Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник режиссёрских игр, направленных на формирование представлений о социальных нормах поведения у старших дошкольников
Камышлов, 2020
Сборник режиссерских игр, направленных на формирование представлений о социальных нормах поведения у старших дошкольников/ сост. Е. Л. Васильева, Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.
Руководитель: А. И. Штыркина, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рецензент: Е. В. Шаркова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Варианты игр позволяет сделать работу для детей разнообразной и при этом у ребенка формируются представления об определенных социальных нормах поведения.
Сборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность и социально-коммуникативное развитие.
Данный сборник режиссерских игр предназначен для воспитателей дошкольной организации, при организации игровой деятельности, для студентов специальности 44.02.01. Дошкольное образование при подготовке и проведении игровой деятельности.
©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020
Содержание
Пояснительная записка. 3
Раздел 1. Бытовые. 9
1.1 «Мойдодыр». 9
1.2 «К нами придут гости» (этап первый) 10
1.3 «Садимся за стол» (этап второй) 12
1.4 «Собираемся в садик». 14
1.5 «Как я дома помогаю?». 15
Раздел 2. Общественные. 17
2.1 «Вежливые слова». 17
2.2 «В кафе». 18
2.3 «Друг». 20
2.4 «Колобок». 21
2.5 «Мишкин День Рождения». 22
Раздел 3. Ознакомление с трудом взрослых. 24
3.1 «Кому что нужно?». 24
3.2 «В салоне красоты». 25
3.3 «Кукла Катя заболела». 26
3.4 «Оденем куклу на работу». 28
3.5 «Съемка фильма «Курочка Ряба». 29
Раздел 4. Патриотические. 31
4.1 «День Защитника Отечества». 31
4.2«Гости города». 32
4.3«Военные разведчики». 33
4.4 «Важные профессии на войне». 34
4.5 «Кто защищает наши границы». 35
Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.
Чтобы подбирать материал для детской игры, педагогу необходимы некоторые общие ориентиры, позволяющие определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе. Конкретный подбор игрового материала осуществляется в зависимости от условий и возможностей детского сада.
Игра – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
В игре ребёнок выполняет различные роли, начиная осознавать предмет с разных сторон, что способствует развитию мыслительной способности человека, которая позволяет отображать свою отличительную точку зрения. Наряду с возрастающим приоритетом учебной деятельности, игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё остаётся ведущей, так как игра оказывает огромное влияние на развитие психики и личности ребёнка. Практика воспитателей, педагогов и учителей показывает, что интеллектуальная деятельность в процессе игры является наиболее действенным средством формирования, развития и закрепления всех логических операций. Игровая деятельность подразумевает собой упражнения, которые формируют умение выделять основные признаки предметов, обобщать предметы по определенным признакам, развивать умение владеть собой.
Любые игры в процессе развития ребёнка сопоставляются с определёнными социальными нормами и общественными правилами. Игровые ситуации создаются для обучения и воспитания и направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время позволяют решать и воспитательные и развивающие задачи. Поэтому очень важно ребёнку не только представить игру, рассказать её правила, но и научить его играть в эту игру, объяснить ребёнку, почему соблюдение данных правил так важно и что в итоге, для самого ребёнка, это даст.
Режиссёрская игра – воображаемая ситуация развёртывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребёнком и игровыми ролями. Также разновидностью режиссерской игры выступает игра-фантазирование – воображаемая ситуация развёртывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребёнок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью.
Ребенок в режиссерских играх проявляет творчество и фантазию, придумывает содержание игры, распределяет роли между игрушками или предметами-заместителями игрушек (палочка – ребенок, листик – кораблик). Ребенок является режиссером в игре. Речь является в такой игре главным компонентом.
Исходя из общих представлений об игровой деятельности, можно обозначить, что важным условием при организации и проведении игр является отбор игрового материала для сюжетной игры и игры с правилами и создание предметно-игровой среды.
Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его со стороны меры условности.
Таким образом, анализируя конкретно режиссёрскую игру, педагог может построить свою педагогическую работу с учётом всех воспитательных целей. В процессе игры, педагог непременно должен контролировать ход игрового действия, анализируя поведение ребёнка, его реакции на других детей, какими действиями и эмоциями он передаёт определённые чувства или ситуации.
В нашей разработке сборника игр, мы будем опираться на режиссерские игры, которые являются подвидом сюжетных игр, но имеющие свои особенности. Выбор игр осуществлялся методом подбора разносторонних аспектов: бытового, социального, индивидуального и др. Так, в нашем сборнике мы постарались использовать все игровые ситуации, в которых бы ребёнок смог не только проявить свои творческие способности, но и перенести свой личный опыт из жизни в игру.
Сборник игр включает в себя четыре раздела, а именно:
1. Бытовые игры: формируют представление детей о принципах бытового устройства.
В процессе данных игр дети могут реализовать собственный опыт в какой-либо ситуации. Игры учат детей: правилам личной гигиены, нормам приёма гостей, правилами сортировки праздничного стола. В определённых играх дети имеют возможность отобразить собственное поведение в домашних условиях, например: показать через роль куклы, как нужно помогать маме дома.
2. Общественные: данный вид игр формирует у детей представления о нормах поведения в общественных местах.
В разных игровых ситуациях дети учатся употреблять слова вежливости, осознают их значимость в социальном мире, анализируют положительные и отрицательные черты характеры человека с проявлением грубости или вежливости.
3. Игры на ознакомление с трудом взрослых: данный вид игр формирует у детей представление о труде взрослых людей.
На примере игры с одеванием кукол в спец-одежду, ребёнок учиться распознавать профессии. В играх также формируется любовь к животным, забота к близким. Данный вид игр также влияет на такой аспект, как выбор профессии в будущем и поиском своего места в социуме.
4. Патриотические игры: данный вид игр формирует чувство патриотизма и ответственности.
Патриотические игры – это не только игры на военную тематику, это также игры на развитие гражданского чувства каждого человека. Осознав своё место в этой жизни, ребёнок должен понимать свое значение для своего города, улицы и дома, в котором он живёт.
В данном сборнике собраны разнообразные игры, в которых ребёнок выступает режиссёром, иногда сценаристом, импровизатором, костюмером. Он развивает свои умственные способности, мелкую моторику, фантазию, творчество. То есть сборник всесторонне направлен на развитие ребёнка. Игры в парах предполагают совместную игру, при которой детям необходимо развивать командных дух, чувство уважения друг к другу, умение договариваться и слушать. Так, ребёнок становиться более уверенным в своих силах и в себе, собственно. Игры-драматизации можно использовать не только в детских садах, так как их проигрывание в домашней обстановке, позволяет маме увидеть и проанализировать процесс развития своего ребёнка, насколько он осведомлён в той или иной теме, на что следует обратить внимание, на какие темы необходимо поговорить с ребёнком.
Педагогическая цель: формировать представления о нормах индивидуальной гигиены, закрепить знания о культурно-гигиенических навыках: мытье рук, лица, расчесывания. Воспитывать потребность быть опрятным и аккуратным.
Игровая цель: научить игрушку пользоваться предметами личной гигиены и ухаживать за своим внешним видом.
Оборудование: куклы, иллюстрации к стихотворению «Мойдодыр», игрушки: расчески, шампунь, зубная щетка, паста, носовой платок, полотенце, ванночка, фен.
Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковский «Мойдодыр» и рассматривание иллюстрации к произведениям. Беседы на темы: «Наши добрые друзья», «Личная гигиена».
Количество игроков: 1
Роли: игрушка-девочка чумазая, мальчик - неумытый поросенок Мойдодыр.
Сюжет: Мойдодыр воспитывает чумазых игрушек, учит их мыть руки и быть опрятными.
Ход игры:
Организационный этап: ребенок создает среду для игры, расставляет необходимые атрибуты для игры.
Ход игры: Ребёнок садиться за стол, за которым уже посажена игрушка. На столе разложены различные предметы личной гигиены. Взяв куклу, ребёнок оценивает её состояние и принимает решение, какие манипуляционные действия с ней проводить. Ребёнок начинает озвучивать реплики куклы: «Какой же я сегодня неаккуратный! Нужно это исправить», – которые говорят о том, что он понимает: быть неаккуратным, не расчёсанным и не умытым – это выходит за рамки приличия и норм личной гигиены. Ребёнок как бы повторяет все обыденные бытовые действия с куклой. Под воздействием ребёнка, кукла моет руки, умывается, берёт расчёску для волос, пытается сделать причёску.
Заключение. У тебя все получилось замечательно! Мне кажется, твоя игрушка научилась ухаживать за собой и она поняла, что быть чистой и опрятной очень важно! Тебе так не кажется? Ты отлично со всем справился(ась)! Тебе понравилась эта игра? Что было трудно?
Педагогическая цель: формирование представлений у ребёнка, как необходимо принимать гостей, и какие варианты подготовки к данному событию приемлемы.
Игровая цель: ребёнок пользуется предметно-игровой средой, созданной педагогом, воссоздавая те моменты подготовки к приёму гостей, которые он наверняка мог наблюдать в домашней обстановке.
Оборудование: так как игра предполагает максимальное задействие памяти ребёнка и его фантазии, педагог подбирает широкий спектр игрушечных бытовых предметов, которые ребёнок может использовать в своей игре.
Предварительная работа: педагог создаёт проблемную ситуацию риторическим вопросом: «Сегодня кукла мама готовиться к приёму гостей. Только у неё совсем мало времени для того, чтобы всё успеть! Что будут делать её детки Паша и Катя, чтобы помочь маме?».
Количество игроков: 1
Роли: кукла мама, дети куклы Паша и Катя. По ходу игры ребёнок может вводить дополнительных действующих лиц в зависимости от игровой ситуации.
Сюжет: кукла мама готовит кушать, даёт задание куклам Паше и Кате, чтобы они ей помогли. В игровом поле находятся игрушки (в первую очередь – обязательные действующие лица), и предметы, которыми ребёнок может играться. Возможные ситуации, которые ребёнок может воспроизвести: покупка продуктов (игрушки: тележка, игрушечные продукты, деньги), приготовление еды (игрушки: сковородки, кастрюли, кухонные принадлежности), уборка в доме (игрушечные пылесос, веник, швабра и т.п).
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок выбирает кукол – действующих лиц и проигрывает ситуацию, в которой мама объявляет детям о приходе гостей.
Ход игры: игрушки с радостью воспринимают данную новость. Далее ребёнок озвучивает реплики куклы мамы и кукол детей, раздавая им задания для выполнения: так, куклы дети идут убирать в своей комнате (собирать игрушки, раскраски, предметы, которые разбросаны), при этом дети разыгрывают ситуацию о догадках, кто ним придёт в гости. Далее ребёнок переходит к кукле маме, которой необходимо приготовить продукты. В данной ситуации, ребёнок не задействует кукол детей, а реализует взрослые действия приготовления еды в своей интерпретации. Так как ребёнок не знает все тонкостей приготовления блюд, все манипуляции детские и поверхностные.
Заключение: Ты просто умница! У тебя всё получилось! Видно, что тебе понравилось играть! Тебе нравиться дома принимать гостей? Ты, наверное, помогаешь маме в этом непростом деле? Что тебе больше всего нравиться делать: помогать с приготовлением еды или подготавливать праздничный стол?
Педагогическая цель: формирование представления о процессе и правильности сервировки стола.
Игровая цель: ребёнок должен воссоздать на примере сервировочного стола правила расстановки столовых приборов.
Оборудование: иллюстрации по теме (борщ – ложка), кастрюля – сотейник, салат – вилка, хлеб нож); стол, за которым рассажены игрушки гости; столовые приборы, которые расставлены по столу в неправильном виде.
Предварительная работа: Перед игрой детей необходимо познакомить или напомнить, какими приборами едят, подбирая к блюду необходимую иллюстрацию. Так, педагог показывает картинку и просит детей найти ей соответствие. Педагог предлагает ребёнку взглянуть на стол, который кукла подготовила гостям. На столе все приборы спутаны: мелкая тарелка с ложкой, суповая тарелка с вилкой, в кастрюле лежит нож и т.п. ребёнок должен сопоставить правильность расстановки и исправить как нужно.
Количество игроков: 1
Роли: куклы-гости за столом, кукла-хозяйка, которая рассортировала столовые приборы.
Сюжет: куклы-гости удивлены, что стол неправильно отсортирован. Одна из кукол помогает кукле-хозяйке правильно расставить столовые приборы.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок осматривает стол, определяет, какие столовые приборы не на своём месте, выбирает тех кукол, которые будут возмущаться и куклу, которая будет всё исправлять.
Ход игры: Первым, что ребёнок осуществляет – это реакцию кукол-гостей на сервировку стола. Куклы недовольны таким приёмом, и они стыдят куклу-хозяйку. Реакция куклы-хозяйки на осуждения – это реакция самого ребёнка на подобную ситуацию. Кукла просит гостей помочь ей разложить предметы как необходимо, что говорит о том, что ребёнок не замкнутый, он не боится ошибаться и не отвечает агрессией на критику. Далее ребёнок выбирает самую красивую куклу и её манипуляциями разыгрывает, как бы она расставила всё по правилам.
Заключение: ты справился на ура! Ты часто маме помогаешь разлаживать столовые приборы? А как ты думаешь, тем гостям, которые молчали за обедом у тебя за столиком, понравилась расстановка столовых приборов? Как ты думаешь, почему кукла-хозяйка не знала, как правильно нужно сортировать стол?
Педагогическая цель: формировать у ребёнка общие представления о нормах личной гигиены, в частности внешний вид.
Игровая цель: воссоздать процесс сборов в детский сад.
Оборудование: кукла девочка и кукла мальчик, игрушечные предметы личной гигиены (расчёски, резинки для волос, фен, спреи по уходу за волосами).
Предварительная работа: картотека по теме. Педагог показывает картинки детям, а они отвечают, на какой иллюстрации ребёнок неряшливый, а на какой – опрятный. Педагог предлагает ребёнку собрать кукол в детский садик. Игра проводилась с девочкой и отдельно с мальчиком и с перестановкой действующих лиц. Так, девочка и мальчик собирали в детский садик сначала куклу-девочку, затем куклу-мальчика. Цель данного процесса заключается в том, чтобы проследить о форсированности представлений детей о нормах личной гигиены противоположного пола.
Количество игроков: 1
Роли: кукла девочка и кукла мальчик и, безусловно, на усмотрение ребёнка.
Сюжет: кукла-девочка (кукла-мальчик) просыпается утром и собирается в садик. Задание: необходимо привести свой внешний вид в порядок: расчесаться, заплестись, умыться.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок берёт растрёпанную куклу, осматривает её и выбирает инструменты, при помощи которых, как ему кажется, она сможет собраться в садик.
Ход игры: ребёнок строит сюжет, согласно которому он выбрал куклу маму (папу), которая(ый) будит куклу-девочку (мальчика) в детский сад. Кукла вся растрёпанная и ей нужно привести себя в порядок.
Заключение: Что будет, если не ухаживать за собой? Тебе понравилась игра? А мама как тебя собирает в садик?
Педагогическая цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Игровая цель: создать домашнюю атмосферу выходного семейного дня, распределив роли между домочадцами.
Оборудование: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Предварительная работа: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Педагог предлагает вспомнить детям, как они проводят свой выходной день, и кто чем занимается.
Количество игроков: 2
Роли: куклы мама, папа, дети.
Сюжет: кукла-мама готовит кушать на кухне, она собирает мусор и просить куклу-папу выбросить его; кукла-мама готовит еду, а кукла-папа помогает ей чистить картошку.
Ход игры:
Организационный этап: двое детей перед игрой распределили куклы между собой, кто какие роли будет играть, договорились о сюжете, который будет проигрываться первым.
Ход игры: мальчик и девочка перед игрой решили, что один будет играть мамой и сестрой, а другой – папой и братом. Дети разыграли несколько сценок: мама даёт папе мусор, чтобы тот его выбросил на мусорник; мама готовит еду, а папа помогает ей чистить картошку; дети играют в игрушки, раскидывают их, дурачатся и затем приводят в порядок свою комнату. В процессе данной игры, когда участвуют двое детей, каждый сталкивается с неоспоримым мнением собеседника. Если ребёнок, играючи один, может придумать реплики игрушек без определённых конфликтов, то играючи в паре с другим ребёнком и сталкиваясь с трудностями или непредсказуемыми реакциями кукол, ребёнку необходимо проявлять не только свою фантазию, но и умение избегать конфликты и решать определённые ситуации.
Заключение: Вы просто молодцы! Видно, вы часто наблюдаете, как ваш папа помогает маме по хозяйству!? Как вы думаете, маме нужно помогать? А как вы помогаете маме? А игрушки вы умеете складывать на свои места? А представьте, что было бы, если маме не помогать?
Педагогическая цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Игровая цель: Дети должны знать и использовать в процессе игры следующие слова (которые они должны использовать в жизни): здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Предварительная работа: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами. Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку? Как ты отблагодаришь человека за помощь? и т.д.
Количество игроков:1
Роли: кукла в роли покупателя, кукла в роли продавца, кукла в роли мамы.
Сюжет: у куклы-мамы на кухне закончился хлеб, и она просит своего ребёнка-куклу сходить в магазин по хлеб (ребёнок должен воссоздать данную ситуацию, пользуясь словами вежливости).
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок выбирает куклы, которые будут выполнять роли, определяется с предметно-игровой зоной, набирает игрушечные предметы по теме.
Ход игры: в ходе игры ребёнок проигрывает куклами ситуацию, когда мама просит сходить в магазин. При этом куклы проговаривают слова «пожалуйста», «спасибо». Когда кукла приходит в магазин и покупает нужный продукт, она теряется при выборе, не знает конкретно, за которую сумму ему нужно купить хлеб; получив продукт, забывает забрать сдачу и сказать «спасибо».
Так, мы видим, учитывая возраст ребёнка, недостаточный опыт в данной ситуации и определённую неуверенность в действиях куклы. Возможно, именно так бы и поступил сам ребёнок в данной ситуации – растерялся, забыв о словах вежливости.
Заключение: скажи, а ты уже ходил сам в магазин? А как ты думаешь, маленьким деткам можно ходит одному по улице или в магазин? А почему? Как ты думаешь, для чего нужно слова вежливости? А ты дома пользуешься такими словами?
Педагогическая цель: формировать представления о социальных нормах поведения в общественном месте, закрепить знания об окружающей жизни: правилах поведения за столом, правилах пользования столовыми приборами, правилах сортировки различных блюд.
Игровая цель: создание ситуации под название «В кафе», с использованием необходимой атрибутики.
Оборудование: куклы, набор маленькой посуды, подносы, скатерти, салфетки, набор продуктов.
Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации с изображением разных общественных пунктов питания (кафе, столовых). Беседа о правилах поведения в кафе с использованием вежливых слов. Педагог рассказывает о том, что у них в группе есть куклы, которые совсем не умеют себя хорошо вести в общественном месте. Игрушки пришли в кафе, чтобы заказать вкусное мороженое и торт, однако они не знают, как это сделать. Педагог предлагает двум детям помочь куклам осуществить свой заказ.
Количество игроков: 2
Роли: куклы в роли посетителя (клиента), официанта, повара, администратора.
Сюжет: куклы пришли в кафе и не знают, как сделать заказ, какие слова нужно говорить официанту.
Ход игры:
Организационный этап: дети распределили игрушки между собой, сконструировали предметно-игровую зону, расставили игрушечные атрибуты кофейни, надели соответствующие костюмы куклам.
Ход игры: дети разыграли предварительную сценку знакомства двух кукол и собственно, возникновения идеи пойти в кафе. Куклы сразу придумали свои правила поведения в общественном месте: не кривляться, не шуметь, не кричать, кушать аккуратно. Один ребёнок озвучивал куклу посетителя и официанта, ему было интересно проиграть исполняющую роль: процесс взятия заказа, общение с клиентом. Ребёнок насыщал реплики клиента «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо». Второй ребёнок, озвучивающий куклу в роли второго посетителя, вносил поправки в процессе выбора заказа.
Заключение: Скажите, дети, как вы думаете, важно и быть вежливым? Вы встречали грубых людей? Они вам понравились? Что бы вы сказали ребёнку, который грубит взрослому?
Педагогическая цель: Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.
Игровая цель: создание ситуации лечения игрушки зайки с больной лапкой, при которой игрушки-лекари будут подбирать методы лечения.
Оборудование: мягкие игрушки, игрушка зайчика, игрушечные медицинские приборы, аптечка.
Предварительная работа: педагог читает сказку А. Прокофьева «Заячья лапка», задавая наводящие вопросы. Далее педагог сообщает ребёнку, что зайчик очень быстро бежал и поранил себе лапку, поэтому он нуждается в помощи. Ребёнок должен правильно поддержать его и пожалеть.
Количество игроков:1
Роли: игрушка-зайчик в роли пострадавшего, куклы – лекари.
Сюжет: игрушка-зайка ушиб лапку, плачет и ему нужна помощь куклы-врача.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок берёт подготовленную игрушку зайки, выбирает куклу-врача, одевает его, подготавливает игрушечную аптечку.
Ход игры: ребёнок озвучивает зайчика, которому очень больно, а кукла-врач начинает лечить его. При этом ребёнок очень жалеет зайку. Кукла в роли врача обрабатывает и забинтовывает лапку зайке. Кукла врач предлагает успокоиться зайке, так как его ранка скоро заживет, предлагает ему конфетку, чтобы тот не плакал.
Заключение: ты просто умница! Ты так помог зайке! Так важно помогать братьям нашим меньшим! Как ты думаешь? Ты любишь животных? А ты встречал когда-нибудь раненого животного?
Педагогическая цель: развитие речи, подвижности и гибкости кистей рук детей, продолжение формирования норм общественного поведения.
Игровая цель: создать свою версию сказки «Колобок».
Оборудование: игрушки: колобок, заяц большой и маленькие по количеству детей, лиса, волк, медведь. Картонные силуэты волка, шишки, корзина. Пальчиковые краски, листы бумаги с нарисованным кустом. Листы зеленой бумаги, желтый круг, клей. Кукольная посуда: кастрюли, тарелки, ложки. Пшенная крупа. Дуга, пеньки.
Предварительная работа: предварительно педагог начинает читать детям сказку «Колобок». Затем, задавая наводящие вопросы, подводит детей к мысли о том, что на самом деле, Колобок не был очень вежливым с другими животными.
Количество игроков:2
Роли: пальчиковые куклы-животные, играющие роль в сказке колобок.
Сюжет: Колобок укатился от бабушки и дедушки и катится по тропинке, по пути он встречает животных, от которых ему так же нужно уйти.
Ход игры:
Организационный этап: дети быстро распределили, кто озвучивает роль Колобка, а кто – роли животных. Задача игры состоит в том, чтобы персонажи были вежливыми друг с другом, но также, чтоб Колобка не съели в конце сказки! Дети знакомятся с пальчиковыми игрушками, примеряют их, и смотрят, как выглядит сам пальчиковый театр.
Ход игры: дети надевают пальчиковые игрушки и разыгрывают сказку с самого начала, реплики, безусловно, отличаются от текста сказки, но это и есть, собственно, задание игры. Ребёнок, манипулирующий Колобком, используя слова вежливости, также уходит от зайца, волка, медведя, нов конце, дети решают не менять итог сказки и лиса таки съедает Колобка. При этом Лиса также была вежлива: ребёнок произносит реплику «Спасибо, было очень вкусно!».
Заключение: вам понравилось быть режиссёром? Вы поняли, что означает эта профессия? Что было тяжелым в игре? Вам понравился пальчиковый театр?
Педагогическая цель: формировать представления о социальных нормах поведения в обществе, формировать культуру общения.
Игровая цель: создать свою историю празднования Дня Рождения Мишки.
Оборудование: теневой театр, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей), моно поля (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда.
Предварительная работа: изготовление и подготовка атрибутов к игре.
Количество игроков:2
Роли:медведь, заяц, лиса, пчелы.
Сюжет: У медведя Топтыгина день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей - зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения!
Ход игры:
Организационный этап: дети рассматривают игрушечно-бумажных животных, распределяют между собой, кто каким животным будет управлять.
Ход игры: дети рассматривают формы игрушечных животных и придумывают ход игры. При помощи теней им необходимо воссоздать ситуацию праздника и поведение персонажей в данной ситуации. Дети интонацией и жестами животных передали атмосферу праздника, характеры персонажей. Данная игра максимально способствует развитию фантазии детей.
Заключение: Дети, вам понравилось играть в теневой театр? А что было самым интересным? Было что-то, что у вас не получалось? Что бы вы исправили во второй раз?
Педагогическая цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.
Игровая цель: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.
Оборудование: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).
Предварительная работа: на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий, которые дети должны сложить в соответствии. Педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии.
Количество игроков:2
Роли: куклы, выполняющие роль разных рабочих.
Сюжет: кукла собирается на работу – тушить пожар и спасать потерпевших.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок выбирает куклу, которую нужно одеть, и которая будет тушить пожар. Другой ребёнок оценивает игровое поле, занимает позицию потерпевшего.
Ход игры: дети играют в парах. Первая разыгрываемая ситуация первой парой детей: пожарник собирается на работу – тушить пожар. Кукла в роли пожарника одевает необходимую одежду (её нужно было выбрать среди других одежд), садится в пожарную машину и спешит на вызов, где его встречает другой персонаж – кукла, которая не может выбраться из дому из-за пожара. Дети разыгрывают сцену тушения пожара и спасение человека. Другая ситуация: полицейский собирается на работу на вызов для того, чтобы обезвредить преступника. Другой ребёнок руководит куклой-преступником, убегая от полицейского.
Заключение: дети, вы разыграли настоящее спасение от пожара! Как вы думаете, в реальной жизни такое может случиться? А вы знаете основные меры безопасности при пожаре? Чего нельзя делать деткам, чтобы не было пожара?
Педагогическая цель: формировать представления о социальных нормах поведения в трудовой деятельности, закреплять умения договариваться, во что будут играть, какие предметы понадобятся при этом.
Игровая цель: в процессе игры, подготовить салон красоты к приему клиентке.
Оборудование: плоскостное основание с обозначенными на нём местами для возможных объектов, маркеры игрового пространства: скамейки, зеркала, лестницы, цветы, бассейн, куклы, предметы, обозначающие события: фен, расчёски, ножницы, спортивные тренажёры, предметы-заместители: пробочки, счётные, палочки, шарики, кубики, кирпичики.
Предварительная работа: беседа о профессиях людей, работающих в салоне красоты. Рассматривание журналов, каталогов с моделями причёсок, макияжа. Изготовление совместно с ребенком атрибутов для игры. Чтение Т.А. Шарыгина «Профессии, Какие они?».Педагог ставит перед ребёнком задачу: а как ты бы построил работу в своей собственной парикмахерской? Давай поиграем. Ребенок начинает оформлять салон красоты. Места работы для парикмахера, стилиста-визажиста, маникюрши, администратора.
Количество игроков:1
Роли:кукла в роли посетителя, кукла в роли работника салона красоты.
Сюжет: кукла приходит в салон красоты, чтобы парикмахер сделал ей причёску.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок выбирает самую растрёпанную куклу, приводит её в салон красоты, выбирает игрушечную атрибутику парикмахера.
Ход игры: ребенок распределяет роли среди игрушек, обустраивает место, придумывает, какие виды услуг будет оказывать. После того, как клиентка пришла, организовывает всю работу для нее.
Заключение: Как ты думаешь, а в салоне красоты нужно соблюдать меры гигиены? А какие они должны быть? А ты был когда-нибудь в салоне красоты?
Педагогическая цель: учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, доводить взятую роль до конца игры. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.
Игровая цель: в игровой ситуации создать процесс лечения врачом пациента.
Оборудование: медицинская сумка, в которой находятся градусник, трубочка, шпатели, таблетки; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона.
Предварительная работа: Кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них, затем уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле.
Количество игроков:2
Роли: кукла, играющая роль заболевшей девочка Кати, кукла в роли врача.
Сюжет: у куклы болит горло, она заболела и ей нужна помощь врача.
Ход игры:
Организационный этап: дети осматривают подготовленную куклу, распределяют роли, выбирают куклу-врача, собирают ей аптечку.
Ход игры: двое детей быстро распределили, какими куклами они будут руководить. Цель в игре состояла в том, чтобы один ребёнок через куклу передал состояние заболевшего, а другой ребёнок правильно выполнил все манипуляции, которые доктор совершает по отношению к заболевшему. Дети воссоздали ситуацию, взявши дополнительного персонажа (куклу маму), как кукла мама вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Здравствуйте, у меня заболела дочка. Можно вызвать врача?» Врач (кукла) отвечает, что он придет к больной. Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой.
Заключение: Понравилось ли вам помогать кукле? Что было трудно? Что понравилось? Предлагаю тебе зарисовать сегодня свои впечатления в твой альбом.
Педагогическая цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
Игровая цель: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.
Оборудование:1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).
Предварительная работа: на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках – плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки. Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы. Педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды.
Количество игроков:1
Роли: куклы в роли разных профессий.
Сюжет: кукле нужно собраться на работу, но она должна найти свою рабочую одежду.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок рассматривает куклу, какие на ней ей элементы одежды-подсказки. Затем, ребёнок начинает рассматривать предлагаемую одежду.
Ход игры: ребёнок приступает к игре, придумав предысторию, будто кукла забыла, где её костюм. Ребёнок с интересом примеряет на куклу разные наряды, как бы представляя, в какой роли ей было бы лучше. Однако на кукле должны быть состыкованы все атрибуты одежды, поэтому оставить понравившейся костюм ребёнок не может.
Заключение: Ты отлично со всем справился(ась)! Тебе понравилась эта игра? Что было трудно? С чем справился(ась) без трудностей?
Педагогическая цель: формировать представления о социальных нормах поведения в профессиональной сфере.
Игровая цель: снять фильм по мотивам сказки «Курочка ряба» используя свое воображение и фантазию, представить детям.
Оборудование: куклы дедушки, бабушки, курочки Рябы, яичка, мышки.
Предварительная работа: беседы на прогулке: все ли любят смотреть сказки, мультфильмы и фильмы по телевизору? Знакомство с профессиями режиссер, гример, актер, оператор, костюмер и их родом занятий. Для этого проводятся беседы из цикла «Профессии», а также необходимыми для этих профессий атрибутами. Знакомство ребенка с профессией актер и с его работой. Педагог предлагает ребёнку снять свой фильм, по мотивам русско-народной сказки «Курочка ряба», который он придумает сам. Ребёнок должен вспомнить, чем должен заниматься костюмер, гример, режиссер, оператор, официант в кафе и зрители.
Количество игроков:1
Роли:режиссер, актеры: дедушка, бабушка, курочка Ряба, мышка.
Сюжет: курочка Ряба снесла яичко, которое разбивает мышка.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок выбирает игрушки, с которыми будет разыгрывать сказку, придумывает игровое поле, одежду для актёров.
Ход игры: ребёнок, используя куклы, распределяет им роли. Для ребёнка интересным выдалась профессия костюмера, поэтому, исполняя свою роль, кукла искала подходящие костюмы, которые бы одела кукла-баба, кукла-дед, игрушка Курочка. В процессе подборов костюмов, ребёнок отходил от сюжета сказки и решил одеть кукол в более современные костюмы.
Заключение:
Понравилось ли тебе снимать сказку? Захочешь ли ты в следующий раз снять фильм по другой сказке? Почему? Что больше всего тебе понравилось?
Педагогическая цель: Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Игровая цель: знакомство с особенностями службы моряков, летчиков, пограничников и их подготовке к защите Отечества.
Оборудование: картинки с изображением родов войск, стенд (с предоставленными родителями детей) фотографиями «Мой папа служил...»
Предварительная работа: спортивно - оздоровительное мероприятие для мальчиков «Самый, самый, самый». Выставка творческих работ детей "Российская армия глазами детей». Стенгазета «С 23 февраля!» Рассматривание с детьми особенностей военной формы пограничника, нашивок на форме, значков, медалей и т.п. Отгадывание загадок на военную тематику. Педагог предлагает детям самостоятельно изготовит атрибуты для игры: сконструировать оружие, военную технику из имеющегося строительного материала.
Количество игроков:2
Роли:куклы, мягкие игрушки.
Сюжет: куклы-военные должны выполнять все армейские поручения, защитив границы своей страны, отбив врага.
Ход игры:
Организационный этап: мальчики рассматривают из чего можно соорудить военное игрушечное поле, расставляют на нём игрушки.
Ход игры: двое мальчиков, играющие в игру, быстро сконструировали баррикады из конструкторов, которые имитировали военную структуру при учениях. Кукла в роли военного выполняла все военные поручения руководителя-командира. Военные учения плавно перешли в атаку, при которой дети руководили куклами, отбивая нападения врагов.
Заключение: на войне победили русские солдаты, а у нас дружба. понравилась ли тебе наша игра? Что было трудно? Что понравилось?
Педагогическая цель: воспитывать интерес к жизни родного города и страны, воспитывать патриотические чувства, интерес к своей Родине, городу, краю. Закреплять знание достопримечательностей города, памятников, воспитывать любовь к своему городу.
Игровая цель: воссоздать экскурсию приезжим гостям в свой город.
Оборудование: карточки с видами города, кубик с цифрами, несколько машинок.
Предварительная работа: Педагог предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача ребёнка – рассказать о том месте, которое изображено на карточке, как можно интереснее, доступнее. «Экскурсовод» выбирает «транспорт» и с «гостями» города отправляется на экскурсию. Педагог ставит перед ребёнком задачу, которая заключается в том, чтобы кукла – экскурсовод смогла рассказать приезжим гостям о своём городе, в котором она живёт.
Количество игроков:1
Роли:кукла-экскурсовод, куклы-приезжие.
Сюжет: кукла-экскурсовод должна встретить гостей и рассказать и показать интересные места своего города.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок выбрал куклу, которая будет играть роль экскурсовода, затем, взяв автобус, ребёнок посадил в него игрушки, которые играют роль гостей.
Ход игры: ребёнок мало знал мест-достопримечательностей своего города; учитывая свой юный возраст, он не был в роли экскурсанта, поэтому куклы-гости практически не осуществляли никаких действий, не задавали вопросы экскурсоводу. Кукла-экскурсовод рассказала гостям, что в городе есть кино, кафе и детские площадки, собственно, данный факт предсказуемый, так как ребёнок опирался на собственную память и опыт.
Заключение: Что тебе было самым трудным? Как ты думаешь, гостям понравился твой город? А сколько лет твоим гостям? Как ты думаешь, а куда бы хотели пойти взрослые, бабушки, дедушки, а куда дети?
Педагогическая цель: формирование представлений о социальных нормах поведения в части военно-патриотической тематик.
Игровая цель: развитие сюжета в воображаемой ситуации на патриотическую тему«Военные разведчики».
Оборудование: оружие, фигурки разведчика, часового, командира, солдат охраны.
Предварительная работа: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает поиграть в них. Ребенок распределяет между куклами роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны.
Количество игроков:2
Роли:куклы, мягкие игрушки.
Сюжет: куклы-разведчики должны на позиции охранять границу страны.
Ход игры:
Организационный этап: дети распределили роли, оборудование, и место для игры выбраны.
Ход игры: Двое детей поделили игрушки на две команды, первая была расшифровщиками секретных кодов, другая – команда-разведка, которая стоит на страже и охраняет работу военных. Данная игра носила стратегический и умственный характер, дети придумывали свой тайный язык, которым пользовались куклы.
Заключение: вам понравилось играть в войнушки? А как вы думаете, мужчинам взрослым опасно служить в армии и на войне? Почему?
Педагогическая цель: формирование представлений о социальных нормах поведения в части военно-патриотической тематики, формирование умений проявлять инициативу.
Игровая цель: придумать сюжет игры как на военном фронте победили русские солдаты.
Оборудование: наборы солдатиков и военной техники, фигурки повара, медсестры и др.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на военную тематику, чтение произведений: Л. Кассиль «Главное Войско», «Памятник советскому солдату», Я. Драгунского «Что умеют солдаты». Изготовление/подбор атрибутов к игре.
Количество игроков:1
Роли: военные, солдаты, командиры, летчики, врач, медсестра, повар.
Сюжет: куклы воюют на войне, разведчики выпытывают информацию, повара готовят еду, медсёстры лечат военных раненных.
Ход игры:
Организационный этап: ребёнок выбрал игрушки, которыми будет играть, выбрал для них одежду, атрибутику и определился с местом игры.
Ход игры: ребёнок распределил роли между куклами: военные действия выполняли куклы-воины в тылу, другие куклы занимались разведкой, а роль повара и медсестры ребёнок решил воссоздать. Кукла-медсестра принимала раненных военных, проводя нужные медикаментозные манипуляции, кукла-повар готовила еду для служащих. Собственно, ребёнок понял необходимость данных профессий в военной службе.
Заключение: что тебе понравилось в этой игре? Ты понял, что на войне так же важны обычные профессии? А кем бы ты хотел стать в будущем? Почему? Ты хотел(ла) быть в армии?
Педагогическая цель: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Игровая цель: ребёнок должен посредством игрушек создать имитацию границы, на которую будут нападать со стороны моря и суши.
Оборудование: игрушечные пистолеты, автоматы.
Предварительная работа: На карте воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.
Количество игроков:1
Роли: куклы командира, солдатов-разведчиков, солдатов-моряков.
Сюжет: солдаты защищают границу от нападения врага с моря.
Ход игры: ребёнок отобрал игрушки, при помощи которых будет строить границу, выбрал кукол-солдатов.
Организационный этап:
Ход игры: ребёнок соорудил из конструктора «лего» стену, которая в его воображении олицетворяет границу страны. Куклы-сторожи выполняли задачу охранять границу. Интересным для ребёнка было создание моря, по которому должны были приплыть враги, нападающие на страну.
Заключение: тебе понравилось играть куклами? Тебе было страшно? Что было самым интересным? У кукол в игре всё получилось, что они хотели сделать?
Список литературы
1. Виноградова, Н. А. Режиссерские игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009.
2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Л. С. Выготский // Вопросы психологии, – 1996. – № 6.
3. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство режиссерскими играми в детском саду: пособие для воспитателя детского сада /Н. Ф. Комарова, – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
4. Максимова, А. А. Учим общаться детей 6-10 лет: методическое пособие/ А. А. Максимова, – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
5. Меренков, А. В. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе / А. В. Меренков, Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание, – 2001. – № 8.
6. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание, – 1989.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации» с изменениями на 27 августа 2015 г.; 121
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный номер №30384).
9. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студ. Сред.пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
10. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: брошюра для воспитателей детских садов / Под ред. А. В. Запопрожца, – М.: Академия,1998.–68с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ;
12. Формирование у старших дошкольников культурно-гигиенических навыков. Методическое пособие. / А. А. Ошкина и др. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.