Сборник "Активные методы обучения"
Оценка 5

Сборник "Активные методы обучения"

Оценка 5
Документация
docx
естествознание +1
3 кл
01.02.2019
Сборник "Активные методы обучения"
В этом сборнике собраны активные методы обучения. Подробно рассказано об их использовании на каждом этапе урока. Методы адаптированы для начальных классов. Так же эти методы заметно повышают успеваемость обучающихся. Положительным эффектом является то, что дети в непринужденной обстановке раскрывают свои эмоции.
сборник активные методы.docx
МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» д. Ширяева Активные методы обучения (сборник) Составитель: Лбова Любовь Анатольевна учитель начальных классов Декабрь 2018 1 СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка………………………………. Активные методы обучения……………………… Заключение…………………………………………….. Рекомендуемая литература………………………….. 3 5 27 29 Пояснительная записка Как   показали   исследования   немецких   ученых,   человек запоминает:     20% услышанного; 40% увиденного; 60% увиденного + услышанного; 90% увиденного + услышанного + сделанного самим Поэтому   актуальным   является   знаменитое   изречение   древнего мыслителя и философа из Китая Конфуция  «Я слышу и забываю                           Я вижу и запоминаю                           Я делаю и понимаю!»   В   процессе   обучения   необходимо   обращать   внимание   в первую   очередь   на   те   методы,   при   которых   обучающиеся идентифицируют   себя   с   учебным   материалом,   включаются   в изучаемую   ситуацию,   побуждаются   к   активным   действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения. Говоря   простым   языком,   обучающиеся   легче   вникают, понимают и запоминают учебный материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого,   основные   методические   инновации   связаны   сегодня   с применением именно активных методов обучения. Сегодня в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов   изменилась   стратегия образования. Приоритетами   современного   урока   стали   технологии деятельностного типа, методы активного обучения учащихся.  Эти технологии должны обеспечить перевод обучающегося на позицию 1 заинтересованной в своём образовании личности, создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и   социализации   ребёнка,   обеспечить   уверенное   достижение поставленных стандартами образовательных целей. Используя     книгу   Т.В.   Лазарева   и   материалы   образовательного портала «Мой университет», я апробировала различные активные методы   обучения   учащихся.   В   данном   сборнике   представлен разнообразный   опыт   по   применению   этих   методов.   Методы адаптированы к возрасту учащихся начальных классов.      Цель  данного пособия – показать логику и смысл использования АМО   на   уроках   или   во   внеклассных   мероприятиях.   Данный материал   показывает,   что   перечисленные   методы   действительно составляют   систему,   поскольку   обеспечивают   активность мыслительной   и   практической   деятельности   учащихся   на   всех этапах   образовательного   процесса,   приводя   к   полноценному усвоению   учебного   материала,   эффективному   и   качественному овладению новыми знаниями и умениям.    Активные   методы   обучения  –  это  методы,   побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе   овладения   учебным   материалом.   Активное   обучение предполагает   использование   такой   системы   методов,   которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями   в   процессе   активной   мыслительной   и   практической деятельности.      Использование активных методов обучения позволяет повысить продуктивность   обучения   за   счет   интенсификации   усвоения учебного   материала,   повышения   эффективности   самостоятельной работы обучающихся, возможности построения системы контроля с ярко выраженной развивающей функцией. Известно, что наиболее эффективное   восприятие   информации   достигается   при максимальной вовлеченности обучаемого в процесс.           Методическое пособие актуально в связи с необходимостью повышения   качества   образования,   формирования   ключевых компетенций педагогов для решения новых задач педагогической       2 деятельности с использованием новых технологий, форм и методов работы. Надеюсь, что мой сборник полезен учителям начальных классов и будет использоваться в практике школ.  АМ начала образовательного мероприятия Такие методы, как «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам  начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой  и хорошую атмосферу в классе.   Метод «Поздоровайся локтями» Цель: встреча друг с другом, приветствие.  Подготовка: следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы могли свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им  рассчитаться на первый­второй­третий и сделать следующее: ­ каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы  локти были направлены в разные стороны; ­ каждый номер второй упирается руками в бедра так чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на  колени и выставляет локти в стороны.        Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им  дается только пять минут. За это время они должны поздороваться  с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое  имя и коснувшись друг друга локтями.  Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы  вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера.  После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы  .  3 Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок,  размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению контакта между учениками. Метод "Здороваемся глазами" Цель:  приветствие,   создание   положительного   настроя   на   работу ­   Сейчас   я   с   каждым   из   вас   поздороваюсь.   Но   поздороваюсь   не словами, а   молча   ­   глазами.   При   этом   постарайтесь   глазами показать, какое у вас сегодня настроение. АМ   выяснение   целей, Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня   на   сердце»,   «Разноцветные   листы»   позволяют   эффективно провести   выяснение   ожиданий   и   опасений   и   постановку   целей обучения.    ожиданий   и   опасений  Метод «Фруктовый сад»  Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения  метода позволят лучше понять класс и каждого ученика,  полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет  использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных  мероприятий) для обеспечения личностно­ориентированного  подхода к обучающимся.       Обучающимся данный метод позволит более четко определиться  со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и  опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в  образовательном процессе.  Численность – весь класс.  Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны  яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.  Проведение:  Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом  из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе –  «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее  вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.      Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся  4 попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы  получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений  может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся  формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках,  атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.       Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а  опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к  соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют  фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои  фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания  ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и  систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений.  В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий  и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги  выяснения ожиданий и опасений.      Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений  учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и  опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель)  также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и  опасения. Метод «Что у меня на сердце» Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.   ­ Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое   дело,   человек   имеет   ожидания   и   опасения.   Ожидания напоминают нам что­то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.  В   конце   занятия   мы   вернёмся   к   этим   сердечкам   и   узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке. 5 Упражнение "Лицензия на приобретение знаний" Выполняя   это   упражнение,   участники   группы   могут сформулировать для себя, чему они   хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида   обучения   время   еще   не   пришло.   Это   упражнение   поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового. ­ Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему ­ нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний". Вопросы для анализа: ­ Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту? ­ Соответствует ли оно моим жизненным целям? ­ Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации? Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите,   чему   вы   пока   не   разрешаете   себе   учиться.   Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.    И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что­либо другое? АМ презентации учебного материала  В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый  материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо­угадайка»,  «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать  6 обучающихся в теме, представить им основные направления  движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым  материалом.     Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно  использовать следующий метод представления нового материала:  Метод«Инфо­угадайка»  Цели : представление нового материала, структурирование  материала, оживление внимания обучающихся.  Группы: все участники.  Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.  Проведение:  Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен  лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное  пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но  пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в  сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить  в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких  аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем  учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее  существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и  ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на  плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по  первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор  название второго раздела темы, и так далее.      Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде  представляется весь новый материал, выделяются его ключевые  моменты. Существующие на момент начала презентации "белые  пятна" по данной теме постепенно заполняются.        В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли  им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли  7 каких­то не упомянутых аспектов темы. После презентации  возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии  вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.      Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент  рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока  информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна"  стимулируют ­ многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. Метод «Мозговой штурм» «Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для  решения научных и практических проблем. Его цель – организация  коллективной мыслительной деятельности по поиску  нетрадиционных путей решения задач.     «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах  численностью 5­7 человек.     Первый этап ­ создание банка идей, возможных решений  проблемы.     Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые   предложения. Критика и комментирование не допускаются.  Регламент – до 15 минут.     Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На  этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений,  попытаться совместить.    Третий этап ­ выбор наиболее перспективных решений с точки  зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может  быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового  штурма, должна иметь теоретическую или практическую  8 актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим  требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы  для мозгового штурма является возможность многих  неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается  перед учащимися как учебная задача. Метод  «Составление кластера»       Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.  Кластер  ­  это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает  пучок,   созвездие.  Ученик   записывает   в   центре   листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова ­ для стимулирования мыслительной  деятельности. На стадии осмысления ­ для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии ­ при подведении итогов того, что учащиеся  изучили. Кластер может быть использован также для организации  индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.  Метод  «Пометки на полях» или «Инсерт».       Этот   прием   является   средством,   позволяющим     ученику    отслеживать   свое   понимание   прочитанного   задания,   текста. Технически   он   достаточно   прост.   Учеников   надо   познакомить   с рядом   маркировочных   знаков   и   предложить   им   по   мере   чтения ставить   их   карандашом   на   полях   специально   подобранного   и 9 распечатанного текста. Помечать следует,   отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком   «галочка»   (+)   отмечается   в   тексте   информация,   которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. Знаком   «плюс»   (­)   отмечается   новое   знание,   новая   информация. Ученик   ставит   этот   знак   только   в   том   случае,   если   он   впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком   «вопрос»   (?)   отмечается   то,   что   осталось   непонятным ученику   и   требует   дополнительных   сведений,   вызывает   желание узнать подробнее. Знаком   «восклицательный   знак»   (!)   отмечается   то,   что   учеников удивило. Данный прием требует от ученика  не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном   случае   маркировочный   знак   «вопрос»   обязывает   их   быть внимательным   и   отмечать   непонятное.   Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например.   На   листочках   дан   текст.   Ребёнку   проговаривается  инструкция. 10 Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»      Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Маркировочная таблица ЗУХ Узнал Знаю Хочу узнать      В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.        Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.  Метод  «Написание синквейна»    В   чем   смысл   этого   методического   приема?   Составление       синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но   по   определенным   правилам.   Правила   написания   синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово ­ существительное. Это и есть       тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных,  раскрывающих тему синквейна. 11 На третьей строчке записываются три глагола, описывающих  действия, относящиеся к теме синквейна. На   четвертой   строчке   размещается   целая   фраза,   предложение, состоящее   из   нескольких   слов,   с   помощью   которого   ученик высказывает   свое   отношение   к   теме.   Это   может   быть   крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.        Последняя строчка  ­ это слово­резюме,  которое  дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно,   что   тема   синквейна   должна   быть   по   ­   возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.  Метод «Верные – неверные утверждения» Используется на стадии вызова, предлагается несколько  утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные»  утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.    Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.    На одном   из следующих уроков   возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие   из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.  Тема «Местоимение». 1. Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.  2. В предложении  местоимения бывают только подлежащим. 12 3. В   предложении   местоимения   бывают   второстепенным членом или подлежащим 4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. 5. Местоимения изменяются по падежам и числам. 6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.  Метод «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на   заданную   тему,   в   котором   ценится   самостоятельность, проявление   индивидуальности,   дискуссионность,   оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Метод «Лекция со стопами»     Лекция ­ хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод . Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа»   идет   обсуждение   или   проблемного   вопроса,   или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое­то   задание,   которое   выполняется   в   группах   или индивидуально. Метод     «Ковёр   идей».  «Ковёр   идей   один   из   методов   решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3­4 группы. Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа   получает   цветные   листы   бумаги   и   маленькие   цветные 13 клейкие   листочки.   Ученики   отвечают   на   вопрос   проблемы, например,   почему   трудно   учиться   в   школе?   Ответ   группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».  Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий   этап   –   индивидуализация   деятельности.   Что   лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать. АМ организации самостоятельной работы над темой Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо­карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Метод «Автобусная остановка» Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых  группах. Группы: 5­7 человек Численность: весь класс Время: 20­25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для  флипчата), фломастеры. Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых  вопросов новой темы (оптимально 4­5). Участники разбиваются на  группы по числу вопросов (5­7 человек в каждой).    Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой  14 остановке (на стене или на столе) расположен лист большого  формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит  задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы,  относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются  поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем  по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к  следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися  записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут.  Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой  нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и  еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих  записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она  в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет  участника группы, который будет представлять материал. После  этого каждая группа презентует результаты работы по своему  вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми  группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги  работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки  (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты,  чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.  Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия  автобусных остановок Метод «Инфо­карусель» На   разных   столах   раскладывается   информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы   по   числу   столов.   Каждая   группа   за   своим   столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу 15 за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом.   На   столах   помимо   информации   лежат   чистые   листы,   на которых   малые   группы   записывают   свои   соображения.   Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом. АМ  презентации результатов практической работы Метод «На линии огня»        Участники  делятся   на  две  группы.   Одна  группа   отвечает   за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.  АМ подведение итогов занятия. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Метод «Ромашка».           Дети   отрывают   лепестки   ромашки,   по   кругу   передают разноцветные   листы   и   т.д.   и   отвечают   на   главные   вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.  Метод «Ресторан» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от  прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1­3 мин. каждому участнику (на  ответ). Численность: Все ученики 16 Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные  карточки Проведение:учитель предлагает ученикам представить, что  сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор  ресторана просит их ответить на несколько вопросов: ­ Я съел бы еще этого… ­ Больше всего мне понравилось… ­ Я почти переварил… ­ Я переел… ­ Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист  флипчарта, комментируя.  Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку  позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что  необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того,  обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать  урок на будущее.  Упражнение «Комплименты» Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов. Упражнение «Письмо самому себе» Упражнение проводится в завершающей части урока или  внеклассного занятия и позволяет каждому ученику задуматься  над тем, как он собирается применить полученные знания в  своей жизни. Материалы: Листы бумаги формата А4. Описание:учитель  даёт следующие задание: «Сейчас вам  нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил  17 навыки, полученные на тренинге, и добился определенных  результатов. Может быть, есть какие­то вопросы, которые вы  хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или  выразить понимание в связи с трудностями,  которые он мог  встретить на своем пути и т.д.» Можно предложить участникам фразы, которые они могут  использовать, например «Я надеюсь, что ты успел…»,  Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать  конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что  именно они стали делать по­другому и что изменилось  благодаря этому.       После   того   как   письма   написаны,   они   запечатываются   в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес. Учитель  собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам.       Эти   методы   помогают   эффективно,   грамотно   и   интересно   подвести   итоги   урока.   Для   учителя   этот   этап   очень   важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная   связь   от   учеников   позволяет   учителю   скорректировать урок на будущее.  АМ релаксации      Если  вы  чувствуете,  что  обучающиеся  устали,  а  впереди  еще много   работы   или   сложная   задача,   сделайте   паузу,   вспомните   о восстанавливающей   силе   релаксации!   Иногда   достаточно   5   –   10 минут   веселой   и   активной   игры   для   того,   чтобы   встряхнуться, весело   и   активно   расслабиться,   восстановить   энергию.   Активные методы «Энергия ­ 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса. Упражнение «Четыре стихии». 18 ­  "Четыре стихии"­ это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" ­ вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.   Если   я   скажу   "вода"   ­   вы   вытягиваете   руки   вперед   и совершаете   плавательные   движения.   Если   скажу   "воздух"   ­   вы поднимаетесь   на   носочки   и   поднимаете   руки   вверх,   глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" ­ вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали. Упражнение «Постройся по росту».                                                Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в  шеренгу. После этого, как все участники займут свои места,  повязки снимаются, и проверяется результат. Упражнение «Пантомима» ­ Класс делится на 3 группы.  У каждой  группы есть задание, они   должны  изобразить  предмет   или   какое­либо     действие. При этом  нельзя ничего говорить, а можно показывать   только мимикой, жестами или действиями.  вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. АМ выяснение целей, ожиданий и опасений  Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у  меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно  провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей  обучения. Метод «Фруктовый сад»  Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения  метода позволят лучше понять класс и каждого ученика,  полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет  использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных  мероприятий) для обеспечения личностно­ориентированного  подхода к обучающимся.  Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со  своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и  19 опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в  образовательном процессе.  Численность – весь класс.  Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны  яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.  Проведение: заранее готовятся два больших плаката с  нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано  «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются  также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.  Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся  попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы  получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений  может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся  формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках,  атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.  Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а  опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к  соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют  фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои  фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания  ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и  систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений.  В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий  и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги  выяснения ожиданий и опасений.  Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений  учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и  опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель)  также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и  опасения. АМ презентации учебного материала  В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый  материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо­угадайка»,  20 «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать  обучающихся в теме, представить им основные направления  движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым  материалом.  Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно  использовать следующий метод представления нового материала:  Метод «Инфо­угадайка»  Цели : представление нового материала, структурирование  материала, оживление внимания обучающихся.  Группы: все участники.  Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.  Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене  прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы.  Остальное пространство листа разделено на секторы,  пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1,  учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он  сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся  предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее  пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор  вписываются наиболее существенные моменты первого раздела  (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных  цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив  изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает  во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.  Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде  представляется весь новый материал, выделяются его ключевые  моменты. Существующие на момент начала презентации "белые  пятна" по данной теме постепенно заполняются.  В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им  были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких­ то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно  проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов  у обучающихся, учитель дает ответы на них.  Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за 21 аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент  рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока  информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна"  стимулируют ­ многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. Метод «Мозговой штурм» «Мозговой   штурм» –   метод   продуцирования   новых   идей   для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной   мыслительной   деятельности   по   поиску нетрадиционных путей решения задач. «Учебный   мозговой   штурм»   обычно   проводится в группах численностью 5­7 человек. Первый этап ­ создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются   и   фиксируются   на   доске   или   плакате   любые  предложения.   Критика   и   комментирование   не   допускаются. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий   этап ­   выбор   наиболее   перспективных   решений   с   точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Проблема,   формулируемая   на   занятии   по   методике   мозгового штурма,   должна   иметь   теоретическую   или   практическую актуальность   и   вызывать   активный   интерес   школьников.   Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для   мозгового   штурма   является   возможность   многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача. АМ организации самостоятельной работы над темой Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо­карусель», «Автобусная остановка»,  «Ярмарка». 22 Метод «Автобусная остановка» Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых  группах. Группы: 5­7 человек Численность: весь класс Время: 20­25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для  флипчата), фломастеры. Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых  вопросов новой темы (оптимально 4­5). Участники разбиваются на  группы по числу вопросов (5­7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой  остановке (на стене или на столе) расположен лист большого  формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит  задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы,  относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются  поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем  по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к  следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися  записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут.  Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой  нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и  еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих  записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она  в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет  участника группы, который будет представлять материал. После  этого каждая группа презентует результаты работы по своему  вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми  группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги  работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки  (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты,  чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.  23 Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия  автобусных остановок. Метод «Инфо­карусель» На   разных   столах   раскладывается   информационный   материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу   столов.   Каждая   группа   за   своим   столом   знакомится   с информацией   и   выполняет   поставленные   задания.   По   истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы   записывают   свои   соображения.   Таким   образом,   группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом. АМ презентации результатов практической работы Метод «На линии огня» Участники   делятся   на   две   группы.   Одна   группа   отвечает   за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте. АМ подведение итогов занятия. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Метод «Ресторан» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от  прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1­3 мин. каждому участнику (на  24 ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные  карточки Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день  они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их  ответить на несколько вопросов: ­ Я съел бы еще этого… ­ Больше всего мне понравилось… ­ Я почти переварил… ­ Я переел… ­ Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист  флипчарта, комментируя.  Примечание: для учителя этот этап очень важен, поскольку  позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что  необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того,  обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать  урок на будущее. Упражнение «Комплименты» Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов. Метод  «Побуждающий диалог»   и   задачи   использования   метода:  создание   проблемной Цели   ситуации, подведение к осознанию темы урока. Необходимые   материалы   (канцелярские   товары   и   др.),   которые понадобятся   для   успешного   проведения   метода  Карточки   с заданиями (по 2 в каждую группу), линейки, тетради для фиксации результатов, на слайде результаты измерения (мои – точные числа). 25 Учащиеся   рассажены   группами.   Сначала   классу   предлагается задание   на   пройденный   материал,   с   которым   ученики   успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое   при   отсутствии   знаний,   как   правило,   вызывает   у   детей затруднение.   На   данном   уроке   детям   предлагается   задание   на листочках.   Каждой   группе   выдаются   два   одинаковых   листа   с заданием. Работая в паре, затем в группе, дети приходят к единому мнению   (определяют   величину   отрезка)   и   знакомят   остальных   с результатом.   Анализируя   результаты,   дети   понимают,   что   у   них получились   разные   величины   и   пытаются   определить   причину данной   проблемы.   То   есть   дети   оказываются   в   ситуации затруднения,  которая   была   вызвана   практическим   заданием,   не сходным   с   предыдущими.   Далее   организуется   с   классом   диалог, побуждающий к осознанию противоречия и постановке темы урока.  Диалог, как правило, начинается с вопроса: «В чем затруднение? Чем   это   задание   не   похоже   на   предыдущее?   Какой   возникает вопрос?».   Обобщающий   вопрос   может   быть:   «Какая   тема сегодняшнего   урока?»   или   «На   какой   вопрос   мы   будем   искать ответ?». Тема записывается на доске, либо появляется на экране. При   использовании   метода   «побуждающий   диалог»   необходимо стремиться   стимулировать   учеников   к   творческим   действиям   по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Метод  «Математические бои» Цели    и   задачи   использования  метода:  обобщение   и  закрепление изученного материала Технология   проведения:   очень привлекательная   форма   решения   нестандартных   задач.   Идея математического боя проста. Команды решают одни и те же задачи,   математические   бои   ­ 26 потом   по   очереди   рассказывают   решения,   а   соперники   их проверяют. Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения   задач,   команды   делают   "вызовы":   одна   называет   номер задачи, решения которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов. Если   вызванная   команда   хочет   отвечать,   то   она   выставляет докладчика,  а другая команда  оппонента для  проверки решения. Жюри даёт командам очки, как за доклад, так и за оппонирование. Учащиеся обычно сами разрабатывают порядок проведения боя и условия   (сколько   нужно   времени   на   доклад;   сколько   раз   может один   человек   выходить   к   доске,   можно   ли   пользоваться калькулятором, выходить к доске с записанным решением и т.д.) Команду   возглавляет   капитан,   он   отвечает   перед   командой   за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику   ведения   боя.   Жюри   должно   знать   решение   всех   задач. Маленький блиц ­ турнир проводится для капитанов. Необходимо чётко   продумывать   задания,   учителю   необходимо   владеть ситуацией.   Уровень   задач   подбирается   соответственно   уровню команд.   В   подготовке   и   проведении   даётся   полная самостоятельность учащимися. Сосредотачивается внимание детей на   содержательных   моментах,   а   не   на   желании   победить   любой ценой. Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся    и   задачи   использования   метода:   обеспечение   высокой Цели   познавательной мотивации учащихся, их активной и результативной учебной деятельности Приёмы по принципу свободы выбора ∙ Взаимоопрос:  в течение 3­5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.  27 ∙ Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках   большой   изучаемой   или   повторяемой   темы).   Каждый школьник   должен   выбрать   и   решить   (выучить)   не   менее   заранее оговоренного минимального объема задания.  ∙ Самостоятельный выбор задания  дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться. ∙ Обсуждаем   домашнее   задание:  учитель   вместе   со   школьниками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно? Приёмы по принципу открытости  ∙ Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние   события,   примеры   из   окружающей   действительности, сюжеты из популярных мультфильмов  или детских сериалов.  ∙ Удивляй:  учитель   находит   такой   угол   зрения   на   изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.  ∙ Фантастическая добавка:  учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой   (например,   переносом   реального   или   литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события).   Приёмы по принципу деятельности  ∙ Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе   между   вопросом   и   ответом,   не   разрешает   выкрикивать   с места. Работает правило: вопрос — пауза — ответ.  ∙ Лови ошибку:  объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.   Педагог   учит   школьников   мгновенно   пресекать   ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться.  ∙ Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. ∙ Организация работы в группах, причем группы 28 могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.  Приёмы по принципу обратной связи ∙ Невербальное   управление:  учитель   использует   для   управления классом   несловесные   команды.   Руки   могут   стать   одним   из управляющих сигналов на уроке.  ∙ «Мордашки»  :   ученики   сигнализируют   о   своем   эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.   ∙ Светофор:  при   опросе   ученики   поднимают   светофор   (полоску картона,   с   одной   стороны   красного,   а   с   другой   зеленого   цвета), сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу. Приёмы по принципу идеальности   ∙ Тренировочная   контрольная   работа:  учитель   проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.  ∙ Знакомьтесь   с   критериями:   учитель   знакомит   школьников   с критериями,   по   которым   выставляются   отметки   за   разные   виды работ.  ∙   Кредит   доверия:  иногда   учитель   ставит   отметку   «в   кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть).  Метод  «Подари подарок другу» Цели  и задачи использования метода: закрепление знаний по теме «Существительное» Необходимые   материалы   (канцелярские   товары   и   др.),   которые понадобятся   для   успешного   проведения   метода:  предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек. Технология   проведения:  учитель   предлагает   учащимся   сыграть   в игру «Магазин». Ученикам нужно купить в магазине «подарок»  для соседа по парте. На доске учитель вывешивает картинки с изображениями предметов (приложение).   Предметы   отвечают   на   разные   вопросы.   Учитель просит   брать   только   те   предметы,   которые   отвечают   на   вопрос 29 «кто?» или «что?» Ученик подходит к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос «что?» Или: « Я покупаю мишку потому, что слово,   обозначающее   этот   предмет,     отвечает   на   вопрос   «кто?» Ученик,   верно   выполнивший   задание,   забирает   картинку.   После покупки всех картинок подводится итог ­ чей ряд купил больше картинок.   Если   учащиеся   допустили   ошибку   в   распределении предметов, учитель предлагает обратиться к правилу. Метод  «Съедобное ­ несъедобное» ( окружающий мир) Цели  и задачи использования метода: закрепление знаний по теме Необходимые   материалы   (канцелярские   товары   и   др.),   которые понадобятся   для   успешного   проведения   метода:  карточки   из цветной бумаги Технология   проведения:  учитель   предлагает   учащимся   сыграть   в игру     « Съедобное ­ несъедобное». У каждого из учеников лежат цветные карточки  ­   Давайте   немножко   поиграем.   Я   буду   загадывать   загадки,   а   вы отгадывать и показывать карточку: ­красную, если гриб несъедобный; ­зеленую, если гриб съедобный;  ­желтую, если вы сомневаетесь.    Затем   учитель   зачитывает   загадки   ,   а   дети   поднимают   нужную карточку. Каждый раз при ответе  детей учитель просит  объяснить – почему они подняли именно эту карточку. Например: «Этот гриб – мухомор, он несъедобный, поэтому я поднял красную карточку» Метод «Исследуй» ( окружающий мир) Цели   и   задачи   использования   метода:   представление   нового материала,   анализ   материала   в   малых   группах   (анализ   групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) 30 Необходимые   материалы   (канцелярские   товары   и   др.),   которые понадобятся   для   успешного   проведения   метода:   памятка   с правилами   работы   в   группе,   карточки   с   изображением   растений, таблицы, учебники, справочный материал. Технология   проведения:   учащимся   предлагается   определить группу,   к   которой   относится   данное     растение.   Учитель   просит рассмотреть таблицу, прочитать заголовки, рассмотреть растение.  Совместно планируется предстоящая работа: сначала необходимо найти о данном растении  какую–либо информацию, далее отметить наличие   частей   у   этого   растения,   потом   определить   группу растения. По ходу работы дети поясняют чем будут пользоваться на уроке. Узнать части и названия растений поможет справочная литература. Узнать   группы   ­     поможет   учебник.   Далее   дети   приступают   к самостоятельной   работе.   Пользуясь   справочной   литературой   и учебником,   заполняют   таблицу,   лежащую   на   столе.   Группа, выполнившая задание первой, показывает свою готовность в виде домика.     По   сигналу   учителя,   к   доске   выходит   лидер   группы   и вписывает данные в таблицу у доски. Так каждая группа заполняет свою   строку   в   таблице   у   доски.   В   завершение   учитель   вносит коррективы,   совместно     подводятся     итоги   работы,   проводится анализ и сравнение всех групп растений. При работе с таблицей в группе учитель оказывает помощь учащимся. Метод «Мудрый совет» (математика) Цели   и   задачи   использования   метода:   мотивация   сотрудничество и работу. Необходимые   материалы,   которые   понадобятся   для   успешного проведения метода: цитата или высказывание, касающаяся урока Технология проведения: учитель начинает урок высказыванием или цитатой и предлагает применить её к данному уроку. Задача детей ­ высказать и обосновать свое мнение. Пример: «Не для школы, а для жизни мы учимся» (Сенека) ­ Как вы понимаете эти слова?   детей   на 31 ­ А для чего мы изучаем такую сложную науку, как математика? Какова связь между высказыванием и нашим предметом? ­ Сегодня на уроке мы еще глубже погрузимся в данную науку и как всегда узнаем для себя что­то новое и полезное. Если учащимся трудно   применить   данную   цитату   или   высказывание   к   уроку,   то заранее нужно продумать наводящие вопросы. Метод «Неожиданный вопрос» Цели   и   задачи   использования   метода:   создание   проблемной ситуации, подведение учащихся  к осознанию темы урока. Предварительная   подготовка:   продумать   задания,   часть   которых учащиеся   смогут  решить  без  труда,   а  в  части   решения   которых, возникнет затруднение. Технология проведения: поставить «неожиданный вопрос» ­ значит создать   для   учащихся   проблемную   ситуацию   и   помочь   осознать тему урока. Учитель предлагает выполнить задания на карточке, часть которых учащиеся смогут решить без труда, а в решении некоторых есть затруднение (или  противоречие). Возникает неожиданный вопрос. Этот   вопрос   озвучивается.     Это   есть   проблема,   которую необходимо решить в ходе урока.  В   ходе   диалога   учителя   с   детьми   необходимо   принимать   все предлагаемые   учениками   формулировки.   Возможно   появление неточных,   и   даже   совершенно   ошибочных   ученических формулировок   вопроса,   Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет»,  «неправильно»). Лучше сначала поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не   означает   согласия   с   говорящим,   но   показывает,   что   мысль ученика   услышана   и   принята   к   сведению.   Целесообразно использовать наводящие вопросы : «Кто ещё хочет сказать?», «Кто следующим   образом:   учебной   проблемы.   откликнуться     32 думает  иначе?»,  «Кто  может  выразить   мысль  точнее?»   Если  ряд учащихся   сможет   выполнить   все   задания,   и   у   них   не   возникнет неожиданного вопроса, то им можно предложить проверить свои догадки в ходе урока. Метод «Творческая мастерская»(технология) Цели и задачи использования метода:  развитие умения работать в группах,   прислушиваться   к   мнению   товарищей,   коллективно создавать творческие  работы. Необходимые   материалы   ,   которые   понадобятся   для   успешного проведения   метода:   технологические   проекты   (карты,   таблицы) изделий, материалы для изготовления поделок согласно проектам, документ­камера. Технология   проведения:   каждой   группе   предлагается   выбрать проект творческой работы по интересу. В ходе групповой работы учащиеся договариваются, составляют план работы, распределяют обязанности   каждого.   По   ходу   изготовления   поделки   помогают друг другу. На работу отводится 20 – 25 минут. По     истечении этого   времени   каждая   группа   или   ее   представитель   должны презентовать свой проект: из каких материалов выполнена работа, где данную поделку можно использовать и т.п.. Для демонстрации изделия можно использовать документ­камеру.  В ходе такой практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Подбирая проекты необходимо учитывать интересы как   девочек,   так   и   мальчиков;   проекты   должны   отвечать требованиям групповой работы. Возможные   варианты   предлагаемых   учащимся   технологических проектов: композиция с пчёлками, динамическая модель из птиц в технике оригами, вместо ёлки праздничный букет и др. 33 Заключение           Вашему   вниманию   представлены   только   небольшая   часть активных методов обучения, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  Проблема активности обучающихся является одной из актуальных как   в   психологической   и   педагогической   науке,   так   и   в образовательной   практике.   Важнейшим   средством   активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО), но   в   литературе   встречается   и   равноценный   термин   –   методы активного обучения (МАО). Имеются определённые трудности для внедрения активных методов обучения: ­   нежелание   отходить   от   устоявшихся   в   течение   многих   лет методик преподавания (педагог диктует материал – обучающийся записывает); ­   недостаточное   материально­техническое   сопровождение   для внедрения новых образовательных технологий; ­   недостаточная   мотивация   педагогов,   занимающихся   внедрением инновационных методов обучения; ­   недостаточная   мотивация   обучающихся   для   работы   в   более активном режиме; ­недостаточное   привлечение   детей   к   исследовательской, самостоятельной работе с первичными данными; ­ нежелание обучающихся проявлять инициативу на занятиях. Сегодня действуют разнообразные методики включения детей в активную работу, прежде всего это методика мотивации, которая основана на заинтересованности каждого ребенка учебной группы в результате проделанной работы. Если обучающийся видит результат, он будет работать на занятии активнее. А результат должен быть виден на каждом занятии. Однако эта работа должна проводиться двумя участниками процесса: педагогом и обучающимся. Если в этом процессе не будет задействовано хотя 34 бы одно звено, работа не может считаться эффективной. В целях активизации внедрения активных методов обучения необходимо, чтобы опытные педагоги проводили открытые занятия по обмену опытом.   Таким   образом,   следует   отметить,   что   возможности совершенствования образовательного процесса не ограничены ни со стороны педагога, ни со стороны активного потребителя знаний ­ обучающегося.   Широкое   использованием   активных   методов, побуждающих   к   мыслительной   и   практической   деятельности, развивает интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем   его   активность   в   постоянном   овладении   знаниями   и применении   их   на   практике.   Эффективность   проведения   занятия зависит от многих взаимосвязанных факторов и трудно выражается в   числах,   но   она   может   быть   значительно   выше   традиционных методов проведения занятий.  АМО   требуют   от   педагогов   целеустремлённости,   значительных усилий в подготовке и проведении занятий. Время, затрачиваемое на   подготовку   занятий   по   методике   АМО,   может   значительно превышать   время   подготовки   к   занятиям   по   традиционным методикам.   Использование   АМО   и   технологии   модерации позволяет эффективную   организацию   и последовательное   осуществление   игрового   образовательного процесса   для   достижения   высокой   заинтересованности   и вовлечённости   обучающихся,   уверенности   и   мотивированности педагога, соответствия результатов деятельности образовательной организации ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей и общества.   обеспечить   Рекомендуемая литература: 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996г.  35 2. Емельянов   Ю.Н.  Активное   социально­психологическое обучение. Л., 1985г. 3. Кларин М.В.  Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1989г. 4. Кларин   М.В.  Педагогическая   технология   в   учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989г. 5. Курьянов   М.А.   Половцев   В.С.,  Активные   методы обучения.  Тамбов.   Издательство   ФГБОУ   ВПО   «ТГТУ», 2011г. 6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1980г. 7. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб., 2003г. 8. Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в системе образования, под ред. Е.С. Полат,  М., 2000г. 9. Оганесян   Н.Т.  Методы   активного   социально­ психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М., 2003г. 10. Торн К., Маккей Д.  Тренинг.   Настольная   книга   тренера. СПб., 2003г. 11. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993г. 36

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"

Сборник "Активные методы обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2019