Семинар для преподавателей по основам суицидологии

  • doc
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Семинар для преподавателей по основам суицидологии.doc

 

Конспект  

«Семинар для преподавателей по основам суицидологии»

(Некоторые теоретические сведения

 о проблеме суицидальных  проявлений  учащихся 

в подростковом и юношеском возрасте)

 

                                          

Файл №1. Вступление.

Уважаемые педагоги!  Человек в любые периоды своей жизни должен быть счастлив. Это понятие счастья из философского для меня, как для психолога, превратилось в обыденное.  Счастлив,  а, значит, здоров, полон сил для жизни, полон сил для деятельности. Счастлив в семье своих родителей, счастлив за партой в школе, счастлив в среде сверстников, счастлив от того, что выполняет любимую и нужную для общества работу, счастлив в семье, которую создал сам, и, наконец, счастлив и горд за своих детей и внуков. Это, конечно же, не означает, что его жизненный путь гладок и безупречен, но у него хватает сил, чтобы эти трудности преодолевать самому, а в особых случаях он смог бы, в состоянии, попросить помощи у близких людей, которые на эту просьбу откликнутся. Человек адаптирован, адекватен, а значит, спокоен и уверен в завтрашнем дне, в следующей минуте своего существования.

Вся моя работа, как педагога – психолога школы,  направлена на преодоление  дезадаптации  учащихся на протяжении   всего  периода обучения. И мне, как педагогу – психологу, в своей повседневной практике приходится сталкиваться с разнообразными проявлениями и адаптивного, и социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противоправными действиями.  

 

  Каковы причины такого поведения? Что заставляет подростка, юношу вновь и вновь причинять вред себе и окружающим?  Как избежать этого?  И, наконец, что заставляет молодого человека, полного сил на первый взгляд, расставаться с собственной жизнью?

Когда-то,  в  далеком 1992 году,   читая  «Психологический журнал»,  я нашла утверждение,  что  психиатра – суицидолога  (не психолога!)  должно насторожить  одно только предположение,  что  у пациента «равнодушно – спокойное  отношение  к смерти  человека,  тем  более  к трагической  смерти.   В  то  время психиатры  подозревали, усматривали  уже только  в  этом патологию личности!  С тех пор многое изменилось в нашей жизни.  Данная тема  беззастенчиво  часто     звучит с экранов  наших  телевизоров,  и я могу уже не голословно,  а  на  основании многочисленных  диагностических опросов учащихся  -  респондентов  утверждать, что равнодушно – спокойное отношение  к  смерти человека  уже  не является чем-то    исключительным.

Позволю себе остановиться на некоторых теоретических сведениях.   С точки зрения суицидологов  суицидальное поведение не рассматривается как  однозначно патологическое.  В большинстве  случаев  это поведение  психически  нормального  человека.  В  то  же время распространена точка  зрения  на  суицид  как  на крайнюю точку  в ряду форм саморазрушительного поведения, данный тип отклоняющегося поведения выражает, как  указывает  Е.В. Змановская [2, с.11],            социально – психологический статус личности на оси  «социализация – дезадаптация – изоляция».

В структуру  школьной дезадаптации наряду с такими проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения. Это дисциплинарные нарушения,  прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь и др.

 

Файл №2. Выделяют три основные группы  отклоняющегося поведения:

- антисоциальное  (деликвентное) поведение,

- асоциальное (аморальное),

- аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Сегодня становится, к сожалению,

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее   целостности  и развитию  самой личности. 

 

Файл №3. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает  в следующих основных формах:  суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатичное поведение (например:   вовлеченность в деструктивно – религиозный культ), аутическое поведение, виктивное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для  жизни (экстремальные  виды спорта, существенное  превышение скорости приезде на автомобиле) и др.

Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте  является  его опосредованность групповым ценностям. Группа, в которую включен  подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение.

Файл №4. Феномен суицида неоднороден и неоднозначен. Значительная часть  самоубийств совершается психически здоровыми  лицами и представляет собой  во многих случаях  непатологическую психологическую общечеловеческую реакцию личности на экстремальные обстоятельства.

Эта реакция отличается от патологических форм дезадаптации целесообразностью в конечном  счете своих проявлений , сохранением сознательного контроля, адекватностью внешним воздействиям, в то время, как патологические  формы дезадаптации личности  представляют собой  качественно новую ступень – предболезнь с тенденцией к переходу на болезненный уровень реагирования с ослаблением или утратой  сознательного контроля  за поведением, уменьшением  степени целесообразности проявлений, возникновением болезненных симптомов

 Итак,   в наши дни суицидальное поведение  не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве  случаев  это поведение  психически нормального человека, в то же время  суицид – крайняя точка в ряду форм саморазрушительного поведения.

 

В структуре  суицидального поведения  выделяют:

      - собственно суицидальные  действия;

       - суицидальные   проявления (мысли,    намерения,      чувства,

 высказывания, намеки и т.д.)

 

Суицидальные действия  включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка – целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся  смертью. Попытка может быть обратимой или необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели.  Завершенный суицид – действие, завершенное летальным исходом.

 

 Суицидальные проявления – включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а  также суицидальные тенденции, среди  которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли  характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя  жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «Заснуть и не проснуться».

 

Суицидальные замыслы – это более активная форма проявления  суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства.

 

Суицидальные  намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется  волевой компанент – решение, готовность  к непосредственному  переходу во внешнее поведение.

 Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток может исчисляться  в одних случаях минутами, в других – месяцами.

 

Файл №5. По мнению Амбрумовой А.Г. суициды разделяются на 3 группы:

1.Истинный суицид – направляется стойким желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя и выглядит иногда довольно неожиданным.

2. Демонстративный суицид – не связан с желанием умереть, а  является  способом обратить  внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

3. Скрытый суицид – (косвенное  самоубийство) -  вид суицидального  поведения, действия, которые сопровождаются высокой вероятностью  летального исхода. В большей степени это поведение  нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход  из жизни, это так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные  поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Диагностика  суицидального поведения должна  основываться  на точной оценке  желаемости смерти. 

 

Файл №6. Одна и та же  стресогенная ситуация может вызвать неодинаковые последствия  у разных людей.

а) один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне(погружается в сон от утомления, перестает реагировать на окружающее, впадает в ступор);

б) другой тип  «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т, д.)

в) третий – на социально – психологическом уровне (сохраняет физическую и психическую мобильность, но изменяет  своим жизненным принципам и установкам: например, жертвует  жизнью окружающих ради своего спасения или бежит с поля боя)

Это обусловлено тем, что  в условиях стресса, конфликтной ситуации, которую индивид не в силах разрешить, вызывает у него отрицательные эмоции огромной силы. В данном случае возможен разрыв привычных связей, имеет место  самоотчуждение: собственное «Я» выглядит  странным и чуждым, утрачивается ощущение реальности своего тела, которое воспринимается  просто как внешний объект, теряет смысл  любая деятельность, появляется апатия, притупляются эмоции. «Я только реакция на других, у меня нет собственной индивидуальности»; «Жизнь потеряла для меня  всякую красочность. Моя личность как будто одна форма без всякого содержания».

 Юноши часто жалуются  на подобные переживания. Если они являются острыми или хроническими, необходима  консультация  психолога, психотерапевта.

 

Файл №7.

-    В группу суицидального риска входят:

-     представители юношеского возраста;

-     индивиды с нарушением межличностных отношений;

-     испытывающие чувство одиночества;

-     злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;

-    отличающиеся девиантным или криминальным поведением;

-     сверхкритичные к себе;

-     страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

-    фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

-    страдающие от болезней или покинутые окружением.

-     

Школьного психолога, педагогов должны волновать не только активные поведенческие отклонения, но особенно пассивные типы реагирования как паттерн, не содержащий  нормальных протестных реакций.   Однако, нужно заметить, что именно такие подростки и юноши зачисляются  иногда педагогами  в раздел  воспитанных,  спокойных, дисциплинированных, терпеливых, уважительных морально – устойчивых.  Нужно учитывать, что  именно среди таких «бессловесных»,  с пассивным  типом реагирования на жизненные неприятности  и могут оказаться  потенциальные суициденты и им необходимо уделять в своей работе  особое внимание. Суицидент с истинными намерениями лишить себя жизни  испытывает острые психологические  и психофизические  реакции  в пресуциидальный момент.

На стадии развития кризиса человек постоянно думает  о том, что проблема усугубляется, он вспоминает  о ней  часто и непроизвольно: как следствие, могут возникать  тревожные симптомы, ощущения, что  «сердце ушло в пятки», сильное сердцебиение, расстройство сна.  Приближающееся событие принимает  неясные очертания в виде непреодолимого барьера или неотвратимой угрозы.

 

Файл №8.

 Чтобы глубже понять, состояние кризиса, обратимся к  основным особенностям состояния суицидента.

Эгоцентризм, причем этот эгоцентризм имеет непривычный, парадоксальный смысл.

  Об эгоцентризме при суицидальном поведении говорит уже тот факт, что в этом кризисном состоянии человек погружен в себя, в свои мучительные переживания, свои страдания.

   Всё остальное, все ранее значимые люди, уважаемые, любимые в данный момент перестают существовать.

   Эгоцентризм суицидента можно обозначить  знаком «минус»: он носит самоотрицающий характер, вплоть до самоуничтожения, выражает крайнюю степень негативизма по отношению к самому себе.

 

    Файл №9 . Другое общее  чувство - это беспомощность. Почва уходит из-под ног, а происходящие внешние события и множество незнакомых эмоций продуцируют это чувство. Человеку, находящемуся в состоянии кризиса, намного труднее формулировать мысли и обсуждать деловые проблемы. Сильные эмоции и загруженность психических процессов срочными событиями снижают способность к ясному мышлению. Импульсивные  действия   во  время  кризиса  нередко  создают проблемы,  с  которыми  человек  столкнется  в  будущем

 

 Файл №10. В аффективной сфере проявлениями  суицидальных намерений  являются  интенсивные отрицательные эмоции – тревога, беспокойство, тоска, тревожный аффект сочетается  с искаженным восприятием времени. При указанных  состояниях  отмечаются  нарушения  поведения, которое часто бывает импульсивным и непродуктивным, т.е. дезадаптивным

Тревога в суицидальном поведении  отличается тем, что она  всегда связана  с общей пессимитической установкой. Тревога  создает общее чувство беспомощности, незащищенности, отчуждения от других людей.  Острая тревога  создает замешательство, искажение, негативные суждения, сомнительные решения и пораженческое поведение, дезорганизует  деятельность, приводит  к неверному  восприятию событий, оборонительному поведению.

 

Файл №11. Аутоагрессия.    Ряд суицидологов считает аутоагрессию наряду с пессимистической личностной установкой определяющим свойством суицидального поведения. Это не просто негативное отношение к себе. При аутоагрессии негативное отношение к себе достигает крайней степени.

   Особенно насторожить   должно безмерное  преувеличение  своей вины, даже  если суицидент  не  высказывает   суицидальных намерений.

 

Файл №12.  Паранойяльность.  Почти  все суициденты обнаруживают паранойяльность не как свойство характера, но как характеристику суицидального состояния практически со всеми присущими ему признаками. Подтверждением этому служит то, что «примерно треть людей, совершивших попытку суицида, повторят её в течение года».

    Что представляет собой структура ценностного сознания у паранойяльной личности? Она дисгармонична, в ней одна ведущая ценность (семья, ребенок, научные изобретения и т.д.) приобретает сверхценный характер и девальтирует, оттесняет на задний план другие ценности.

  

Файл №13.  В этом и состоит в данном случае повышенная опасность: если «главная ценность» теряется (например, уход из семьи любимого человека), то и вся жизнь суицидента обессмысливается. Рушится вся пирамида ценностей. Но если ценности личности при хорошей адаптации носят жизнеутверждающий характер…, то в состоянии дезадаптации место ведущей ценности занимают ценности негативного плана или прямо деструктивные, саморазрушительные. При суицидальном поведении такой «сверценностью» становится идея ухода из жизни как иллюзорного выхода из кризиса, которая разрушает всю систему личных ценностей. Подкрепляясь другими компонентами суицидального поведения: аутоагрессией, депрессией, суицидальными мыслями и мотивами, такая антицель (ценность – цель) и ведет к трагической развязке.

 

   Файл №14. Часто сопутствующим чувством в кризисе бывает стыд. Человек чувствует себя некомпетентным, неспособным справиться с ситуацией, зависимым от других. Стыд, как правило, переживается людьми, которые являются жертвами насилия. Стыд жертвы -  один из факторов, из-за которых особенно трудно помочь ей.

     Печаль - обычно отличается как результат переживания утраты. Это часть общей реакции горя.

     Присутствует и чувство гнева, которое направлено либо на себя, либо на другого человека, либо на ситуацию. Когда гнев возникает в ситуации кризиса, всегда есть возможность развития событий от плохого к худшему.

 

Файл №15. Если мы говорим об психологических особенностях подростков, нам необходимо помнить, что подросток выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному. Это – важное возрастное образование подросткового возраста.  Другое дело, если одиночество подростка, молодого человека связано с отрывом от группы, с непониманием, с отвержением.  Тогда одиночество воспринимается очень остро, и может быть одним из индикаторов суицидального риска.

 

Файл №16. Система мотивов.

  Суицидальное поведение всегда полимотивировано. Выделяют пять типов ведущих мотивов:

 - протест,

 - призыв (к состраданию),

 - избегание (душевных или физических страданий),

 - самонаказание,

 - отказ (капитуляция).

    Тот или иной тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавший суицид.

 

Файл № 17. Необходимо помнить, что в большинстве случае, и, особенно это касается подростков и юношей:  о действии суицидента можно сказать,  что  «Желание быть мертвым» предполагает не реальные последствия смерти, а бессознательные фантазии о защищенности, спокойствии в мире… как бы    «временной смерти»,  то  есть  временном  отдыхе   от жизни;  бегство  от  опасности,  желание  паузы  в переживаниях,   в  остром  эмоциональном  состоянии. 

 

Файл №18.    Система мотивов при суицидальном поведении всегда находится в напряженной динамике.  Даже если речь не идет о совершении суицида «в состоянии аффекта», многие суицидологи отмечают, что в последние несколько минут суицида человек действует «как бы автоматически», в состоянии «суженного», измененного сознания и нередко он сопровождается ретроградной амнезией («сама не помню, как схватила нож»)

 

Файл №19.     Суицидент с истинными намерениями лишить себя жизни  испытывает острые психологические     и психофизические  реакции  в пресуциидальный момент. Условия стресса, конфликтная    ситуация, которую индивид не в силах разрешить, вызывают  у него отрицательные эмоции огромной силы. В данном случае возможен разрыв привычных связей, имеет место  самоотчуждение: собственное «Я» выглядит  странным и чуждым, утрачивается ощущение реальности своего тела, которое воспринимается  просто как внешний объект, теряет смысл  любая деятельность, появляется апатия, притупляются эмоции.

«Я только реакция на других, у меня нет собственной индивидуальности»; «Жизнь потеряла для меня  всякую красочность. Моя личность как будто одна форма без всякого содержания».

 

Файл №20. Человек переживает противоречивость, вызванную внутренней борьбой между потребностью в независимости и ощущением своей зависимости от других, потребностью в помощи, но в момент кризиса - чувства одиночества,        незащищенности.    

     Если же мы говорим о подростке, юноше, то в момент кризиса молодой человек очень остро чувствует одиночество, т.к. именно одиночество и максимализм присущи данному возрасту как новообразования подросткового и юношеского возраста.     

     Все эти чувства отрицательно влияют на самооценку и делают человека, оказавшегося в кризисе, очень уязвимым. Именно снижение самооценки и повышенная ранимость дают основание описывать кризис как состояние,   несущее  опасность  для  личности.

     

Файл №21. На стадии развития кризиса человек постоянно думает  о том, что проблема усугубляется, он вспоминает  о ней  часто и непроизвольно: как следствие, могут возникать  тревожные симптомы, ощущения, что  «сердце ушло в пятки», сильное сердцебиение, расстройство сна.  Приближающееся событие принимает  неясные очертания в виде непреодолимого барьера или неотвратимой угрозы.

      Ю. Бердяев в своем психологическом этюде «О самоубийстве» писал: «Нужно сказать, что в момент самоубийства человек в большинстве случаев находится в состоянии психического расстройства, психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражается, иерархия ценностей извращена и какая-нибудь одна, совсем не главная ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено, и память о слишком многом и важном парализована и удерживается лишь idee fixe самоубийцы...

      Самоубийство есть прежде всего страшное сужение сознания... болезненный конфликт бессознательного и сознания».

 

Файл №22.  Признаки высокой вероятности суицида:

-     открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес знакомых, в письмах родственникам, любимым);

-     косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство);

-     активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.);

-     фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);

-     символическое прощание с ближайшим окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного имущества);

-     разговоры о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни.

 

 

Файл №23. Поведенческие индикаторы:

-    злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

-    эскейп-реакции (уход из дома);

-    резкое снижение повседневной активности;

-     необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

-    неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих;

-    уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;

-     отказ от общественной работы, от совместных дел;

-    излишний риск в поступках;

-    снижение или повышение аппетита;

-    признаки постоянной усталости;

-    посещение кладбищ;

-    частое прослушивание траурной или печальной музыки;

-    «приведение дел в порядок».

 

 

 

Файл №24. Коммуникативные сигналы:

-    усиление жалоб на физическое недомогание;

-    жалобы недостаток сна или повышенная сонливость;

-     замедленная речь, тихий монотонный голос, краткость или отсутствие ответов;

-     ускоренная экспрессивная речь;

-     патетические интонации, причитания, склонность к нытью;

-     предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью,  самоубийствами, загробной жизнью;

-    прямые сообщения о суицидальных намерениях («хочу умереть», «ненавижу жизнь», «я покончу с собой»);

-    косвенные сообщения о суицидальных намерениях («скоро все это закончится», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «никому я не нужен», «это выше моих сил»);

-    шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.

 

Файл №25. Когнитивные индикаторы:

-    так называемая негативная триада, характерная для депрессивных состояний;

-     негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего (собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное);

-     «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

-     нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.

 

Эмоциональные индикаторы:

-    депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние);

-     склонность к быстрой перемене настроения;

-     скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость;

-     злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность;

-     тревога, ожидание непоправимой беды, страх;

-    тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;

-     углубление мрачного настроения при радостных событиях.

 

Файл №26. Признаки высокой вероятности суицида:

-    открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес знакомых, в письмах родственникам, любимым);

-       косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство);

-      активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.);

-      фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);

-      символическое прощание с ближайшим окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного имущества);

-      разговоры о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни.

 

Файл №27-28. Психолога, педагогов должны волновать не только активные поведенческие отклонения, но особенно пассивные типы реагирования как паттерны, не содержащие  нормальных протестных реакций.    Однако, нужно заметить, что именно такие подростки и юноши зачисляются  иногда педагогами  в раздел  воспитанных,  спокойных, дисциплинированных, терпеливых, уважительных, морально – устойчивых.    Необходимо  учитывать, что  именно среди таких «бессловесных»,  с пассивным  типом реагирования на жизненные неприятности  и могут оказаться  потенциальные суициденты и именно  им необходимо уделять максимум в воспитательной работе.

 

 

 

Файл №29. Медицинские факторы:

Психическая патология:

- депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;

- алкогольная зависимость;

- зависимость от других психоактивных веществ;

-  шизофрения;

-  расстройство личности.

 

         Файл №30. Соматическая патология (тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание):

-      онкологическое и заболевание органов кроветворения;

-      сердечно-сосудистые (ИБС);

-       заболевания органов дыхания (астма, туберкулез);

-     врожденные и приобретенные уродства;

-     потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции, бесплодие);

-     Вич - инфекция;

-     состояние после тяжелых операций.

 

 

Файл № 31-34. Биографические факторы.

-      гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола и взрослые мужчины).

-     суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.

-      суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (религиозные лидеры, кумиры поп-культуры и т.д.)

 К особенностям ситуации, увеличивающей степень риска суицидального поведения подростка суицидологи относят вынужденную социальную изоляцию, особенно от семьи или друзей (эмиграция, вынужденное переселение, переезд на новое место жительства, сексуальное насилие; нежелательную беременность у девушек - подростков; «потерю лица» (позор, унижение).

 

    Файл № 35. Поведенческие индикаторы суицидальиого риска.

-     злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

-    эскейп - реакции (уход из дома и т.п.);

-    самоизоляция от других людей и жизни;

-     резкое снижение поведенческой активности;

-    изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

-    предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью или самоубийствами;

-    частое прослушивание траурной или печальной музыки;

-     «приведение дел в порядок» (для взрослых - оформление завещания, урегулирование конфликтов).

 

Файл №36. Подытоживая данную тему, напрашивается  вывод, что именно импульсивность и максимализм, присущие подросткам и юношам, увеличивают суицидальную опасность, обостряют чувства, усугубляют тягостное состояние, способствуют увеличению суицидальной готовности, сокращают сроки  от  мысли о самоубийстве до исполнения этого действия.

 

Файл №37. Программа  психологической помощи  (по В.А.Конторовичу.

Помощь должна быть направлена на:

- коррекцию образа «Я»;

- достижение объективности собственной оценки;

- реабилитацию «Я» в собственных глазах и достижение уверенности в себе;

- коррекцию системы ценностей потребностей, их иерархии;

- коррекцию отношения к другим: достижение способности к эмпатии и пониманию  переживаемых другими состояний  и их интересов;

- приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению  и разрешению межличностных конфликтов;

- коррекцию неадекватного образа жизни и подавленности.

 

Файлы №№ 38, 39 и 40.  Уважаемые  коллеги, я предлагаю Вам небольшую практическую работу. Прошу Вас  разделиться на 3 группы и получить  задания для каждой группы.

 

Ситуация №1.  Владислав Иванов очень любит риск. Адреналин он получает катаясь на роликах по проезжей части  автомобильной дороги, а готовясь к экзаменам  часто  садится на подоконник открытого окна. Один раз, разомлев от весеннего солнца, он признался, что даже уснул  на этом подоконнике. Завтра он договорился с друзьями пойти на окраину города, чтобы попробовать свои силы в жонглировании горящими факелами.

Задание.

1. Оцените степень суицидального риска.

2. К какой группе суицидальных проявлений относятся подобные ситуации.

3. Предложите ваши действия по предотвращению опасности.

 

Ситуация №2. Учащийся Новиков Виталий обратился к преподавателю истории со словами: «Николай Иванович, если вы и в этом полугодии поставите мне неудовлетворительную оценку, то мне лучше вообще не приходить домой, лучше я в лес уйду, там моя жизнь и закончится».

Задание.

1. Оцените Опасность намерений.

2. К какой группе относится разговор о данном суицидальном акте?

3. Ваши действия.

 

Ситуация №3. В школу пришла бабушка ученицы 8 класса Кондратьевой Марии с разговором о том, что в семье сложилась тревожная ситуация. Она рассказала, что некоторое время назад начала наблюдать достаточно громкие разговоры  своей невестки и внучки. Оказалось, что маша влюбилась, и эта влюбленность закончилась незапланированной беременностью. Отношения с парнем разорваны. Однажды бабушка слышала от невестки в адрес внучки такие слова: «Иди куда хочешь, делай что хочешь».  Внучка в отчаянии, а бабушка вынуждена срочно  уехать к тяжело больной родственнице.

Задание.

1. Оцените опасность суицида.

2. К какой группе необходимо отнести данный тип суицидальной опасности?

3. Ваши действия.

 

Спасибо всем за  плодотворную работу!