СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.
Оценка 4.6

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.

Оценка 4.6
Семинары
docx
детская психология +1
06.02.2023
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.
Этот материал помогает проводить работу по профилактике эмоционального выгорания педагогов более эффективно
СЕМИНАР1.docx

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.

Тема: «С радостью на работу

Цели семинара-практикума: 
Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным  ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания.
Задачи:

1.Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.

2.Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.

3.Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

4.Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

5.Помощь в выработке навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях, приобретение уверенности в себе.

6.Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1 ЭТАП – Приветствие. 

Упражнение “Карусель общения”.

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим.

 “Я люблю…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

2 ЭТАП - Определение понятия  «Эмоциональное выгорание». 
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

«Эмоциональное выгорание» - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения,  выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание» - это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.
     Впервые термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром X. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
    Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение. К тому же, нервная система человека имеет некоторый лимит общения, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание
    В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

3 ЭТАП – Анализ анкетирования педагогов по методике К. Маслач и М.Джексона.

     Изначально классификация стадий "эмоционального выгорания" была разработана американскими психологами Кристиной Маслач и Сьюзен Джексон. Уже позже была масса интерпретаций данной классификации, в том числе и отечественными психологами, но суть осталась прежней.

ИТАК:

     1."эмоциональное истощение" - проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше;

      2."деперсонализация" связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными;

3."редукция личных достижений" проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии к работе.
    Выраженность эмоционального выгорания зависит от возрастных и профессиональных кризисов педагога. Стаж работы 0-5 лет, возрастные границы 23-29 лет, – возможной причиной ЭВ может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью. Наиболее устойчивые к СЭВ педагоги со стажем работы от 15 до 20 лет. Стаж работы более 20 лет, возрастные границы 43-53 года. Этот период связан с кризисом идентичности. Перед человеком встают вопросы: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу? Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил в возрасте 50-55 лет.

      В нашем исследовании, как раз, и представлены результаты проведённого анкетирования, как раз по методике К. Маслач и С. Джексон. Результаты наглядно демонстрируют тенденции в проявлении эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем работы в ДОУ, и отмечается (положительное или отрицательное) влияние возрастных особенностей на появление данного синдрома у работников ДОУ. А именно мы видим, что…
*Происходит осознание проблемы профессионального выгорания. Делаются определённые выводы самими участниками семинара.

4 ЭТАП – Работа в группах.

1.Анализ ситуации на основе выявления проблем. 
А сейчас мы предлагаем вам поработать в группах. Первая группа подготовит ответ на вопрос:
Каковы причины эмоционального выгорания? Какие стресс-факторы могут спровоцировать возникновение и развитие профессионального выгорания работников ДОУ?

Повышенная  ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;

Загруженность в течении рабочего дня;

Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

Необходимость владения современными методикам и         технологиями обучения.

отсутствие четкой связи между процессом обучения  и воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; тревожность, невротизм, низкая самооценка;

«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;

ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;

отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с родителями, коллегами, администрацией.

Вторая группа подумает над вопросом:

Какие симптомы профессионального выгорания вы знаете? И какие из них, по вашему мнению, проявляются наиболее явно в работе педагога?
Проделанная работа в группах обсуждается и закрепляется теоретической основой.
Психологи выделяют следующие причины эмоционального выгорания:
Психологи К. Маслач (1978 г.) и Е. Малер (1983 г.) условно разделяют на три группы  симптомов эмоционального выгорания.

Физические симптомы: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.

Психологические симптомы: негативное отношение к клиентам и к самой работе, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев), упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования, апатия, депрессия, чувство вины, общая негативная установка на жизненные перспективы. Человек испытывает двойственное состояние: вроде бы все хорошо, но скучно и пусто на душе. Все чаще коллегам и домочадцам хочется сказать: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».

Поведенческие симптомы: восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с клиентами и коллегами, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей.
    Все эти признаки или их часть люди часто списывают на авитаминоз, сезонную депрессию, недосыпание, загруженность рабочими и домашними делами, а некоторые стараются не придавать усталости особого значения («А с кем не бывало? Работоспособность имеет свойство снижаться и повышаться!»). Но в случае эмоционального выгорания речь идет об интенсивных, частых, продолжительных проявлениях, которые причиняют человеку дискомфорт и как следствие приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению. 
ПОМНИТЕ: эмоциональное выгорание не наступает вдруг, это явление накопительного характера!!!

2. Способы саморегуляции.
-Какие способы саморегуляции используете вы?
Вообще, термин саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. 
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения
Мы  приготовили для вас небольшие памятки на тему « Скорая помощь. Приемы эмоциональной саморегуляции после воздействия стрессовых факторов» (см. Приложение 2).
Нам лишь хотелось показать некоторые из них:  
Психомышечное упражнение «Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3с.
Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Дыхательное  упражнение для быстрого снятия стресса 
Сделать вдох на 4 счета, задержать на 4 счета дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета. Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла. Тело само по себе распрямляется и повышается настроение! Не поленитесь, проведите этот маленький эксперимент.
Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной…» 
Сложите руки в «замок» за спиной. напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. 2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» - эндорфин. 3. Улыбнитесь! 4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется Ваше тело от улыбки!
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

Упражение «Жил-был педагог».
 Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты. 
1.По утрам он просыпался и думал ____________________________________________
2.Собираясь на работу, он ________________________ __________________________
3. Весь рабочий день он мечтал __________________ ____________________________ 
4. Придя домой, он ______________________________________________ __________
5. Засыпая, он думал ___________________________________________ ____________ 
Интерпретация: Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему. 
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное — это установка на радость и позитив.

5 ЭТАП – Заключение.

Игра “Волшебная шкатулка” 
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроя. 
Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. 
Варианты пожеланий: 
 - В ближайшее время тебе особенно повезет! 
 - Жизнь готовит Вам приятный сюрприз! 
 - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом! 
 - Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую! 
 - Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь! 
 - Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом! 
 - Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе! 
 - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
 - Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!
 - Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!
 - Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!
 - Не бойся своих желаний, их исполнение даёт новые жизненные ресурсы!
 - А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!
 - Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так импонирует в других людях!
 - Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся…дорожи этим!!!
 - Внутри каждого человека, есть хотя бы одно малюсенькое, но позитивное качество…рассмотри его!

А закончить нашу с вами встречу мы хотим притчей.
«Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».

Обратная связь. Участники обмениваются впечатлениями по мероприятию. 
– Какие моменты показались наиболее интересными?

Спасибо за сотрудничество!


 

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике

Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др

Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др

Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил в возрасте 50-55 лет

Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил в возрасте 50-55 лет

Психологи К. Маслач (1978 г.) и

Психологи К. Маслач (1978 г.) и

Дыхательное упражнение для быстрого снятия стресса

Дыхательное упражнение для быстрого снятия стресса

Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь

Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2023