Научнопрактическая конференция
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
Считаем быстро, качественно
и с удовольствием
Техника быстрого вычисления
1
42
5
Выполнила: Чернобровкина
Екатерина Эдуардовна
Ученица 8 «Б» класса
МБОУ СОШ №3
Руководитель: Муравьева
Людмила Анатольевна
г. Кызыл 2014 год
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
Математика – это сила ума
и без математики никуда.
Л. Пшеничная
1
42
5
• Проблема: зачем считать самому, если есть
вычислительная техника? Действительно ли какойлибо
прибор может заменить человеческий мозг?
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
считать быстро.
• Цель работы: научиться самой и научить других
• Задачи:
• Познакомиться с историей развития вычислительной техники;
научиться считать на этих приборах, по возможности создать
для кабинета математики коллекцию этих приборов, как
историю развития математики и техники.
• Изучить и освоить всевозможные приемы вычислений и
предложить их для других, чтобы успешно учиться по точным
предметам.
1
42
5
• Сделать шпаргалку (книжку – подсказку) для
совершенствования вычислительных навыков.
• Развивать память с помощью математики, приемов быстрого
счета.
Техника быстрого вычисления
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
• Ожидаемые результаты:
повышение навыков исследовательской деятельности;
данный материал позволит мне и моим одноклассникам
в учебе, и в частности в совершенствовании техники
вычисления;
приобретенные навыки помогут мне в дальнейшем как в
изучении математики и смежных наук физики и химии,
так и в исследовательской деятельности.
1
42
5
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
Глава I Эволюция
вычислительной техники.
Глава II Охота за мыслью или
считать быстрее
компьютера.
1
42
5
Какие вычислительные приборы вы знаете?
Чем умеете пользоваться?
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
1
42
5
А еще назвали: транспортир, штангенциркуль,
часы, линейка, угломер, секундомер!!!
Техника быстрого
вычисления
Нужно ли считать устно? Зачем?
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
1
42
5
Техника быстрого вычисления
Считаете ли вы устно? Где? Когда?
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
1
42
5
Почему люди плохо считают?
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
Техника быстрого вычисления
1
42
5
Эволюция счетно
вычислительных приборов
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
• счетные палочки
• счеты
• логарифмическая линейка
• арифмометр
• микрокалькуляторы
• ЭВМ и компьютеры
1
42
5
Техника быстрого вычисления
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
Математику нужно изучать,
но на кнопки не нажимать.
Л.А Пшеничная
1
42
5
Картина русского художника Николая Богданова
Бельского «Устный счет в сельской школе»
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
А решение здесь простое, только надо
увидеть некоторую закономерность:
102 + 112 + 122 = 100 + 121 + 144 = 365
132 + 142 = 169 + 196 = 365
1
42
5
= 365 + 365 = 2
365
Интересные
факты
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
Д а т ч а н и н В и м К л е й н б о л е е
и л и м е н е е б л и з к о п р и б л и ж а е т с я
п о с в о и м с п о с о б н о с т я м к Д е в и . В
1 9 7 3 г о д у о н в у м е и з в л ё к к о р е н ь
2 3 й с т е п е н и и з ч и с л а , с о с т о я щ е г о
и з 2 0 0 ц и ф р . П р а в д а , н а р е ш е н и е у
н е г о у ш л о 1 0 с п о л о в и н о й м и н у т .
Деви
… 37 летняя Шакунтала
из Бангалоры
(Индия) решала задачу с
числом, состоящим из 201
цифры в соревновании с
компьютером. Компьютер
выдал решение через 1
минуту,
потратила на решение
ровно 50 секунд.
а
Деви
1
42
5
Арраго возводил в
третью степень число 4729
с
результатом
105756712489 менее чем
за
А
произведение
чисел
679321 и 887064 он в уме
вычислил за 1,5 минуты.
минуту.
Техника быстрого вычисления
Приёмы быстрого вычисления:
Умножение на 11
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
1 способ:
Чтобы умножить какое нибудь число на 11, нужно использовать распределительный закон
умножения:
1
42
5
• 34 * 11 = 34 * (10 + 1) = 34 * 10 + 34 * 1= 340 + 34 = 374
• 67 * 11 = 67 * (10 + 1) = 67 * 10 + 67* 1 = 670 + 67 = 737
2 способ:
Чтобы умножить двузначное число на 11, надо между цифрами числа написать сумму его
цифрами, прибавляя десяток суммы к первой цифре.
• 52 * 11 = 5 5+2 2 = 572 36 * 11 = 3 3+6 6 =396
• 87 * 11 = 8 8+7 7 = 957 74 * 11 = 7 7+4 4 = 814
Аналогично можно умножить на 111, 1111, 11111 и т.д.
Квадрат числа, с 5 на конце
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
• 15 * 15 = 1*2 и приписать 5*5 = 225
65 * 65 = 6*7 и 25 = 4225
• 25 * 25 = 2* 3 и приписать 5*5 = 625
75 * 75= 7*8 и 25 = 5625
• 35 * 35 = 3*4 и 25 = 1225 и т.д.
1
42
5
Умножение чисел, оканчивающихся на 1
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
При умножении чисел, оканчивающихся на 1, надо
перемножить цифры десятков и к полученному
произведению прибавить сумму десятков и единицу.
81 * 31 = ?
• 80 * 30 = 2400
• 80 + 30 = 110
• 1 * 1 = 1
• 2400 + 100 + 1 = 2511
81 * 31 = 2511
1
42
5
Техника быстрого вычисления
Что общего между данными
множителями?
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
35 * 35 = 74 * 76 =
82 * 88 = 59 * 51 =
67 * 63 = 44 * 46 =
67 * 63 = (6*6 * 100) + 6 * 100 + 7 * (10 7) = 3600 + 600 + 21 =
4221
82 * 88 = (82 * 100) + 8 * 100 + 2 * 8 = 6400 + 800 + 16 = 7216
94 * 96 = (92 * 100) + 9 * 100 + 4 * 9 = 8100 + 900 + 36 = 9036
Интересны способы умножения на 5, 25, 50, 125, 99, 999,
1001 и другие вычисления
1
42
5
Выводы:
Арифметический счет – это быстрый счет, он удобен для
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
развития памяти, зоркости в работе с числами,
позволяет экономить время при вычислениях.
1
42
5
При этом он требует внимательности, размышления, точности
применения правил и законов математики.
Я для себя выбрала удобные способы умножения на
11, 111, 5, 50, 25, 125, умножение чисел, оканчивающихся на
5 на себя, мне понравился метод умножения двухзначных
чисел с одинаковыми десятками и суммой единиц, равной 10.
Математика – требует точности и логичности в
своих определениях и рассуждениях.
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
«Учиться и,
когда придет
время прикладывать
усвоенное к делу –
разве это не прекрасно!»
Конфуций
1
42
5
Литература:
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
• Я.И. Перельман «Занимательная арифметика», М,
Изд. Русаново, 1994 г., с.134 148
• Л. Пшеничная «Считай быстрее компьютера», Новосибирск, Изд. Центр
«Автор», 1994 г.
• Повышение вычислительной культуры учащихся средней школы, сборник
статей, Изд. «Просвещение», М., 1965 г.
• Л.Г. Петерсон «Математика», 6 класс, Ювета, 2010 г.
• О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева «Математика. Занятия школьного кружка»,
М., Изд. НЦ ЭНАС, 2003 г.
• А. Скородумов « Женщина – компьютер» (статья из газеты «Комсомольская
правда», 1978 г.)
• http//upload.wikimedia.org/wikipedia.
1
42
5
0011 0010 1010 1101 0001 0100 1011
Творческих всем успехов !
Всем хорошо считать
и делать новые открытия!
1
42
5