Корректировка образовательных программ
в условиях цифровой трансформации
В наше время новые технологии стали неотъемлемой частью жизни. Компьютеризация проникла во все сферы деятельности человека. В последнее десятилетие активно формируется и развивается в нашей стране новая форма обучения – дистанционная.
Дистанционное обучение – это образовательная система на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий (электронная почта, телевидение, интернет). Оно, позволяет осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии online и offline (синхронное и асинхронное обучение).
Цель дистанционного обучения – дать элементы универсального образования, позволяющие адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур.
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
1. создание образовательного пространства;
2. формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
3. развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Синхронное обучение предполагает общение в режиме реального времени. Это предусматривает большую нагрузку на учащегося и учителя. При асинхронной методике ответственность возлагается на учащегося: самообучение, выбор удобного темпа работы.
Наибольшей эффективности можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения (т.е. синхронной и асинхронной).
Актуальность дистанционного обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
2. работа с детьми – инвалидами;
3. часто болеющими учащимися;
4. работа с учащимися, имеющими временные ограничения возможностей здоровья;
5. обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;
6. при заочной (экстернатной) форме обучения;
7. выполнение проектов и исследовательских работ;
8. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня), подготовка к предметным олимпиадам;
9. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы) и др.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:
Ученик:
· выбирает форму обучения с использованием ДОТ;
· планирует время изучения материала;
· планирует последовательность изучения материала.
Должен:
· изучить материал образовательной программы;
· достичь требуемых результатов обучения.
Учитель:
· организует образовательный процесс с использованием ДОТ;
· разрабатывает и предоставляет учебные материалы;
· проводит формирующее и итоговое оценивание;
· консультирует;
· оказывает помощь;
· является ответственным за достижение обучающимися планируемых результатов.
Все формы ДО можно использовать при реализации различных образовательных программ:
· участие (online, offline) в обучающих интернет-мероприятиях: интернет-фестивалях, конкурсах, олимпиадах, викторинах и др.;
· подготовка к олимпиадам, используя интернет-ресурсы;
· исследовательская и проектная деятельность.
ДОТ можно применять как постоянно, так и в связи с возникшей необходимостью, например:
· при изучении отдельных тем программы: для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых учащихся или очень сильных учащихся;
· подготовка к олимпиадам, конкурсам, требующих углубленного изучения теоретического и практического материала;
· обучение в отдельные временные промежутки (при длительной болезни, невозможности посещать школу в связи с другими уважительными причинами);
· при выполнении творческих заданий, проектов.
Дистанционное обучение не ограничено временными рамками, к тому же выполнение заданий может проходить в маленьких группах, не исключается и помощь родителей, особенно, если речь идет о младших школьниках. Благодаря общению и непринужденной обстановке формируются не только познавательные, предметные интересы, но и развиваются коммуникативные навыки, формируются личностные результаты.
Таким образом, организовать консультации с обучающимися по электронной почте, разместить тестовые задания с помощью электронных сервисов, создать таблицу для фиксирования результатов, организовать к ней доступ – формы работы, продиктованные временем. Главное – формирование у учащихся самостоятельности в приобретении знаний, развитие активных познавательных интересов. Такая работа стимулирует раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствует формированию социальных качеств личности.
Система контроля носит систематический характер и строится как на основе оперативной обратной связи (оперативного обращения к учителю в удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
Дистанционное обучение позволяет учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, решать психологические проблемы, снимать временные ограничения, правильно рассчитать свои силы, расширять коммуникативную сферу, проявлять творческие способности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Реализация программы каждым учителем осуществляется индивидуально, руководствуясь методическими рекомендациями и техническими условиями.
Способы инновационного обучения: IT-методы обучения, дистанционное обучение, case-study, игра, проектный метод, поисково-исследовательский метод, обучение на основе опыта, методы проблемного обучения.
Значительной частью учебного процесса в системе электронного обучения является мультимедиа-урок. Это единый комплекс информации, расположенной на разных носителях. Основу мультимедийного урока составляет авторский мультимедиа-урок. Он является средством разнообразного воздействия на обучаемого путем сочетания концептуальной, иллюстративной и контролирующей частей. Комплекс материалов, входящих в мультимедиа-урок, это: онлайн-квесты, видео и аудио, графическая анимация, текст и т.д. Материалы увеличивают заинтересованность и в то же время снижают утомляемость при работе с электронным оборудованием.
Система электронного обучения должна обеспечивать взаимную деятельность между учащимися и учителем (возможность группового обучения), должна предусматривать обратную связь между участниками образовательного процесса.
В дистанционном режиме учитель:
– создает соответствующие образовательной программе учебного предмета доступные для обучающихся ресурсы (тексты, памятки, алгоритмы, презентации, видеоролики, ссылки) и задания;
– организует рассылку ресурсов и заданий по электронной почте или с помощью мессенджеров (Whаts App, Viber, Skype и др.), устанавливает сроки их выполнения;
– оценивает результаты выполнения заданий, работ в виде текстовых или аудиорецензий, устных онлайн-консультаций; если предусмотрено
балльное оценивание, выставляется отметка.
Обучающиеся выполняют задания (изучают тексты, обрабатывают информацию, выполняют задания в рабочих тетрадях, создают учебные продукты, участвуют в форумах и т.д.)
Для организации дистанционного обучения существует несколько ресурсов.
Название ресурса |
Рекомендации |
Ссылка |
|
||
Яндекс-школа |
На этом сайте представлены видео- уроки по 15 предметам школьной программы. Музыка представлена в 5–7 классах в рамках предмета МХК – мировая художественная культура |
https://school.yandex.ru/ |
|
||
Арзамас |
Отечественный просветительский про- ект, название которого перекликается с названием литературного кружка в России XIX века. Посвящен гумани- тарному знанию, состоит из тематических еженедельных курсов. Курс от «Арзамаса» – нескучное погружение в тему с дополнительными текстами, тестами, видеосюжетами. |
https://arzamas.academy/ |
|
||
Электронные учебники от «Просвещения» |
На время карантина группа компаний «Просвещение» предоставляет школам бесплатный доступ к электронным версиям учебников и методичек. Вместо того чтобы ходить в библиотеку, теперь можно будет просто зайти на сайт, выбрать нужный учебник и узнать, как максимально комфортно интегрировать «цифру» в образовательный процесс |
https://digital.prosv.ru/ |
|
||
Московская электронная школа |
Ученикам и педагогам доступны сценарии уроков, электронные учебники и пособия по музыке, интерактивные приложения и тесты. Учителя могут |
https://www.mos.ru/city/ projects/mesh/ |
|
||
|
|
сформировать домашнее задание (в том числе цифровое) для каждого урока, а оценки за выполненные задания выставляются в электронном дневнике |
|
||
|
Российская электронная школа |
Информационно-образовательная среда «Российской электронной школы» объединяет учеников, учителей и родителей и открывает каждому равный доступ к качественному общему образованию |
https://resh.edu.ru/ |
||
Формы контроля
Форма контроля, домашнего задания |
Кто оценивает |
Вопросы, задания из учебника |
Учитель |
Вопросы, задания из рабочих тетрадей |
Учитель |
Задания, разработанные педагогом |
Учитель |
Задания, размещенные на образовательных порта- лах, платформах, в тестирующих программах |
Компьютерные программы (автоматическая проверка) |
Задания, разработанные педагогом, размещенные в тестирующих программах образовательных плат- форм |
Компьютерные программы (автоматическая проверка) |
Устные ответы (Скайп, Hangouts Meet, Free Confer- ence Call, телефон) |
Учитель |
|
Для осуществления контроля важно использовать различные контрольно-измерительные материалы, так как именно они обеспечивают обратную связь от учащихся.
Литература.
1. Э.Б. Абдуллин «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.
2. Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.
3. Е.Г.Акимова, И.Н. Савельева, Ю.В.Чернышова. Открытый урок 1 сентября. Дистанционное обучение в системе школьного образования.
4. Электронный ресурс:
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646018/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.