считалки и небылицы

  • docx
  • 25.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 62 конс Считалки и небылицы.docx

Приложение 62

 

Конспект урока по литературному чтению   

с использованием здоровьесберегающих, игровых,  

ИКТ-технологий

(2 класс)

Тема: «Считалки и небылицы»

Тип урока: Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: 

Ø  представлять результаты работы; 

Ø  получат возможность научиться: подбирать пословицу для доводов в споре.

Метапредметные: познавательные: 

Ø  определяют наиболее эффективные способы достижения результата; 

регулятивные: 

Ø  принимают и сохраняют учебную задачу, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 коммуникативные: 

Ø  соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

Ø  вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное);

Ø  сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают

и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Личностные: внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. 

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы: Рабочая тетрадь

Оборудование: Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, графическая модель «Лесенки достижений»; карточки разрезные со считалками и небылицами; выставка книг «Считалки»

Организационная  структура (сценарий) урока

Ø  Методы, методические приемы

Ø  Деятельность учителя

Ø  Деятельность учащихся

Ø  Формы организации взаимодействия на уроке

Ø  Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Ø  Промежуточный контроль

Ход урока:

 

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный метод. Методические приемы: слово учителя.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.

Готов работать мой отряд?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя.

Оценивание готовности к уроку.

II. Подготовка к основному этапу занятия

Словесный метод.

Методические приемы: вопросы учителя, беседа

Учитель  обращает внимание учащихся на то, о чем потешка, какие слова использовал народ, как ее надо исполнять.

Учитель: – К какому жанру относятся потешки и прибаутки? Докажите (словами из текста).

Учитель: – А сейчас встаньте в круг, приготовьтесь играть в игру (по усмотрению учителя), применяя знакомые считалки.

Учитель: – Ваши родители, бабушки, дедушки, наверное, прадеды и прапрадеды тоже пользовались считалками, когда были детьми и играли в различные игры.

– Какие считалки вы знаете? Вспомните их.

– Назовите отличительные признаки считалки.

– Для чего их применяют?

– Почему их называют считалками?

– Можно ли обойтись без них в игре?

Учитель дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал).

Учитель: – Что необычного услышали?

– Какие эмоции вызвало прочитанное?

- Почему? было смешно или грустно?

-  Объясните.

Проверка домашнего задания: рассказывают наизусть потешки.

Ø  Участвуют в игре.

Ø  Отвечают на вопросы учителя.

Ø  Объясняют свое эмоциональное состояние

Групповая

Познавательные: демонстрируют свои знания и умения, осмысливают и прочитанное.

Коммуникативные: высказывают свои мнения, прислушиваются к мнению других, распределяют роли в группах.

Оценивание умений рассказывать потешки, объяснять их смысл. Сравнение своих достижений на предыдущем уроке с сегодняшним исполнением.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод.

Методические приемы: сообщение учителя, диалог

Учитель: – С каким видом устного народного творчества познакомимся сегодня на уроке? (Небылицы, считалки.)

Учитель: – Попробуем распутать небылицу, которую прочитали.

– Смысл потерялся или остался прежним?

– Найдите пары слов и поменяйте местами.

– Что пропало?

Небылица придумана для веселья и смеха.

– Каким словом можно заменить слово «небылица»?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют, доказывают.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Коммуникативные: высказывают своё мнение, аргументируют

Самостоятельность при выполнении работы.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа по учебнику (с. 22–23).

Знакомство с прикладным искусством

Словесный метод.

Методические приемы: чтение, беседа

Учитель: – Что вы почувствовали, прочитав небылицу, какие ощущения возникли?

– Какая главная особенность небылицы? Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать?

– Какие слова можно выделить?

– Можете ли вы сказать, что небылица относится к фольклору? Почему? Докажите.

– Рассмотрите поделки мастеров народного творчества.

– В чём их особенность?

– Можно ли придумать небылицу к этим поделкам?

Читают текст небылицы, отвечают на вопросы учителя.

Ø  Ключевые слова. Объясняют смысл назначения небылицы, по возможности объясняют её происхождение.

Ø  Рассматривают рисунки, делятся мнениями.

Ø  Подбирают рифму.

Фронтальная, парная

Познавательные: используют умение чтения с остановкой; анализируют рисунки; осознанно читают текст, подбирают рифму, сочиняют; строят ответы на вопросы, соблюдая логику; участвуют в обсуждении, вступают в диалог.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, подтверждают его примерами.

Личностные: проявляют чувство гордости за народных умельцев.

Беседа по вопросам, работа с картинками, выразительное чтение.

Физкультминутка

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

Коллективная

Регулятивные: выполняют движения

Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по вопросам учебника (с. 22–23)

Словесный метод.

Методический прием: диалог

Учитель: Слушает. Следит за работой в парах. Направляет диалог в группах.

Читают вопросы из учебника и отвечают на них, работают в парах. Участвуют в диалоге
на уроке, применяя свой жизненный опыт. Умеют договариваться о распределении ролей

в совместной деятельности

Парная

Коммуникативные: понимают вопросы и строят правильные ответы на них.

Регулятивные: осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.

Ø  Беседа по вопросам.

Ø  Оценивание в парах.

Ø  Сравнение своих предыдущих успехов.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог)

Словесный метод.

Методический прием: беседа

Учитель: – Какую учебную задачу решали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

Почему?

– О чём хотели бы узнать подробнее? Почему?

– Какое назначение у считалок и небылиц?

– Что больше всего запомнилось? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VII. Закрепление знаний и способов действий

Практический метод.

Методический прием: беседа

Учитель: – Закрепим умение применять считалку в игре.

– По заданной теме составьте небылицу (в прозе или стихотворной форме)

Ø  Работают в группах.

Ø  Подбирают рифму, сочиняют

Групповая

Познавательные: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Личные достижения и их оценивание.

Домашнее задание

Словесный метод.

Методический прием: объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи: с. 22–23, составить вопросы, сочинить небылицу.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

«Лесенка достижений»

Ресурсный материал

Сообщение учителя о считалках

Учитель:  - Считалка – это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.

Признаки считалки: краткость, стихотворная форма, цель – упорядочить игру.

Учитель может прочитать считалку:

Раз, два, три, четыре, пять, А за месяцем Луна,

Вышел месяц погулять. Оставайся ты одна.

Или небылицу:

Ехала деревня мимо мужика,

Деревня закричала: «Мужики горят!»

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Сарафаны в бабах на пожар спешат.

Дубина выбегает с мальчиком в руках.

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

 

 

 

 


 

Посмотрите также