Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по научно-методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. |
СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»
Специальности: 31.02.01 «Лечебное дело» (углубленная подготовка)
34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка)
г. Череповец
2020 год
Составитель: Кичигина А.С., преподаватель БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова».
|
Рассмотрено на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин Протокол №___от «____»_________20___г. Председатель __________ Э.Р.Ганичева |
Сборник ситуационных задач по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»; Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело / сост. А.С. Кичигина. – Череповец: БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова», 2020.
Сборник ситуационных задач по Основам микробиологии и иммунологии предназначен для закрепления изученного материала по теме «Основы инфектологии и эпидемиологии» на лабораторно-практических занятиях студентов средних медицинских учебных заведений по специальностям 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки, 31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ------------------------------------------------------ |
4 |
Ситуационные задачи -------------------------------------------------------- |
5 |
Рекомендуемая литература ------------------------------------------------- |
10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сборник ситуационных задач по Основам микробиологии и иммунологии предназначен для самостоятельной работы на лабораторно-практических занятиях студентов, для закрепления изученного материала по теме «Основы инфектологии и эпидемиологии».
Сборник предназначен для работы в малых группах (бригадах) численностью до 10 человек. В предлагаемый сборник включены 10 ситуационных задач, решение которых позволит смоделировать оказание неотложной помощи, противоэпидемические мероприятия и другие виды профессиональной деятельности.
Ситуационные задачи включают систематизированный план ответа, что обеспечивает направленное мышление отвечающего на решение проблем.
Пособие предназначено для студентов специальностей 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело медицинского колледжа, составлена на основе требований ФГОС.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Ситуационная задача № 1
Две студентки МУ проходили УПП в ГИКБ №1. Студентка Сидорова Е., в основном, работала в процедурном кабинете, а студентка - Иванова Р. - в палатах (осуществляла сестринский уход за больным гепатитом). Через две недели после прохождения УПП Иванова Р. почувствовала недомогание, а через 3 дня стала темнеть моча (напоминать цвет пива). Через 4 месяца такие же симптомы заболевания появились у Сидоровой Е., что характерно для больных инфекционным гепатитом.
1. Назовите микробы, чаще всего вызывающие инфекционные гепатиты?
2. Какими характерными свойствами обладают возбудители таких гепатитов?
3. Наиболее известные возбудители этих инфекционных гепатитов?
4. Какие механизмы передачи характерны для разных видов возбудителей?
5. Как называется скрытый период болезни? Какова его продолжительность у данных больных?
Ситуационная задача № 2
Двое сотрудников отправились на рыбалку. А так как питьевой воды захватили мало, то использовали воду из открытого водоема, причем один из них пил некипяченую воду. Через две недели он заболел, температура тела поднялась до 390 С. Больной был госпитализирован с диагнозом «Брюшной тиф».
Задания:
1. Назовите ряд возбудителя брюшного тифа?
2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя, образует ли он споры и выделяет ли экзотоксин?
3. Эпидермиология брюшного тифа: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции?
4. Каким путем заразился указанный больной и почему?
5. Проводится ли специфическая профилактика и терапия брюшного тифа?
Ситуационная задача № 3
В клинику инфекционных болезней поступил больной с симптомами диареи (жидкий стул со слизью и прожилками крови). На основании клинических данных и характерного вида испражнений был поставлен диагноз: «Дизентерия».
Задания:
1. Назовите род возбудителей дизентерии и основные виды?
2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителей дизентерии?
3. Назовите характер исследуемого материала и основной метод микробиологической диагностики дизентерии? В чем его сущность? Как собрать материал на исследование?
4. Эпидемиология дизентерии: источник инфекции, механизмы, факторы и пути передачи инфекции?
5. Специфическая профилактика и терапия дизентерии?
Ситуационная задача № 4
При проф. осмотре в школе № 243 на флюорографии обнаружены очаги затемнения в верхушке правого легкого у школьника В, который был направлен в тубдиспансер для обследования.
Задания:
1. Назовите род и вид основного возбудителя туберкулеза у человека, его морфологические и тинкториальные свойства?
2. В чем особенность химического состава туберкулезной палочки и как их установить?
3. Какой метод окраски применяется для выделения туберкулезной палочки? В какой цвет окрашиваются туберкулезные палочки и остальная флора?
4. Что служит исследуемым материалом при туберкулезе, в зависимости от формы заболевания, требования к транспортировке и доставке в лабораторию?
5. Чем осуществляется специфическая профилактика туберкулеза, характеристика препарата?
Ситуационная задача № 5
В школе № 458, где количество учащихся - 380 человек, выявлен случай заболевания дифтерией. Врач педиатр провел осмотр контактных с целью выявления больных с ангиной, как группы риска, и список выявленных передал медицинской сестре для взятия у них материала на микробиологическое исследование.
Задания:
1. Назовите род возбудителя дифтерии?
2. Чем обеспечивается морфологическая особенность возбудителя дифтерии, и каковы его тинкториальные свойства?
3. Какой материал, чем и с какой целью берут у больных с ангиной? Какие условия необходимо учитывать при взятии материала?
4. Условия доставки исследуемого материала в микробиологическую лабораторию?
5. Проводится ли специфическая профилактика в очаге больных дифтерией? Поясните ответ.
Ситуационная задача № 6
В детском саду во время осмотра детей врач-педиатр выявил больного ребенка с подозрением на дифтерию, о чем было послано экстренное извещение в Районный Центр Санэпиднадзора. В группе, где находился больной ребенок, с подозрением на дифтерию, было еще 16человек.
Задания:
1. С какой целью было послано экстренное извещение в Центр Санэпиднадзора?
2. Какие мероприятия проводит медицинская сестра в очаге больных дифтерией?
3. Эпидемиология дифтерии: источник инфекции, основной механизм, фактор и путь передачи инфекции?
4. Что такое дезинфекция и ее виды?
5. Проводится ли плановая специфическая профилактика дифтерии? Поясните ответ.
Ситуационная задача № 7
В Астраханской области, в районе эндемичном по чуме, был выявлен больной с подозрением на бубонную форму чумы. Больного госпитализировали в инфекционную больницу. Проводя эпидемиологическое расследование в очаге больного, врач эпидемиолог назначил ряд противоэпидемических мероприятий.
Задания:
1. Назовите род возбудителя чумы?
2. Особенности морфологии и тинкториальные свойства возбудителя?
3. Эпидемиология чумы: источник инфекции, механизмы передачи, факторы и пути передачи инфекции?
4. Какой исследуемый материал, как и с какой целью необходимо взять у данного больного?
5. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в районе, где зарегистрирован случай заболевания чумой?
Ситуационная задача № 8
В инфекционную больницу поступил больной, который путешествовал по Волге на теплоходе. На основании клинических данных (у больного был частый стул в виде «рисового отвара») был поставлен предварительный диагноз «Холеры».
Задания:
1. К какому роду относится возбудитель холеры?
2. Какова морфология и тинкториальные свойства возбудителя холеры?
3. Эпидемиология холеры: источник инфекции, механизм, факторы и пути передачи инфекции.
4. Характер исследуемого материала?
5. Специфическая профилактика и терапия холеры?
Ситуационная задача № 9
Девушка 18 лет, во время мытья крыльца на даче, занозила палец. Занозу видимо удалила не полностью и не провела обеззараживание ранки. Через 2 недели появились первые признаки заболевания в виде спазма жевательных мышц, затруднения глотания. При обращении к врачу на основании клинических симптомов был поставлен диагноз «столбняк».
Задания:
1. Назовите род возбудителя столбняка?
2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя столбняка?
3. Эпидемиология: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции?
4. Метод микробиологического исследования и его цель?
5. Специфическая профилактика столбняка?
Ситуационная задача № 10
В г.Москве возникла эпидемия гриппа, которая распространялась стремительно, ежедневно регистрировались многочисленные случаи заболеваний.
Задания:
1. К каким микроорганизмам относится возбудитель гриппа?
2. Какие различают типы возбудителей гриппа?
3. Какой тип возбудителя гриппа поражает и человека и животных?
4. Эпидемиология гриппа: источник инфекции, фактор и путь передачи инфекции?
5. Специфическая профилактика гриппа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Основы микробиологии и иммунологии [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435991.html
2. Основы микробиологии и иммунологии : учебник для медицинских училищ и колледжей / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 366 с. : ил.+ Приложения 30 экз.
Дополнительная литература
1. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И. и др.- М. : Медицина, 2005. - (Учеб. лит. для студ. мед. училищ). – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5225042791.html
2. Сбойчаков В.Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований : учебник для сред. мед. учеб. заведений / В.Б. Сбойчаков. - СПб. : СпецЛит, 2007. - 592 с. : ил. 80 экз.
3. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии : учебник для студ. мед. училищ / под ред. А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина. - М. : Мастерство, 2001. - 224 с. - (Среднее проф.образование). 3 экз.
4. Черкес Ф.К. Микробиология : учебник для учащихся мед.училищ / Ф.К. Черкес, Л.Б. Богоявленская, Н.А. Бельская ; под ред. Ф.К. Черкеса. - М. : Медицина, 1987. - 512 с. : ил. 60 экз.
5. Утевский Н.Л. Микробиология с техникой микробиологических исследований : учебник / Н.Л. Утевский. - 5-е изд., перераб. - М. : Медицина, 1975. - 472 с. : ил. 3 экз.
6. Лабинская А.С. Микробиология с техникой микробиологических исследований : учебник / А.С. Лабинская. - 4-е изд., перераб.и доп. - М. : Медицина, 1978. - 394 с. : ил. 4 экз.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.