоносове?
- Давайте вернемся к плану урока и посмотрим, все ли пункты мы выполнили? |
Обобщают изученное.
- В 1711 году.
- Он прославился в таких науках, как физика, химия, геологи. астрономия, география, история, а также он был хорошим поэтом и художником. - Был открыт Московский университет. Отвечают. |
|
П: осуществлять обобщение изученного.
К: владеть диалогической формой речи.
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа) |
Организует рефлексию учебной деятельности. - Итак, ребят, наш урок подходит к концу. - Как вы думаете, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры.
Обратите внимание на слайд, вам нужно закончить предложение. Сегодня на уроке я узнал…. Теперь я могу… Мне захотелось…
Домашнее задание: страницы 68-70 читать. Ответить на вопросы «Проверь себя». Рабочая тетрадь страница 39 задание №4. |
Оценивают свою деятельность на уроке.
|
|
К: владеть диалогической формой речи.
Р: осуществлять самооценку деятельности.
|
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.