В наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и все большее количество ребят не может считать устно. Умение считать в уме остается полезным навыком и для современного человека, несмотря на то, что он владеет всевозможными устройствами, способными считать за него. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчёты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора.Данный сборник приемов быстрого счета будет полезен ученикам при выполнении устной работы
приемы быстрого счета.docx
УстьКаменогорск
2014 год Колесникова Валерия – ученица 7 А класса
КГУ «Средняя школа № 27»
Найденова Лидия Владимировна – учитель математики
КГУ «Средняя школа № 27»
В наше время все чаще на помощь ученикам
приходят калькуляторы, и все большее количество
ребят не может считать устно. Умение считать в
уме остается полезным навыком и для
современного человека, несмотря на то, что он
владеет
устройствами,
всевозможными
способными считать за него. Устные вычисления
дают возможность не только быстро производить расчёты в уме, но и
контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в
результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора.
2 С Т А Р И Н Н Ы Е С П О С О Б Ы В Ы Ч И С Л Е Н И Я
РУССКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ
СПОСОБ УМНОЖЕНИЯ
В России несколько веков назад среди
крестьян некоторых
губерний был
распространен способ, который не требовал
знание всей таблицы умножения. Надо было
лишь уметь умножать и делить на 2. Этот
способ получил название КРЕСТЬЯНСКИЙ
(существует мнение, что он берет начало от
египетского).
Пример: умножим 47 на 35,
запишем числа на одной строчке, проведём между ними
вертикальную черту;
левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если
при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
деление заканчивается, когда слева появится единица;
далее оставшиеся справа числа складываем – это результат.
3 вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645
МЕТОД «РЕШЕТКИ»
Выдающийся арабский математик и астроном Абу Абдалах
Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми жил и работал в Багдаде. Учёный
работал в Доме мудрости, где были библиотека и обсерватория, здесь
работали почти все крупные арабские учёные.
Сведений о жизни и деятельности Мухаммеда аль – Хорезми очень
мало. Сохранились лишь две его работы – по алгебре и по
арифметике. В последний из этих книг даны четыре правила
арифметических действий, почти такие же, что используются в наше
время
В своей «Книге об индийском счете»
учёный описал способ, придуманный в
Древней Индии, а позже названный
«МЕТОДОМ РЕШЁТКИ». Этот метод
даже проще, чем применяемый сегодня.
4
2
1
3
1
5
3
8
0
0
1
6
0
7
0
6
2 Пример: умножим 35 и 62.
Начертим таблицу, в которой две клетки по длине и две по ширине
запишем одно число по длине другое по ширине. В клетках запишем
результат умножения данных цифр, на их пересечении отделим
десятки и единицы диагональю. Полученные цифры сложим по
диагонали, и полученный результат можно прочитать по стрелке (вниз
и вправо).
Этот алгоритм умножения двух натуральных чисел был
распространен в средние века на Востоке и Италии.
Неудобство этого способа мне хотелось бы отметить в
трудоемкости подготовки прямоугольной таблицы, хотя сам процесс
вычисления интересен и заполнение таблицы напоминает игру.
УМНОЖЕНИЕ НА ПАЛЬЦАХ
Древние египтяне были очень религиозны
и считали, что душу умершего в
загробном мире подвергают экзамену по
счёту на пальцах. Уже это говорит о том
значении, которое придавали древние
этому способу выполнения умножения
натуральных чисел (он получил название ПАЛЬЦЕВОГО СЧЕТА).
Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на
одной руке вытягивали столько пальцев, насколько первый множитель
превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго
5 множителя. Остальные пальцы загибали. После этого брали столько
десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и прибавляли к
этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке.
Пример: 8 ∙ 9 = 72
Позже пальцевой счёт усовершенствовали – научились показывать
с помощь пальцев числа до 10000.
Движение пальца – это еще один из способов помочь памяти: с
помощью пальцев рук запомнить таблицу умножения на 9. Положив
обе руки рядом на стол, по порядку занумеруем пальцы обеих рук
следующим образом: первый палец слева обозначим 1, второй за ним
обозначим цифрой 2, затем 3, 4… до десятого пальца, который
означает 10. Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел,
то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот
палец, номер которого означает число, на которое умножается девять;
тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца,
определяет число десятков, а
число пальцев, лежащих справа от
обозначает
поднятого пальца,
число единиц полученного
произведения (убедитесь в этом
самостоятельно).
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
1) Умножение и деление числа на 4, 8, 16
6 Чтобы умножить число на 4, 8, 16 нужно
его дважды умножить на 2. Например:
26∙4=(26∙2)∙2=52∙2=104;
417∙8=(417∙2)∙4=(834∙2)∙2=1668∙2=3336.
Чтобы разделить число на 4, нужно его
дважды разделить на 2.
Например:
324:4=(324:2):2=162:2=81.
2) Умножение и деление числа на 5.
Чтобы умножить число на 5, нужно его умножить на 10 и
разделить на 2.Например:
236∙5=(236∙10):2=2360:2=1180.
Чтобы разделить число на 5, нужно умножить 2 и разделить на 10, т.е.
отделить запятой последнюю цифру.
Например:
236:5=(236∙2):10=472:10=47,2.
3) Умножение числа на 1,5, 15
Чтобы умножить число на 1,5, нужно к исходному числу
прибавить его половину.
Например: 34∙1,5=34+17=51;
146∙15=1460+730=2190.
7 4) Умножение числа на 9.
Чтобы умножить число на 9, нужно к нему приписать 0 и отнять
исходное число.
Например: 72∙9=72072=648.
5) Умножение на 25 числа, делящегося на 4.
Чтобы умножить на 25 число, делящееся на 4, нужно его
разделить на 4 и получившееся число умножить на 100.
Например: 124∙25=(124:4)∙100=31∙100=3100.
6) Умножение двузначного числа на 11, 22, 33, …99
При умножении двузначного числа на 11, нужно между цифрой
единиц и цифрой десятков вписать сумму
этих цифр, причем, если сумма цифр больше
10, то единицу нужно прибавить к старшему
разряду (первой цифре).
Например:
23∙11=253, т.к. 2+3=5, поэтому между 2 и 3
ставим
5;
цифру
57∙11=627, т.к. 5+7=12, цифру 2 ставим между 5 и 7, а к 5 прибавляем
1, вместо 5 пишем 6.
«Краешки сложи, в серединку положи» эти слова помогут легко
запомнить данный способ умножения на 11.
Такой способ подходит только для умножения двузначных чисел.
8 Чтобы умножить 11 на двузначное число, сумма цифр которого 10 или
больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить
между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить
единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения:
94 ×11 = 9 (9+4) 4 = 9 (13) 4 = (9+1) 34 = 1034;
59×11 = 5 (5+9) 9 = 5 (14) 9 = (5+1) 49 = 649.
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33. …99, надо
последнее число представить в виде произведения однозначного
числа (от 1 до 9) на 11, т.е.
44= 4 × 11; 55 = 5×11 и т. д.
Затем произведение первых чисел умножить на 11.
48 × 22 =48 × 2 × (22 : 2) = 96 × 11 =1056;
24 × 22 = 24 × 2 × 11 = 48 × 11 = 528;
23 ×33 = 23 × 3× 11 = 69 × 11 = 759;
18 × 44 = 18 × 4 × 11 = 72 × 11 = 792;
16 × 55 = 16 × 5 × 11 = 80 × 11 = 880;
16 × 66 = 16 × 6 × 11 = 96 × 11 = 1056;
14 × 77 = 14 × 7 × 11 = 98 × 11 = 1078;
12 × 88 = 12 × 8 × 11 = 96 × 11 = 1056;
8 × 99 = 8 × 9 × 11 = 72 × 11 = 792.
9 7) Умножение на 111, 1111
Научившись умножать на 11, легко умножить на 111, 1111.
и т. д. число, сумма цифр которого меньше 10.
Примеры:
24 × 111 = 2 (2+4) (2+4) 4 = 2664;
17 × 1111 = 1 (1+7) (1+7) (1+7) 7 = 18887.
Чтобы число умножить на 11, 111. и т. д., надо мысленно
цифры этого числа раздвинуть на два, три и т. д. шагов, сложить
цифры и записать между раздвинутыми цифрами
8) Умножение двузначного числа на 101. 1001
Для того, чтобы число умножить на 101, на 1001нужно приписать
данное число к самому себе.
Например:34∙101 = 3434.
Поясним, 34∙101 = 34∙100+34∙1=3400+34=3434.
9) Возведение в квадрат двузначного числа,
оканчивающегося на 5.
Чтобы возвести в квадрат двузначное число,
оканчивающееся на 5, нужно цифру десятков
умножить на цифру, большую на единицу, и к
полученному произведению приписать справа число
25.
10 Например: 352=1225, т.е. 3∙4=12 и к 12 приписываем 25, получаем
1225.
10)
Возведение в квадрат двузначного числа,
начинающегося на 5.
Для возведения в квадрат двузначного числа, начинающегося на
пять, нужно прибавить к 25 вторую цифру числа и приписать справа
квадрат второй цифры, причем если квадрат второй цифры –
однозначное число, то перед ним надо приписать цифру 0.
Например:
522= 2704, т.к. 25+2=28 и 22=04;
582= 3364, т.к. 25+8=33 и 82=64.
11)
Возведение в квадрат многозначных чисел
Схема возведения в квадрат представлена на примерах.
67 * 67 = 4489
Рис.1 Возведение числа "67" в квадрат по новому методу
В первой строке в ряд записываются квадраты цифр возводимого
в квадрат числа по порядку.
Например, на рис. 1 для числа 67 это 36 и 49. Следующая строка
представляет собой удвоенное произведение цифр числа, в данном
примере цифр 6 и 7. Эта двойка (2) фигурирует во всех последующих
11 примерах и специально выделена. Затем вся эта "пирамида наоборот"
складывается в столбик и получается искомый результат.
Если какаято цифра в квадрате своем дает однозначное число, или же
удвоенное произведение какихлибо цифр является однозначным
числом, то в ячейке, отведенной для записи данного результата в
разряде десятков записывается "0", в разряде единиц получившееся
число, как в следующем примере:
381 * 381 = 145161
12)
Умножение на число, оканчивающееся на 5
Чтобы четное двузначное число умножить на число,
оканчивающееся на 5, следует применить правило: если один из
сомножителей увеличить в несколько раз, а другой –
уменьшить во столько же раз, произведение не изменится.
44 × 5 = (44 : 2) × 5 × 2 = 22 × 10 = 220;
28 × 15 = (28 : 2) × 15 × 2 = 14 × 30 = 420;
32 × 25 = (32 : 2) × 25 × 2 = 16 × 50 = 800;
26 × 35 = (26 : 2) × 35 × 2 = 13 × 70 = 910;
12 36 × 45 = (36 : 2) × 45 × 2 = 18 × 90 = 1625;
34 × 55 = (34 : 2) × 55 × 2 = 17 × 110 = 1870;
18 × 65 = (18 : 2) × 65 × 2 = 9 × 130 = 1170;
12 × 75 = (12 : 2) × 75 × 2 = 6 × 150 = 900;
14 × 85 = (14 : 2) × 85 × 2 = 7 × 170 = 1190;
При умножении на 65, 75, 85, 95 числа следует брать небольшие,
в пределах второго десятка. В противном случае вычисления
усложнятся.
13)
Умножение и деление на 25, 50, 75, 125, 250, 500
Для того, чтобы устно научится умножать и делить на 25 и 75,
надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 4.
На 4 делятся те, и только те числа, у которых две последние
цифры числа выражают число, делящееся на 4.
Например:
124 делится на 4, так как 24 делится на 4;
1716 делится на 4, так как 16 делится на 4;
1800 делится на 4, так как 00 делится на 4
Чтобы число умножить на 25, надо это число
разделить на 4 и умножить на 100.
Примеры:
13 484 × 25 = (484 : 4) × 25 × 4 = 121 × 100 = 12100
124 × 25 = 124 : 4 × 100 = 3100
Чтобы число разделить на 25, надо это число
разделить на 100 и умножить на 4.
Примеры:
12100 : 25 = 12100 : 100 × 4 = 484
31100 : 25 = 31100 :100 × 4 = 1244
Чтобы число умножить на 75, надо это число
разделить на 4 и умножить на 300.
Примеры:
32 × 75 = (32 :4) × 75 × 4 = 8 × 300 = 2400
48 × 75 = 48 : 4 × 300 = 3600
Чтобы число разделить на 75, надо это число
разделить на 300 и умножить на 4.
Примеры:
2400 : 75 = 2400 : 300 × 4 = 32
3600 : 75 = 3600 : 300 × 4 = 48
Чтобы число умножить на 50, надо это число
разделить на 2 и умножить на 100.
Примеры:
14 432× 50 = 432 :2 × 50 × 2 = 216 × 100 = 21600
848 × 50 = 848 : 2 × 100 = 42400
Чтобы число разделить на 50, надо это число
разделить на 100 и умножить на 2.
Примеры:
21600 : 50 = 21600 : 100 × 2 = 432
42400 : 50 = 42400 : 100 × 2 = 848
Чтобы число умножить на 500, надо это число
разделить на 2 и умножить на 1000.
Примеры:
428 × 500 = (428 :2) × 500 × 2 = 214 × 1000 = 214000
2436 × 500 = 2436 : 2 × 1000 = 1218000
Чтобы число разделить на 500, надо это число
разделить на 1000 и умножить на 2.
Примеры:
214000 : 500 = 214000 : 1000 × 2 = 428
1218000 : 500 = 1218000 : 1000 × 2 = 2436
Прежде чем научиться умножать и делить на 125. надо хорошо
знать таблицу умножения на 8 и признак делимости на 8.
15 Признак. На 8 делятся те и только те числа, у которых три
последние цифры выражают число, делящееся на 8.
Примеры:
3168 делится на 8, так как 168 делится на 8;
5248 делится на 8, так как 248 делится на 8;
12328 делится на 8, так как 324 делится на 8.
Чтобы узнать, делится ли трехзначное число,
оканчивающееся
цифрами 2, 4, 6. 8. на 8, нужно к числу
десятков прибавить
половину цифр единиц.
Если
полученный результат будет делиться на 8, то исходное
число
делится на 8.
Примеры:
632 : 8, так как
т.е. 64 : 8;
63(
2
2
,8:)
712 : 8, так как
304 : 8, так как
376 : 8, так как
т.е. 72 : 8;
т.е. 32 : 8;
т.е. 40 : 8;
71(
30(
37(
2
2
4
2
6
2
,8:)
,8:)
,8:)
16 208 : 8, так как
т.е. 24 : 8.
20(
8
2
,8:)
Чтобы число умножить на 125, надо это число
разделить на 8 и умножить на 1000. Чтобы число разделить
на 125, надо это число разделить на 1000 и умножить на 8.
Примеры:
32 × 125 = (32 : 8) × 125 × 8 = 4 × 1000 = 4000;
72 × 125 = 72 : 8 × 1000 = 9000;
4000 : 125 = 4000 : 1000 × 8 = 32;
Чтобы число умножить на 250, надо это число разделить
на 4 и умножить на 1000.
Примеры:
36 × 250 = (36 : 4) × 250 × 4 = 9 × 1000 = 9000;
44 × 250 = 44 : 4 × 1000 = 11000.
Чтобы число разделить на 250, надо это число
разделить на 1000 и умножить на 4.
Примеры:
9000 : 250 = 9000 : 1000 ×4 = 36;
11000 : 250 = 11000 : 1000 ×4 = 44
17 14)
Умножение и деление на 37
Прежде чем научиться устно умножать и делить на 37, надо
хорошо знать таблицу умножения на три и признак делимости
на три, который изучается в школьном курсе.
Чтобы умножить число на 37, надо это число разделить
на 3 и умножить на 111.
Примеры:
24 × 37 = (24 : 3) × 37 × 3 = 8 × 111 = 888;
27 × 37 = (27 : 3) × 111 = 999.
Чтобы число разделить на 37, надо это число
разделить на 111 и умножить на 3
Примеры:
999 : 37 = 999 :111 × 3 = 27;
15)
Умножение двух рядом стоящих чисел
Примеры:
1) 12 ×13 = ?
1 × 1 = 1
1 × (2+3) = 5
2 × 3 = 6
156
2) 23 × 24 = ?
2 × 2 = 4
Проверка:
×12
13
36
12_
156
Проверка:
× 23
24
92
46_
18 552
Проверка:
× 32
33
96
96_
1056
Проверка:
× 75
76
450
525_
5700
2 × (3+4) = 14
3 × 4 = 12
552
3) 32 × 33 = ?
3 × 3 = 9
3 × (2+3) = 15
2 × 3 = 6
1056
4) 75 × 76 = ?
7 × 7 = 49
7 × (5+6) = 77
5 × 6 = 30
5700
При умножении двух рядом стоящих чисел надо сначала
перемножить цифры десятков, затем цифру десятков
умножить на сумму цифр единиц и, наконец, надо
перемножить цифры единиц.
16)
Умножение пары чисел, у которых цифры десятков
одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10
19 Пример:
24 × 26 = (24 – 4) × (26 + 4) + 4 × 6 = 20 × 30 + 24 = 624.
Числа 24 и 26 округляем до десятков, чтобы получить число
сотен, и к числу сотен прибавляем произведение единиц.
18 × 12 = 2 × 1 сот. + 8 × 2 = 200 + 16 = 216;
16 × 14 = 2 × 1 × 100 + 6 × 4 = 200 + 24 = 224;
23 × 27 = 2 × 3 × 100 + 3 × 7 = 621;
34 × 36 = 3 × 4 сот. + 4 × 6 = 1224;
71 × 79 = 7 × 8 сот. + 1 × 9 = 5609;
82 × 88 = 8 × 9 сот. + 2 × 8 = 7216.
Можно решать устно и более сложные примеры:
108 × 102 = 10 × 11 сот. + 8 × 2 = 11016;
204 × 206 = 20 × 21 сот. +4 × 6 = 42024;
802 × 808 = 80 × 81 сот. +2 × 8 = 648016.
20 21
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Сборник "Нестандартные приемы быстрых вычислений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.