СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.
Тема: «С радостью на работу!»
Цели
семинара-практикума:
Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным
стрессогенным ситуациям и обучение педагогов различным техникам,
направленных на снижение профессионального выгорания.
Задачи:
1.Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.
2.Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
3.Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.
4.Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
5.Помощь в выработке навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях, приобретение уверенности в себе.
6.Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1 ЭТАП – Приветствие.
Упражнение “Карусель общения”.
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим.
“Я люблю…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…
2 ЭТАП
- Определение понятия «Эмоциональное выгорание».
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального
выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия
эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы
буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые
“тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
«Эмоциональное
выгорание» - это состояние физического, эмоционального, умственного
истощения, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме
полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие
воздействие. «Выгорание» - это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.
Впервые термин «эмоциональное выгорание» был введен американским
психиатром X. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании
профессиональной помощи.
Это люди, которые работают в системе
“человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы,
психиатры и др. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди
этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов,
клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за
чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение. К тому же, нервная
система человека имеет некоторый лимит общения, то есть за день человек может
уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число
больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный
образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего
дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания
отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
3 ЭТАП – Анализ анкетирования педагогов по методике К. Маслач и М.Джексона.
Изначально классификация стадий "эмоционального выгорания" была разработана американскими психологами Кристиной Маслач и Сьюзен Джексон. Уже позже была масса интерпретаций данной классификации, в том числе и отечественными психологами, но суть осталась прежней.
ИТАК:
1."эмоциональное истощение" - проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше;
2."деперсонализация" связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными;
3."редукция личных
достижений" проявляется в снижении оценки своей компетентности (в
негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении
ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии
к работе.
Выраженность эмоционального выгорания зависит от
возрастных и профессиональных кризисов педагога. Стаж работы 0-5 лет,
возрастные границы 23-29 лет, – возможной причиной ЭВ может стать
несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью.
Наиболее устойчивые к СЭВ педагоги со стажем работы от 15 до 20 лет. Стаж
работы более 20 лет, возрастные границы 43-53 года. Этот период связан с
кризисом идентичности. Перед человеком встают вопросы: «А зачем все это? Зачем
я работаю, зачем живу? Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый
подъем творческих сил в возрасте 50-55 лет.
В
нашем исследовании, как раз, и представлены результаты проведённого
анкетирования, как раз по методике К. Маслач и С. Джексон. Результаты наглядно
демонстрируют тенденции в проявлении эмоционального выгорания у педагогов с
разным стажем работы в ДОУ, и отмечается (положительное или отрицательное)
влияние возрастных особенностей на появление данного синдрома у работников ДОУ.
А именно мы видим, что…
*Происходит осознание проблемы профессионального выгорания.
Делаются определённые выводы самими участниками семинара.
4 ЭТАП – Работа в группах.
1.Анализ ситуации на основе
выявления проблем.
А сейчас мы предлагаем вам поработать в группах. Первая группа
подготовит ответ на вопрос:
Каковы причины эмоционального выгорания? Какие стресс-факторы
могут спровоцировать возникновение и развитие профессионального выгорания
работников ДОУ?
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
Загруженность в течении рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения.
отсутствие четкой связи между процессом обучения и воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; тревожность, невротизм, низкая самооценка;
«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с родителями, коллегами, администрацией.
Вторая группа подумает над вопросом:
Какие симптомы
профессионального выгорания вы знаете? И какие из них, по вашему мнению,
проявляются наиболее явно в работе педагога?
Проделанная работа в группах обсуждается и закрепляется
теоретической основой.
Психологи выделяют следующие причины эмоционального выгорания:
Психологи К. Маслач (1978 г.) и Е. Малер (1983 г.) условно
разделяют на три группы симптомов эмоционального выгорания.
Физические симптомы: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.
Психологические симптомы: негативное отношение к клиентам и к самой работе, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев), упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования, апатия, депрессия, чувство вины, общая негативная установка на жизненные перспективы. Человек испытывает двойственное состояние: вроде бы все хорошо, но скучно и пусто на душе. Все чаще коллегам и домочадцам хочется сказать: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».
Поведенческие
симптомы: восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление
пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с клиентами и коллегами,
неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей.
Все эти признаки или их часть люди часто списывают
на авитаминоз, сезонную депрессию, недосыпание, загруженность рабочими и
домашними делами, а некоторые стараются не придавать усталости особого значения
(«А с кем не бывало? Работоспособность имеет свойство снижаться и
повышаться!»). Но в случае эмоционального выгорания речь идет об интенсивных,
частых, продолжительных проявлениях, которые причиняют человеку дискомфорт и
как следствие приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому
истощению.
ПОМНИТЕ: эмоциональное выгорание не наступает вдруг, это явление
накопительного характера!!!
2. Способы саморегуляции.
-Какие способы саморегуляции используете вы?
Вообще, термин саморегуляция — это управление своим
психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека
на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и
дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично
или полностью избавляться от физического или психического напряжения
Мы приготовили для вас небольшие памятки на тему « Скорая
помощь. Приемы эмоциональной саморегуляции после воздействия стрессовых
факторов» (см. Приложение 2).
Нам лишь хотелось показать некоторые из них:
Психомышечное упражнение «Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса
и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3с.
Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять
плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша
осанка.
Дыхательное упражнение для быстрого снятия
стресса
Сделать вдох на 4 счета, задержать на 4 счета дыхание, затем
сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета. Просто попробуйте
подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла. Тело само по себе распрямляется и
повышается настроение! Не поленитесь, проведите этот маленький эксперимент.
Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной…»
Сложите руки в «замок» за спиной. напрягите руки и спину,
потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. 2. Сложите
руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь,
встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» -
эндорфин. 3. Улыбнитесь! 4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд.
Почувствуйте, как расслабляется Ваше тело от улыбки!
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».
Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих.
Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы
можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем
самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Если вы честно проделаете этот
эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И
с этого момента все пойдет к лучшему.
Упражение «Жил-был
педагог».
Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения.
Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что
придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.
1.По утрам он просыпался и думал
____________________________________________
2.Собираясь на работу, он ________________________
__________________________
3. Весь рабочий день он мечтал __________________
____________________________
4. Придя домой, он
______________________________________________ __________
5. Засыпая, он думал ___________________________________________
____________
Интерпретация: Это проективная методика. Это когда человек
рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои
переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое
предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то
замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут
перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам
хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно
проработать любую проблему.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления
от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное — это
установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем
мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть
прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы
слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться,
любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам
жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли
радоваться. Главное — это установка на радость и позитив.
5 ЭТАП – Заключение.
Игра “Волшебная
шкатулка”
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения. Создание
позитивного настроя.
Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной
шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно
сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- В ближайшее время тебе особенно повезет!
- Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно
откладываешь на потом!
- Люби себя такой, какая ты есть – единственную и
неповторимую!
- Обязательно сделай себе подарок, ты этого
заслуживаешь!
- Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут
рядом!
- Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать
тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное
готовит тебе весна!
- Просто необходимо устроить себе праздник, позвать
хороших друзей и добрых коллег!
- Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто
ароматная ванна порадует тебя!
- Не бойся своих желаний, их исполнение даёт новые
жизненные ресурсы!
- А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то
обязательно найди повод гордиться собой!
- Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так
импонирует в других людях!
- Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и
гордятся…дорожи этим!!!
- Внутри каждого человека, есть хотя бы одно малюсенькое,
но позитивное качество…рассмотри его!
А закончить нашу с вами
встречу мы хотим притчей.
«Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на
помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить
ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему
недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец
уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему
бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно
закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись
за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и
начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча
продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в
колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на
спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к
всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в
будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас
упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря
этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете
выбраться из самого глубокого колодца».
Обратная
связь. Участники обмениваются впечатлениями по мероприятию.
– Какие моменты показались наиболее интересными?
Спасибо за сотрудничество!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.