Семинар
«Как подготовить и провести мастер-класс»
Цель семинара: к концу семинара педагоги должны знать структуру мастер-класса, алгоритм его проведения
Ход семинара
1.Актуальность
Какие формы распространения педагогического опыта вы можете назвать?
Действительно чаще всего используются:
· открытый урок
· публикация
· творческий отчет
· выступление
Современные информационно-педагогические технологии (формы работы), которыми мы пользуемся для передачи информации очень разнообразны. Но те из них, которые сочетают теорию и практику являются более востребованными, т.к. смена видов деятельности сказывается и работает на быстроту и качество получаемого результата. Одним из таких технологий является мастер-класс.
2. Теоретический аспект
Что такое мастер-класс?
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно (изученная песня, сыгранная сценка, изготовленный цветок, придуманные задания, рекомендации…).
В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.
Педагог- мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
• теоретическую часть (целеполагание, актуальность);
• показ или демонстрацию технологии процесса;
• практическую часть – создание продукта;
• презентацию продукта (афиширование);
• выводы (рефлексию).
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему, педагог- мастер:
• формирует рабочие творческие группы;
• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
• представляет участникам мастер-класса технологию;
• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.
Необходимо заранее продумать расположение столов и стульев для практической работы.
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
1. Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
2. Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.
3. Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.
4. Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.
5. Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.
6. Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию.
7. Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм.
8. Составьте план проведения мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.
9. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе.
10. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.
Модель проведения мастер класса на основе деятельностного подхода
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность мастера |
Деятельность участников |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Ориентировочно-мотивационный |
Задача: обеспечение мотивации участников мастер-класса |
||
|
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия, направленное на мотивацию участников на совместную деятельность, организация работы в группах: определение ролевых позиций, правил групповой работы
|
Организует с помощью раз- личных методик знакомство с участниками и осуществляет (при необходимости) деление на группы. Организует работу по определению ролевых позиций в группе, правил групповой работы |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. Организуют знакомство в группе, определяют необходимые роли. Предлагают правила работы в группе. Выстраивают алгоритм совместной деятельности
|
2. Актуализация субъектного опыта участников |
Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности |
||
|
Определение уровня подготовленности участников к восприятию опыта мастера, актуальности его исследований |
Ведет поисковую беседу, направленную на диагностику потребностей и уровня готовности педагогов к восприятию нового опыта |
Участвуют в беседе, делятся подобными педагогическими проблемами и способами их практического решения |
3. Целеполагание |
Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий
|
||
|
Определение темы и цели занятия. Вовлечение участников в целеполагание |
В ходе беседы или практической деятельности предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия. Побуждает к постановке цели и задач мастер- класса
|
Активно участвуют в определении личностно значимой цели занятия |
4. Информационно- деятельностный этап |
Задача: знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности; создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определенных умений; обеспечение практической деятельности участников по освоению технологии, приемов, методов и т. д. |
||
|
Знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности
Применение на практике полученных знаний: конструирование учебного занятия, фрагментов занятий с использованием освоенной технологии (методики) |
Показывает приемы, методы, способы деятельности, свои «изюминки», комментирует их
Выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею
Организует сов- местное обсуждение разработанных моделей учебного занятия. Организует обмен мнениями участников, дает оценку происходящему |
Анализируют предложенные приемы, методы, способы деятельности, осваивают их в практической деятельности
Выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной мо- дели учебного занятия, фрагментов занятий в режиме освоено технологии (методики)
Обсуждают авторские модели, разработанные во время учебного занятия
|
5. Рефлексивный |
Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности |
||
|
Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей |
Организует дискуссию |
Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний, результативности достижения цели. Оценивают полученный опыт и возможность применения в дальнейшей практике |
https://video.bspu.by/index.php/otkrytye-meropriyatiya/test?start=75
5. Подведение итогов. Рефлексия
Как сказал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность». Можно бесконечно долго говорить о том, как провести мастер-класс, но это будут только слова, а можно взять и провести свой первый мастер-класс. Удачи в вашем творении. Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.