Технологическая карта урока по окружающему миру "Михаил Васильевич Ломоносов", 4 класс
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по окружающему миру "Михаил Васильевич Ломоносов", 4 класс

Оценка 4.7
docx
13.03.2024
Технологическая карта урока по окружающему миру "Михаил Васильевич Ломоносов", 4 класс
Михаил Васильевич Ломоносов, 4 класс.docx

                                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Шантурова Елена Владимировна.

Предмет: окружающий мир.

Класс:4 «В».

Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Михаил Васильевич Ломоносов».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

1.         Формировать представление о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.

2.         Формировать умение: по фотографии описывать кабинет ученного XVIII века.

3.         Осознать вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

Предметные:

1.         Учащиеся получат представление о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.

2.         Учащиеся получат возможность научиться: по фотографии описывать кабинет ученного XVIII века.

3.         Учащиеся получат представление о вкладе Михаила Васильевича Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

Развивающие

1.  Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять волевую саморегуляцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 

2.  Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации в тексте; осуществлять обобщение изученного; анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

                                                                               

 

 3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять волевую саморегуляцию.

Уч-ся получат возможность научиться:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации.

 Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять обобщение изученного;

- осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- владеть диалогической формой речи.

Уч-ся получат возможность научиться:

- слушать и понимать речь других.

Воспитательные:
1.      Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.      Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием.

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

 

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

Приветствует, настраивает на дальнейшую работу

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

 

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, лист контроля и рабочая тетрадь.

 

Организует мотивацию к учебной деятельности.

- Сегодня мы отправимся в путешествие.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите?

- Как вы думаете, зачем она нам?

- А что теперь вы видите на слайде?

- Как вы думаете, в какой век мы отправимся?

- Отправляемся!

Приветствуют.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

- Машину времени.

- Отправится в прошлое.

- Ленту времени.

- В 18 век.

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит актуализацию знаний.

- Но прежде, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно вспомнить знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей.

- Кто этот человек?

- Что такое империя?

 

- Что вы помните про Петра I?

- Перед вами лист контроля, в котором вам предстоит выполнить тест.

1. Какой город в 1703 году основал Петр Великий?

А) Волгоград; Б) Санкт-Петербург; В) Тюмень; Г) Владимир.

2. В каком возрасте Петр был провозглашен царем?

А) В 10 лет      Б) В 25 лет      В) В 40 лет.

3. Выберите любимое увлечение юного Петра.

А) Танцы      Б) Рисование      В) Военные «потехи».

4. Кем трудился Петр в Голландии и Англии?

А) Учителем      Б) Плотником      В) Конюхом

5. Что Петр мог построить самостоятельно?

А) Дворец      Б) Собор      В) Корабль

6. Как называется первый музей в России, основанный Петром?

А) Эрмитаж      Б) Кунсткамера      В) Русский музей.

7. К каким обычаям Петр пытался приучить знатных людей?

А) К европейским      Б) К восточным      В) К американским

8. Кем стал Петр в 1721 году?

А) Царем      Б) Императором      В) князем.

Передайте листы контроля на первую парту.

 

 

 

 

 

- Петр I.

- Империя - большое, сильное государство.

Отвечают.

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: владеть диалогической формой речи.

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует постановку темы и цели урока.

- На слайде представлены зашифрованные слова.

- По какому принципу они зашифрованы?

Днскй, Нвскй, Птр, Лмнсв.

 

- Отгадайте их.

 

- Какое слово лишнее? Почему?

 

 

- Какая будет тема нашего урока?

 

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Откройте учебник на стр. 68 и определите цель нашего урока.

 

 

 

 

- Пропущены гласные буквы.

 

 

- Донской, Невский, Пётр, Ломоносов.

- Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.

- Михаил Васильевич Ломоносов.

- Узнаем о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове. По фотографии познакомимся с кабинетом ученого XVIII.

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует постановку проблемных задач.

- Дальше нам нужно составить план наших действий.

1. Что мы должны узнать?

 

 

 

2. С чем мы должны познакомиться?

3. Что мы должны определить?

 

 

 

 

 

 

 

- Узнать о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.

- Познакомиться с кабинетом ученого XVIII века.

- Определить, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

5. Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организует «открытие» нового знания.

- Какой первый пункт нашего плана?

 

 

 

- А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

 

- Почему он так назвал его?

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что означает слово «университет»?

- Где мы это можем узнать?

 

-Давайте узнаем, на слайде представлены определения понятия «университет» толковых словарей Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова.

- Какие общие слова в этих значениях из разных словарей?

- Давайте сделаем вывод: университет это?

 

- Чем прославил М. В. Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить.

 

- Что мы должны узнать первым делом о М. В. Ломоносове?

- Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, после которого, вам нужно будет ответить на вопросы и выполнить задания.

 

Вопросы:

- Когда и где родился М. В. Ломоносов?

 

 

 

 

- Где свои первые знания получил Ломоносов?

 

- Во сколько лет Ломоносов решил покинуть дом и отправится в Москву?

 

- Посмотрите на слайд, какой путь М. В. Ломоносов проделал от дома до Москвы.

- Предположите сколько километров прошел Михаил?

 

- Михаил Ломоносов прошел 1160 км, чтобы быть образованным.

 

- Какие сокровища Ломоносов взял с собой?

 

- Мы с вами узнали о детстве М. В. Ломоносова.

 

- Как вы думаете, что мы должны узнать дальше?

 

Организует работу с учебником.

- Чтобы узнать о научной деятельности М. В. Ломоносова, поработаем с учебником.

- Вам нужно ознакомиться с материалом учебника на стр. 69, со второго абзаца.

Теперь давайте ответим на несколько вопросов.

Вопросы:

1) Какому международному языку науки того времени обучали в Славяно-греко-латинской академии?

2) Куда отправили М. В. Ломоносова в 1735 году, как одного из лучших учеников?

3) Великий ученый много сделал для развития образования в России.

- Что было открыто по предложению Ломоносова в 1755 году?

 

- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это?

 

- А как должен выглядеть кабинет настоящего ученого?

 

- Давайте с вами посмотрим, как выглядел его кабинет.

-Попробуйте описать его кабинет.

 

 

- Узнать о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове.

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

-В толковом словаре, в Интернете.

 

 

 

 

 

-Учебное заведение.

 

-Университет – это высшее учебное заведение.

 

 

 

 

 

- Его биографию.

 

Смотрят видеоролик.

 

 

 

 

 

- 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинская, в Архангельской губернии.

 

 

- В Дмитровской церкви.

 

 

- В 19.

 

 

 

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

- 2 книги- арифметика и грамматика.

 

 

 

 

- О его научной деятельности.

 

 

 

 

 

Читают текст в учебнике.

 

 

 

 

-Латинскому языку.

 

 

-В Петербург.

 

 

 

 

-Московский университет.

 

- Кабинет М. В. Ломоносова.

 

Отвечают.

 

 

 

 

Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и достижениях в науке М. В. Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков

К: слушать и понимать речь других.

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации.

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации.

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

К: слушать и понимать речь других.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

Организует закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, откройте рабочую тетрадь, на странице 38. Прочитайте задание № 2.

- Мы с вами уже проговорили, про события, которые происходили в жизни М.В. Ломоносова. Выполните данное задание, и потом вместе проверим его.

 

1755 год - открытие Московского университета.

1730 год - М. В. Ломоносов отправился в Москву.

1711- год - рождения М. В. Ломоносова.

1735 год - М. В. Ломоносова отправили в Петербург.

 

4) Какая награда, связанная с именем М. В. Ломоносова выдается в наши дни российским и иностранным ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

 

5) Талант Ломоносова раскрылся в различных областях знаний. Он прославился как?

 

- Ребята, найдите в учебнике, какие открытия в этих областях, сделал М. В.  Ломоносов.

 

1. Открыл атмосферу на планете Венера.

2. Организовал при Академии первую в России химическую лабораторию.

3. Под его руководством построили фабрику цветного стекла.

- Сейчас мы посмотрим небольшой видеофрагмент, о достижениях М. В. Ломоносова в разных областях наук.

 

- Какие открытия М. В. Ломоносова вы запомнили?

 

- Итак, мы с вами проговорили о достижениях М. В. Ломоносова. Давайте выполним 1 и 3 задание в рабочей тетрадке.

 

- Ребята, кто из вас помнит, как Ломоносова назвал А. С. Пушкин?

 

- Верно, давайте подумаем, почему он его так назвал. Какие ваши предложения?

 

- А что позволило Ломоносову сделать так много величайших открытий?

 

Роль М. В. Ломоносов в основании базы российской науки сложно переоценить. Человек, который одновременно владел знаниями по стольким направлениям! Ломоносов " обнял все науки", так говорил о А. С. Пушкин, за свою недолгую жизнь он сделал много для географии, истории, литературы, медицины, физики, химии, минералогии, механики. Он повернул российскую науку в нужном направлении, и она до сих пор идёт этим направлением.

 

- "Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги."

 

- Как вы понимаете это высказывание?

 

 

Выполняют задание.

Проверяют правильность выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Золотая медаль.

 

 

 

 

 

-Как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт и художник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеофрагмент.

 

 

 

Отвечают.

Выполняют задание.

Проверяют правильность выполнения задания.

 

 

 

- «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

Отвечают.

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают.

Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и достижениях в науке М. В. Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

К: слушать и понимать речь других.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу.

- Сейчас, вы выполните задания.

 

 

 

-Давайте проверим, как вы ответили. Проверьте по слайду.

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

Проверяют правильность выполнения задания по слайду.

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Организует повторение изученного.

Организует повторение изученного.

- В каком году родился великий русский ученый М. В. Ломоносов?

 

- В каких областях наук он прославился?

 

 

 

 

 

- Что произошло в 1755 году?

 

 

- Ребята, что вы еще запомнили о М. В. Ломоносове?

 

- Давайте вернемся к плану урока и посмотрим, все ли пункты мы выполнили?

Обобщают изученное.

 

 

- В 1711 году.

 

- Он прославился в таких науках, как физика, химия, геологи. астрономия, география, история, а также он был хорошим поэтом и художником.

- Был открыт Московский университет.

Отвечают.

 

П: осуществлять обобщение изученного.

 

К: владеть диалогической формой речи. 

 

 

 

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Итак, ребят, наш урок подходит к концу.

- Как вы думаете, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

 

Обратите внимание на слайд, вам нужно закончить предложение.

Сегодня на уроке я узнал….

Теперь я могу…

Мне захотелось…

 

Домашнее задание: страницы 68-70 читать. Ответить на вопросы «Проверь себя».  Рабочая тетрадь страница 39 задание №4.

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи. 

 

 

 

Р: осуществлять самооценку деятельности.

 

 

 

 

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

Задачи урока: Планируемые результаты

Задачи урока: Планируемые результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Проводит актуализацию знаний. -

Проводит актуализацию знаний. -

Какое слово лишнее? Почему? -

Какое слово лишнее? Почему? -

Наглядный (демонстрация)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение) Организует «открытие» нового знания

Практический (упражнение) Организует «открытие» нового знания

Ломоносова в 1755 году? -

Ломоносова в 1755 году? -

Наглядный (демонстрация) Организует закрепление с проговариванием во внешней речи

Наглядный (демонстрация) Организует закрепление с проговариванием во внешней речи

Пушкин, за свою недолгую жизнь он сделал много для географии, истории, литературы, медицины, физики, химии, минералогии, механики

Пушкин, за свою недолгую жизнь он сделал много для географии, истории, литературы, медицины, физики, химии, минералогии, механики

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Включение нового знания в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024