Традиции в моей семье
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
Образовательная область:
Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
Обучающие:
· актуализировать представления детей о семейных традициях, помочь осознать их значимость
· учить отгадывать загадки, используя прием смыслового приложения и дополнения;
Развивающие:
· развивать интерес к истории своей семьи;
· побуждать к рассказ0ыванию (или умению составлять описательный рассказ из личного опыта)
· развивать связную речь;
Воспитательные:
· воспитывать чувство любви к своей семье, желание продолжать следовать семейным традициям.
Словарная работа: почитать, архив, родословная.
Материал: «цветик-семицветик», клубок ниток, счетные палочки, мелкий конструктор, набор посуды для сервировки, кувшин.
Подготовительная работа:
анкетирование родителей на тему «Традиции в вашей семье», рассматривание семейных фото, беседы с детьми, чтение художественной литературы.
Ход образовательной деятельности
1. Вступительная часть
Воспитатель. Дети, сегодня по дороге в детский сад я нашла цветок.
Показывает «цветик-семицветик»
- Как вы думаете, кто мог его потерять?
- Да! Это девочка Женя из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
-Посмотрите, здесь письмо.
Педагог показывает письмо, прикрепленное к цветку. Читает его.
«Здравствуйте, дети! Меня зовут Женя. У моей мамы скоро день рождения. Я хотела ей в подарок оформить альбом о нашей семье и семейных традициях. Но не очень много знаю об этом. Вот решила послать вам свой цветок, потому что слышала, что вы много знаете о семье и семейных традициях. Помогите мне пожалуйста» |
Воспитатель. Дети , мы сможем помочь Жене?
- Хорошо, ребята. А все наши рассказы отправим Жене с цветком, используя волшебные слова. Сначала вспомним все, что мы знаем по этой теме.
2. Основная часть
- Прежде всего выясним, что означает слово традиция.
-Традиция – это уклад жизни и привычки всех членов семьи, что-то закономерное, повторяющееся, запоминающееся. Это то, что переходит от одного поколения к другому, унаследовано нами от наших предков.
- Как вы думаете, почему люди соблюдают семейные традиции?
-Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Традиции объединяют, сплачивают всех членов семьи.
- Расскажите о традициях, которые соблюдаются в ваших семьях.
Игра «Волшебный клубочек» - Попрошу всех встать в круг. У меня в руках «волшебный клубочек». Кому он в руки попадет, тот должен назвать любую традицию, существующую в вашей семье. Клубочек у меня, значит, я начинаю. Ода из традиций, которая соблюдается в моей семье уже не одно поколение, - это гостеприимство и почитание родителей. Теперь ваша очередь. Дети предают «волшебный клубочек» друг другу, называя свои семейные традиции |
- Молодцы! Мы свами вспомнили и назвали много семейных традиций. Теперь поговорим подробнее о каждой из них.
Педагог просит детей присесть на места.
- Дети, одна из очень важных русских традиций, которую мы с вами назвали, - это гостеприимство и почитание родителей. Как вы думаете, что это значит?
- Родители - самые дорогие и близкие вам люди. Почитать – значит уважать, ценить своих маму и папу. А принимать гостей – настоящее искусство. К приему гостей нужно подготовиться.
Игра «сервируем стол»
Дети сервируют стол к приему гостей.
- я знаю многие семьи, в которых поддерживается замечательная традиция отмечать именины, дни рождения и праздники. Один из самых важных праздников для вас, детей, - это ваш день рождения. Сейчас кто-нибудь из вас расскажет нам, какая традиция празднования дня рождения есть в вашей детской жизни.
- Какие еще семейные праздники принято отмечать в ваших семьях?
Рассказы детей.
Мы свами вспомнили такие праздники как Новый год, Рождество, День защитника Отечества, масленица, 8 марта, Пасха, День Победы. Проверим, насколько хорошо вы о н6их знаете. Я буду загадывать загадки, а вы должны ответить, о каком празднике идет речь.
1. В день весенний всем мужчинам
Мусор вынести не лень.
Есть на то своя причина:
На пороге ( женский день)
2. Это лучший день в году
Солнечный и яркий.
В гости я к тебе приду –
Принесу подарки! ( День Рождения)
3. Это праздник всей страны –
Помнить мы его должны
Наш народ врагов разбил
И отчизну защитил (День Победы)
4. Это что за праздник зимний
Нас заждался у ворот?
На ветвях деревьев иней
Наступает (Новый год)
5. Этот праздник посвящён
Воинам отважным.
Смелостью их защищен
6. В наше время каждый(День защитника Отечества)
Его празднуют весной, Этот праздник заводной.
Ярмарку все посещают
И блинами угощают (Масленица)
7. Светлый день глядит в оконце,
Радостью как в сказке.
И ласкает землю солнце (Пасха).
Физкультминутка
Нам пора передохнуть, подтянутся и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать
(Повороты головы в одну и другую сторону)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперед, а два- назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем.
то важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
- Дети, почти каждая семья имеет оче6нь похожую традицию – собирать и хранить семейные фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в жизни. Фотографии могут храниться в фотоальбомах, на компьютерном диске, висеть в рамочках на стене или стоять на комоде – в каждой семье по разному. К то нам расскажет, какая традиция хранения семейных фотографий есть в его семье?
Рассказ ребенка
- Оче6нь интересно рассматривать альбомы с фотографиями членов своей семьи. Давайте смастерим рамочки для фотографий. На ваших столах лежат разные материалы для творчества. Выбирайте любой материал, который поможет вам воплотить свою задумку, проявить воображение и фантазию.
- Молодцы! УЦ вас получились замечательные работы.
- Дети , как вы думаете, помогли ли мы Жене?
- Нам пора возвращать «Цветик-семицветик». Он ведь у нас волшебный, и все, что услышал, сможет передавать девочке.
Дети вместе с педагогом произносят «волшебные» слова.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы цветок вернулся к Жене.
- Я предлагаю поиграть в игру, которая поможет нам вспомнить все тепло, добро, которое дает нам наша семья.
Упражнение «Кувшин доброты»
- У меня есть «кувшин доброты». Пусть каждый из вас подойдет к нему и пожелает что-нибудь своей семье.
- Наша группа тоже как одна большая семья. И все, что происходит в ней, касается каждого из нас. Мне бы хотелось, чтобы вы переживали и «болели» за свою группу, как за одну большую семью. И пусть это стан6ет нашей добро традицией.
- Давайте уважительно относиться к своей семье, следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.