Технологическая карта урока по окружающему миру "Михаил Васильевич Ломоносов", 4 класс

  • docx
  • 13.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Михаил Васильевич Ломоносов, 4 класс.docx

                                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Шантурова Елена Владимировна.

Предмет: окружающий мир.

Класс:4 «В».

Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Михаил Васильевич Ломоносов».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

1.         Формировать представление о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.

2.         Формировать умение: по фотографии описывать кабинет ученного XVIII века.

3.         Осознать вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

Предметные:

1.         Учащиеся получат представление о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.

2.         Учащиеся получат возможность научиться: по фотографии описывать кабинет ученного XVIII века.

3.         Учащиеся получат представление о вкладе Михаила Васильевича Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

Развивающие

1.  Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять волевую саморегуляцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 

2.  Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации в тексте; осуществлять обобщение изученного; анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

                                                                               

 

 3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять волевую саморегуляцию.

Уч-ся получат возможность научиться:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации.

 Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять обобщение изученного;

- осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- владеть диалогической формой речи.

Уч-ся получат возможность научиться:

- слушать и понимать речь других.

Воспитательные:
1.      Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.      Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием.

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

 

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

Приветствует, настраивает на дальнейшую работу

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

 

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, лист контроля и рабочая тетрадь.

 

Организует мотивацию к учебной деятельности.

- Сегодня мы отправимся в путешествие.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите?

- Как вы думаете, зачем она нам?

- А что теперь вы видите на слайде?

- Как вы думаете, в какой век мы отправимся?

- Отправляемся!

Приветствуют.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

- Машину времени.

- Отправится в прошлое.

- Ленту времени.

- В 18 век.

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит актуализацию знаний.

- Но прежде, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно вспомнить знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей.

- Кто этот человек?

- Что такое империя?

 

- Что вы помните про Петра I?

- Перед вами лист контроля, в котором вам предстоит выполнить тест.

1. Какой город в 1703 году основал Петр Великий?

А) Волгоград; Б) Санкт-Петербург; В) Тюмень; Г) Владимир.

2. В каком возрасте Петр был провозглашен царем?

А) В 10 лет      Б) В 25 лет      В) В 40 лет.

3. Выберите любимое увлечение юного Петра.

А) Танцы      Б) Рисование      В) Военные «потехи».

4. Кем трудился Петр в Голландии и Англии?

А) Учителем      Б) Плотником      В) Конюхом

5. Что Петр мог построить самостоятельно?

А) Дворец      Б) Собор      В) Корабль

6. Как называется первый музей в России, основанный Петром?

А) Эрмитаж      Б) Кунсткамера      В) Русский музей.

7. К каким обычаям Петр пытался приучить знатных людей?

А) К европейским      Б) К восточным      В) К американским

8. Кем стал Петр в 1721 году?

А) Царем      Б) Императором      В) князем.

Передайте листы контроля на первую парту.

 

 

 

 

 

- Петр I.

- Империя - большое, сильное государство.

Отвечают.

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: владеть диалогической формой речи.

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует постановку темы и цели урока.

- На слайде представлены зашифрованные слова.

- По какому принципу они зашифрованы?

Днскй, Нвскй, Птр, Лмнсв.

 

- Отгадайте их.

 

- Какое слово лишнее? Почему?

 

 

- Какая будет тема нашего урока?

 

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Откройте учебник на стр. 68 и определите цель нашего урока.

 

 

 

 

- Пропущены гласные буквы.

 

 

- Донской, Невский, Пётр, Ломоносов.

- Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.

- Михаил Васильевич Ломоносов.

- Узнаем о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове. По фотографии познакомимся с кабинетом ученого XVIII.

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует постановку проблемных задач.

- Дальше нам нужно составить план наших действий.

1. Что мы должны узнать?

 

 

 

2. С чем мы должны познакомиться?

3. Что мы должны определить?

 

 

 

 

 

 

 

- Узнать о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.

- Познакомиться с кабинетом ученого XVIII века.

- Определить, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

5. Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организует «открытие» нового знания.

- Какой первый пункт нашего плана?

 

 

 

- А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

 

- Почему он так назвал его?

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что означает слово «университет»?

- Где мы это можем узнать?

 

-Давайте узнаем, на слайде представлены определения понятия «университет» толковых словарей Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова.

- Какие общие слова в этих значениях из разных словарей?

- Давайте сделаем вывод: университет это?

 

- Чем прославил М. В. Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить.

 

- Что мы должны узнать первым делом о М. В. Ломоносове?

- Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, после которого, вам нужно будет ответить на вопросы и выполнить задания.

 

Вопросы:

- Когда и где родился М. В. Ломоносов?

 

 

 

 

- Где свои первые знания получил Ломоносов?

 

- Во сколько лет Ломоносов решил покинуть дом и отправится в Москву?

 

- Посмотрите на слайд, какой путь М. В. Ломоносов проделал от дома до Москвы.

- Предположите сколько километров прошел Михаил?

 

- Михаил Ломоносов прошел 1160 км, чтобы быть образованным.

 

- Какие сокровища Ломоносов взял с собой?

 

- Мы с вами узнали о детстве М. В. Ломоносова.

 

- Как вы думаете, что мы должны узнать дальше?

 

Организует работу с учебником.

- Чтобы узнать о научной деятельности М. В. Ломоносова, поработаем с учебником.

- Вам нужно ознакомиться с материалом учебника на стр. 69, со второго абзаца.

Теперь давайте ответим на несколько вопросов.

Вопросы:

1) Какому международному языку науки того времени обучали в Славяно-греко-латинской академии?

2) Куда отправили М. В. Ломоносова в 1735 году, как одного из лучших учеников?

3) Великий ученый много сделал для развития образования в России.

- Что было открыто по предложению Ломоносова в 1755 году?

 

- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это?

 

- А как должен выглядеть кабинет настоящего ученого?

 

- Давайте с вами посмотрим, как выглядел его кабинет.

-Попробуйте описать его кабинет.

 

 

- Узнать о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

-В толковом словаре, в Интернете.

 

 

 

 

 

-Учебное заведение.

 

-Университет – это высшее учебное заведение.

 

 

 

 

 

- Его биографию.

 

Смотрят видеоролик.

 

 

 

 

 

- 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинская, в Архангельской губернии.

 

 

- В Дмитровской церкви.

 

 

- В 19.

 

 

 

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

- 2 книги- арифметика и грамматика.

 

 

 

 

- О его научной деятельности.

 

 

 

 

 

Читают текст в учебнике.

 

 

 

 

-Латинскому языку.

 

 

-В Петербург.

 

 

 

 

-Московский университет.

 

- Кабинет М. В. Ломоносова.

 

Отвечают.

 

 

 

 

Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и достижениях в науке М. В. Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков

К: слушать и понимать речь других.

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации.

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации.

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

К: слушать и понимать речь других.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

Организует закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, откройте рабочую тетрадь, на странице 38. Прочитайте задание № 2.

- Мы с вами уже проговорили, про события, которые происходили в жизни М.В. Ломоносова. Выполните данное задание, и потом вместе проверим его.

 

1755 год - открытие Московского университета.

1730 год - М. В. Ломоносов отправился в Москву.

1711- год - рождения М. В. Ломоносова.

1735 год - М. В. Ломоносова отправили в Петербург.

 

4) Какая награда, связанная с именем М. В. Ломоносова выдается в наши дни российским и иностранным ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

 

5) Талант Ломоносова раскрылся в различных областях знаний. Он прославился как?

 

- Ребята, найдите в учебнике, какие открытия в этих областях, сделал М. В.  Ломоносов.

 

1. Открыл атмосферу на планете Венера.

2. Организовал при Академии первую в России химическую лабораторию.

3. Под его руководством построили фабрику цветного стекла.

- Сейчас мы посмотрим небольшой видеофрагмент, о достижениях М. В. Ломоносова в разных областях наук.

 

- Какие открытия М. В. Ломоносова вы запомнили?

 

- Итак, мы с вами проговорили о достижениях М. В. Ломоносова. Давайте выполним 1 и 3 задание в рабочей тетрадке.

 

- Ребята, кто из вас помнит, как Ломоносова назвал А. С. Пушкин?

 

- Верно, давайте подумаем, почему он его так назвал. Какие ваши предложения?

 

- А что позволило Ломоносову сделать так много величайших открытий?

 

Роль М. В. Ломоносов в основании базы российской науки сложно переоценить. Человек, который одновременно владел знаниями по стольким направлениям! Ломоносов " обнял все науки", так говорил о А. С. Пушкин, за свою недолгую жизнь он сделал много для географии, истории, литературы, медицины, физики, химии, минералогии, механики. Он повернул российскую науку в нужном направлении, и она до сих пор идёт этим направлением.

 

- "Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги."

 

- Как вы понимаете это высказывание?

 

 

Выполняют задание.

Проверяют правильность выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Золотая медаль.

 

 

 

 

 

-Как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт и художник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеофрагмент.

 

 

 

Отвечают.

Выполняют задание.

Проверяют правильность выполнения задания.

 

 

 

- «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

Отвечают.

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают.

Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и достижениях в науке М. В. Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

К: слушать и понимать речь других.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу.

- Сейчас, вы выполните задания.

 

 

 

-Давайте проверим, как вы ответили. Проверьте по слайду.

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

Проверяют правильность выполнения задания по слайду.

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Организует повторение изученного.

Организует повторение изученного.

- В каком году родился великий русский ученый М. В. Ломоносов?

 

- В каких областях наук он прославился?

 

 

 

 

 

- Что произошло в 1755 году?

 

 

- Ребята, что вы еще запомнили о М. В. Ломоносове?

 

- Давайте вернемся к плану урока и посмотрим, все ли пункты мы выполнили?

Обобщают изученное.

 

 

- В 1711 году.

 

- Он прославился в таких науках, как физика, химия, геологи. астрономия, география, история, а также он был хорошим поэтом и художником.

- Был открыт Московский университет.

Отвечают.

 

П: осуществлять обобщение изученного.

 

К: владеть диалогической формой речи. 

 

 

 

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Итак, ребят, наш урок подходит к концу.

- Как вы думаете, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

 

Обратите внимание на слайд, вам нужно закончить предложение.

Сегодня на уроке я узнал….

Теперь я могу…

Мне захотелось…

 

Домашнее задание: страницы 68-70 читать. Ответить на вопросы «Проверь себя».  Рабочая тетрадь страница 39 задание №4.

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи. 

 

 

 

Р: осуществлять самооценку деятельности.

 

 

 

 

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.