Приложение 62
Конспект урока по литературному чтению
с использованием здоровьесберегающих, игровых,
ИКТ-технологий
(2 класс)
Тема: «Считалки и небылицы»
Тип урока: Комбинированный
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся:
Ø представлять результаты работы;
Ø получат возможность научиться: подбирать пословицу для доводов в споре.
Метапредметные: познавательные:
Ø определяют наиболее эффективные способы достижения результата;
регулятивные:
Ø принимают и сохраняют учебную задачу, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные:
Ø соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
Ø вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное);
Ø сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают
и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.
Личностные: внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы: Рабочая тетрадь
Оборудование: Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, графическая модель «Лесенки достижений»; карточки разрезные со считалками и небылицами; выставка книг «Считалки»
Организационная структура (сценарий) урока
Ø Методы, методические приемы
Ø Деятельность учителя
Ø Деятельность учащихся
Ø Формы организации взаимодействия на уроке
Ø Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Ø Промежуточный контроль
Ход урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Словесный метод. Методические приемы: слово учителя.
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя.
Оценивание готовности к уроку.
II. Подготовка к основному этапу занятия
Словесный метод.
Методические приемы: вопросы учителя, беседа
Учитель обращает внимание учащихся на то, о чем потешка, какие слова использовал народ, как ее надо исполнять.
Учитель: – К какому жанру относятся потешки и прибаутки? Докажите (словами из текста).
Учитель: – А сейчас встаньте в круг, приготовьтесь играть в игру (по усмотрению учителя), применяя знакомые считалки.
Учитель: – Ваши родители, бабушки, дедушки, наверное, прадеды и прапрадеды тоже пользовались считалками, когда были детьми и играли в различные игры.
– Какие считалки вы знаете? Вспомните их.
– Назовите отличительные признаки считалки.
– Для чего их применяют?
– Почему их называют считалками?
– Можно ли обойтись без них в игре?
Учитель дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал).
Учитель: – Что необычного услышали?
– Какие эмоции вызвало прочитанное?
- Почему? было смешно или грустно?
- Объясните.
Проверка домашнего задания: рассказывают наизусть потешки.
Ø Участвуют в игре.
Ø Отвечают на вопросы учителя.
Ø Объясняют свое эмоциональное состояние
Групповая
Познавательные: демонстрируют свои знания и умения, осмысливают и прочитанное.
Коммуникативные: высказывают свои мнения, прислушиваются к мнению других, распределяют роли в группах.
Оценивание умений рассказывать потешки, объяснять их смысл. Сравнение своих достижений на предыдущем уроке с сегодняшним исполнением.
III. Постановка учебной задачи
Словесный метод.
Методические приемы: сообщение учителя, диалог
Учитель: – С каким видом устного народного творчества познакомимся сегодня на уроке? (Небылицы, считалки.)
Учитель: – Попробуем распутать небылицу, которую прочитали.
– Смысл потерялся или остался прежним?
– Найдите пары слов и поменяйте местами.
– Что пропало?
Небылица придумана для веселья и смеха.
– Каким словом можно заменить слово «небылица»?
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют, доказывают.
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Коммуникативные: высказывают своё мнение, аргументируют
Самостоятельность при выполнении работы.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа по учебнику (с. 22–23).
Знакомство с прикладным искусством
Словесный метод.
Методические приемы: чтение, беседа
Учитель: – Что вы почувствовали, прочитав небылицу, какие ощущения возникли?
– Какая главная особенность небылицы? Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать?
– Какие слова можно выделить?
– Можете ли вы сказать, что небылица относится к фольклору? Почему? Докажите.
– Рассмотрите поделки мастеров народного творчества.
– В чём их особенность?
– Можно ли придумать небылицу к этим поделкам?
Читают текст небылицы, отвечают на вопросы учителя.
Ø Ключевые слова. Объясняют смысл назначения небылицы, по возможности объясняют её происхождение.
Ø Рассматривают рисунки, делятся мнениями.
Ø Подбирают рифму.
Фронтальная, парная
Познавательные: используют умение чтения с остановкой; анализируют рисунки; осознанно читают текст, подбирают рифму, сочиняют; строят ответы на вопросы, соблюдая логику; участвуют в обсуждении, вступают в диалог.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, подтверждают его примерами.
Личностные: проявляют чувство гордости за народных умельцев.
Беседа по вопросам, работа с картинками, выразительное чтение.
Физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.
Коллективная
Регулятивные: выполняют движения
Правильное выполнение движений
V. Закрепление знаний и способов действий.
Работа по вопросам учебника (с. 22–23)
Словесный метод.
Методический прием: диалог
Учитель: Слушает. Следит за работой в парах. Направляет диалог в группах.
Читают
вопросы из учебника и отвечают на них, работают в парах. Участвуют в диалоге
на уроке, применяя свой жизненный опыт. Умеют договариваться о распределении
ролей
в совместной деятельности
Парная
Коммуникативные: понимают вопросы и строят правильные ответы на них.
Регулятивные: осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.
Ø Беседа по вопросам.
Ø Оценивание в парах.
Ø Сравнение своих предыдущих успехов.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)
Словесный метод.
Методический прием: беседа
Учитель: – Какую учебную задачу решали на уроке?
– Какой вид работы понравился больше?
Почему?
– О чём хотели бы узнать подробнее? Почему?
– Какое назначение у считалок и небылиц?
– Что больше всего запомнилось? Почему?
Отвечают на вопросы учителя
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция
VII. Закрепление знаний и способов действий
Практический метод.
Методический прием: беседа
Учитель: – Закрепим умение применять считалку в игре.
– По заданной теме составьте небылицу (в прозе или стихотворной форме)
Ø Работают в группах.
Ø Подбирают рифму, сочиняют
Групповая
Познавательные: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
Личные достижения и их оценивание.
Домашнее задание
Словесный метод.
Методический прием: объяснение учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.
Проверяет соответствующие записи: с. 22–23, составить вопросы, сочинить небылицу.
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
«Лесенка достижений»
Ресурсный материал
Сообщение учителя о считалках
Учитель: - Считалка – это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.
Признаки считалки: краткость, стихотворная форма, цель – упорядочить игру.
Учитель может прочитать считалку:
Раз, два, три, четыре, пять, А за месяцем Луна,
Вышел месяц погулять. Оставайся ты одна.
Или небылицу:
Ехала деревня мимо мужика,
Деревня закричала: «Мужики горят!»
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Сарафаны в бабах на пожар спешат.
Дубина выбегает с мальчиком в руках.
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.