Министерство образования Ставропольского краяГосударственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РостОК»356800 г. Буденновск, Ставропольского края, пр. Буденного, 71Тел. (86559) 7-29-26Е-mail: [email protected]ИНН/КПП 2624024648 / 262401001
«Семейный кризис: принятие факта вступления ребенка в подростковый период»
Педагог-психолог ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РостОК»Погорелов Р.А.
КОНФЛИКТ – это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностями возникает противоречие.
Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст — период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998): |
Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются (РемшмидтХ., 1994):
- различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подросткового периода;
- несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
- отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;
- психологические и социальные различия между родителями и детьми.
К наиболее типичным вопросам, которые волнуют родителей в этот период, можно отнести следующие:
- Надо ли установить жесткие ограничения или дать подростку больше свободы?
- До каких пор можно предоставлять ребенку свободу?
- Как относиться к некоторым шокирующим моментам в поведении ребенка?
- Стоит ли контролировать общение подростка с друзьями?
- Какие особенности поведения ребенка можно считать типичными для данного возраста, а какие сигнализируют о неблагополучии в его развитии? и др.
У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы. Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытается удовлетворить потребности родителей в ущерб собственным. Среди проявлений подростковой депрессии выделяют следующие (Кем-пинскиА., 2002):
- форма безразличия и апатии;
- форма бунта против старшего поколения;
- форма самоотречения (отсутствие веры в самого себя и отказ от прогнозирования своего будущего);
- лабильная форма (колебания настроения, в основе которых лежат гормональные изменения).
Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются:
- рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках;
- проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, наркомания и др.);
- резкое падение школьной успеваемости;
- соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.;
- подростковая депрессия;
- конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;
- актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами супругов;
- общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуацией;
- чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;
- ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельности подростка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Самым первым шагом на пути к решению конфликта является факт признания того, что проблема действительно есть. Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.
Конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их.
Конфликт – один из механизмов развития личности и межличностных отношений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.