СЕКРЕТ УСПЕХА –
В ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДХОДА
Материал для учителя
Обучение сочинениям требует особенно чуткого индивидуального подхода к начинающему журналисту. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к газетному творчеству.
Индивидуальный подход в обучении публицистических навыков - один из самых действенных рычагов развития творческих способностей школьников. Однако, необходимо учитывать, что не каждая тема может быть одинаково близкой юному автору. И он не способен писать иначе потому, что данная тема его не заинтересовала. Вот тут-то и приходится преподавателю подбирать для такого ученика тему — ключ в мир его стремлений, переживаний, надежд и горестей.
В чем же должен проявляться индивидуальный подход при обучении написания газетных материалов?
Учет читательских интересов юных журналистов, помимо знакомства с их библиотечными формулярами, предполагает еще и контроль преподавателя за чтением детской периодики. В первую очередь важно, чтобы школьники средних классов регулярно просматривали городские и республиканские газеты и журналы.
А потом в классе, в непринужденной обстановке, преподаватель организовывает не только их обсуждение, но и обращает внимание юных авторов на язык и стилистические особенности газетных материалов.
При выборе тем преподавателю следует учитывать не только возраст учеников и их занятия, но и круг их интересов. Поэтому, эффективен и такой прием, как выбор темы непосредственно учеником.
Каждый школьник разрабатывает свой вариант (1—2 темы), составляется общий список тем. Преподаватель редактирует предложенные формулировки, исключает дублирующие. Только «своя», выношенная тема дает автору возможность полностью раскрыть себя и, стало быть, максимально использовать свои творческие способности.
Предлагая широкую тему, дающую общее направление (иногда это бывает необходимо), нужно уточнить, конкретизировать ее, чтобы на ее основе ученик сам мог сформулировать свою узкую, чем-то ему очень близкую тему.
Для публицистических сочинений преподаватель готовит тематику только на первом этапе обучения новому газетному жанру. Далее выбор темы, поиск материала - задача каждого автора. Самостоятельность поиска фактов способствует быстрому развитию школьника и позволяет преподавателю точнее определить сферу интересов юного автора (спорт, искусство, наука, техника и т. п.), а значит, дает возможность тактично и планомерно помогать его развитию, профессиональной ориентации. Объем работ в этих жанрах соблюдается особенно четко.
Жанровое разнообразие позволяет ученикам выбирать такую форму своей работы, которая более всего соответствует их вкусам, способностям. Но для этого, разумеется, нужно предварительно научить школьников различать жанры, понимать их специфические особенности, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату.
Отношение школьников к различным публицистическим жанрам далеко не одинаковое. Одному нравится быть репортером, и он с удовольствием и без устали разыскивает факты и пишет заметки. Другой почувствовал вкус к корреспонденции. Третий охотно готовит и передает репортажи по школьному радио, а при случае не упустит возможности взять интервью для того же радио. А среди самых старших всегда находятся такие, которым по душе венец публицистики - очерк.
Очень важно прививать юным авторам чувство авторского достоинства, которое пробуждает подлинный интерес, воспитывает ответственность за творческую работу.
Новое слово – автор - приоткрывает им вход в волнующий мир журналистики, в мир творческой работы.
Педагог объясняет, что авторы обязаны относиться к своим произведениям внимательно: доводить начатую работу до конца, сохранять сочинения, сравнивать их из года в год, чтобы видеть свой творческий рост, накапливать журналистский опыт. Каждый автор должен стать человеком наблюдательным, принципиальным, проницательным, начитанным, с развитым воображением и безупречно грамотным. Умение радоваться всему хорошему и возмущаться всем дурным, умение тепло и задушевно разговаривать с людьми, трудолюбие и требовательность к себе также необходимы автору.
Учить юных авторов отражать в газетных материалах свои мысли, чувства, настроения, иначе говоря, свою личность - это значит учить познавать окружающий мир, вырабатывать свою точку зрения на изучаемый предмет, приобщать к тому, что уже известно людям, свои наблюдения, свои выводы, анализировать свои представления, поступки, намерения.
Если преподаватель сумеет разобраться в творческой индивидуальности автора, в его наклонностях, это может стать решающим моментом в развитии творческих способностей ученика, откроет возможность для благотворного влияния на становление его личности.
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.