Нравственное воспитание
Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, - о нравственном воспитании детей. Но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании.
Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы нравственного воспитания. Интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание». Иногда он звучал как «моральное воспитание», иногда – «духовное воспитание». Сегодня его заменили термином «социальное воспитание». Во всяком случае, в педагогических публикациях последних лет термин «нравственное воспитание» практически не встречается. Однако он имеет свое, совершенно определенное содержание и не может быть заменен никаким другим.
Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религиозное») не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н. Толстой, духовный человек «живет своими мыслями и чужими чувствами». Понятие «духовное воспитание» близко по значению к нравственному, но это не одно и то же.
Термин «социальное воспитание» не может употребляться вместо понятия «нравственное воспитание», так как он шире. Социально все, что касается человека, призванного жить в социуме, т.е. в обществе себе подобных. Разве, к примеру, интеллектуальное развитие личности не социально?
Наконец, термин «моральное воспитание». Мораль, как известно, является общественным явлением, в котором представлены нормы, правила, своего рода внешние вехи, определяющие и ограничивающие поведение членов общества в конкретной эпохе, в конкретной ситуации развития. Когда речь идет о моральном воспитании, то предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым (личностью) образом жизни. В отличие от морали, нравственность – это приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность. Если мы ограничиваемся моральным воспитанием, то проявляется опасность пойти по линии морального формализма, фарисейства, несоответствия поведения внутренним убеждениям. В этом смысле термин «нравственное воспитание» шире и полнее термина «моральное воспитание».
1. Понятие «нравственное воспитание».
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Это все знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.
Всегда неоднозначен вопрос содержания нравственного воспитания. Вне сомнения, оно не может быть раз и навсегда заданным. На современном этапе пересмотр актуального содержания идет по нескольким направлениям: есть содержание, которое переходит сегодня в разряд «забываемого»; возник новый взгляд на «старые» проблемы и, наконец, появилось новое содержание, о котором в прежние годы не говорили.
Рассмотрим каждое из этих направлений. К «забываемым» или даже отрицательным сегодня проблемам, на наш взгляд, можно отнести воспитание трудолюбия.
2. Трудовое воспитание.
Практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться. Нет такой задачи и в концепции дошкольного воспитания. Чего же боятся современные реформаторы дошкольного дела? Того, что ребенок с детских лет научится ценить труд других людей и приобщиться к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. От того, что эти результаты приняты как ему самому, так и другим. А как много добавляет личности умение и желание трудиться – волевые качества, умение планировать свою деятельность, договариваться с товарищами, адекватно оценивать себя и многое другое.
В силу новых социальных условий произошли изменения в отношениях взрослых к труду, что не замедлило отразиться и на детях. Взрослые стали больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше – об интересной. В прежние годы было естественным в ответ на какую – то услугу, помощь ребенку получить от него слова благодарности. Сегодня можно (к счастью, пока еще не очень часто) услышать от ребенка отказ поблагодарить няню за обед с объяснением: «Зачем говорить спасибо, она на работе» или: «Ей деньги за это платят». Да и мечты о будущей профессии изменились. Все меньше мальчиков хотят быть космонавтами, летчиками, а больше мечтающих быть банкирами, охранниками, «чтобы быть богатыми и чтобы меня все боялись». Не правда ли, как быстро перенимают малыши оценки и установки взрослых! Конечно, дети всегда в своих играх, промыслах – «зеркало общества», но обществу стоит присмотреться к детям, чтобы хоть через них понять, какое будущее мы себе готовим.
Изучение планов работы воспитателей показывает, что задачи трудового воспитания и связанные с их реализацией мероприятия появляются от случая к случаю. Почти не планируется (и не проводится) коллективный труд, не продумываются трудовые поручения. Сегодня вообще становится под сомнение даже сам термин «трудовое воспитание» и его связь с нравственным. Вспомним недавнюю дискуссию на эту тему на страницах журнала «Дошкольное воспитание». Мы поддерживаем участников дискуссии, которые выдвигали свои аргументы в пользу трудового воспитания с дошкольного возраста. Можно отчасти согласиться с мнением отдельных исследований, считающих, что в дошкольном возрасте труд имеет свою специфику, не связанную с влиянием на нравственное становление личности. Да, конечно, имеет, но это уже изыскания ученых, а личность развивается целостно, и потому, формируя одно, мы неизменно влияем и на другие стороны личности. И для школьника воздействие труда на нравственность является базисным образованием.
Главным является методологический вопрос, зачем нужен труд дошкольнику, каково его значение, роль, функция. Пользу детям принесет тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому – то нужны. «Невзаправдашний» (как говорят дети) труд не стимулирует желания трудиться хорошо и тем более творчески, а значит, его влияние на развитие будет минимальным или даже отрицательным. Конечно, заслуживает внимания пересмотр содержания труда детей, формы его организации, виды труда. Может быть неправомерно не замечать, что можно и нужно раньше приобщать ребенка к умственному труду как усилию мысли. Дать уже в детстве почувствовать радость от результативности от осознания в себе способности мыслить продуктивно, творчески.
В контексте трудового воспитания сегодня рассматриваются и вопросы первоначального экономического образования дошкольников. И хотя исследования в этой области были начаты еще в конце 80-х годов (А.Д. Шатова), педагогическая наука и практика «созрели» к принятию этой важной проблемы лишь в последние 2-3 года.
3. Воспитание коллективизма.
Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма. Отрицается она из – за опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Действительно, такая опасность существует. Но возможно ли существование человека вне человеческого общества, которое предполагает взаимодействие, взаимоподдержку, взаимооценку и прочие «взаимо»? Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального. Любая самобытность и оригинальность становится значимой для личности, если это важно еще для кого – то, т.е. если они востребованы другими людьми. Зачем быть добрым, если эту доброту никому не покажешь? Зачем быть ласковым, внимательным, отзывчивым, если эти качества никому не нужны? Каждое нравственное качество направлено на другого человека. Безусловно, сегодня следует прислушаться к критике и рассмотреть задачу воспитания коллективизма и с позиции его возможностей в помощи каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, не изолироваться от других людей, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других. Иногда проблему коллективизма сводят к обучению детей деловому сотрудничеству и взаимодействию. Конечно, и это важно. Но понятие коллективизма включает в себя нравственный аспект, основанный на эмоциональном общении, на необходимом каждому человеку чувстве защищенности, поддержки, уверенности, признании. Деловое сотрудничество не нуждается в этой эмоциональной ауре, оно может существовать и без нее. А вот развивающаяся личность (в любом возрасте, а в дошкольном особенно) зачахнет, не раскроется, не станет полноценной.
Значит, не отбрасывать, не отрицать коллективизм следует на современном этапе, а искать разумное взаимообогащающее соотношение индивидуального и коллективного.
4. Патриотизм, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Справедливости ради следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств.
Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е. А. Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на «старые» проблемы. Если в прежние годы (советский период) воспитание любви к родине рассматривалось через призму воспитания отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К. Д. Ушинского - народность, приобщение к национальному как базе патриотического воспитания. Во все времена эта проблема трудна из - за многогранности предмета исследования и объекта, применительно к которому она ставится, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Но данное обстоятельство не может служить снованием для отказа от решения этой проблемы. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологии, отказаться от привычных штампов и задуматься над механизмом и этапностью формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству, и его местом в эмоциональной и интеллектуально - нравственной структуре личности. Еще и еще раз поискать ответы на множество вопросов, к примеру: можно ли однозначно считать воспитание у детей любви к матери перввой ступенью воспитания любви к Родине? Что роднит и что отличает одну любовь от другой? При каких условиях их можно считать единым процессом? Как сочетаются чувство патриотизма с национальным чувством?
Сегодня ставится акцент на возвеливание национального, противопоставлении его интернациональному. Так ли это должно быть в воспитании молодого поколения? Неумение найти «золотую середину» между общечеловеческой и национальной культурой приводит к тому, дети начинают оценивать друг друга по национальному признаку, хотя, как показывают исследования и практика, такого рода оценки не свойственны дошкольникам. Концепция «открытого общества» породила и новый взгляд, на проблему: как сочетать в личности принадлежностъ к своему народу, своей стране и планетарность, ощущение себя жителем Земли. Идеи «космизма» также были отвергнуты, но, может быть, сегодня с позиции современности стоит еще раз вчитаться в мысли В. И. Вернадского, Н. И. Бердяева, Д. С. Лихачева?
Что же касается национального, интернационального, планетарного (общечеловеческого), то, на наш взгляд, это понятия взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет и нацию, и конкретную личность. «Культура межнационального общения» — это умение «не ссориться с соседом», но также и, не вмешиваясь в его жизнь, познать его и уважать за непохожесть или сходство с собой. Но более высоким уровнем нам представляется общемировое, планетарное отношение к другим и к себе. Это не слияние, не нивелирование индивидуальностей, а чувство того, что ты не один в этом мире. «Другой» мир — тоже твой мир, не бойся его, там есть близкое и понятное тебе, а то, что не такое, — вызывает интерес и уважение.
Среди проблем, о которых прежде говорили мало или совсем не говорили, на наш взгляд, можно обозначить следующие. Еще раз поразмышлять над самоценностью личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. Такая постановка проблемы, высказанная и обоснованная в философии воспитания Б. Т. Лихачева, заставляет задуматься над сущностью воспитательных ценностей, над смыслом педагогической деятельности. В самом деле мы всегда выстраивали цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий, как бы в награду человек стал-таки наконец счастливым. На это уходит порой целая жизнь! А может быть, следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. Мы не учим детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь не идет о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.
5. Права ребенка.
Новой (для нашей страны) является проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав. Принятая недавно Конвенция о правах ребенка пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. А некоторые воспитатели дошкольных учреждений убеждены, что к детям дошкольного возраста Конвенция вообще не имеет отношения. Необходимо не только познакомить педагогов и родителей с этим важным документом, но, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд взрослых на ребенка, изменить менталитет. Оказалось, что взрослым трудно понять и принять то, что ребенок — равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права любого человека, должны уважать и не нарушать. Мы много в последнее время говорим о личностно ориентированной модели воспитания, но не хотим в основу такого воспитания положить восприятие ребенка через призму его права быть Человеком.
Современное нравственное воспитание, должно выстраиваться по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий. По поводу содержания мы изложили свою позицию выше.
Что же касается технологий, то в их основе должны лежать методы, позволяющие формировать механизм нравственного воспитания. Нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если педагог учитывает и организует комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании, и тогда не может идти речи об истинно нравственном развитии личности.
6. Формирование нравственных взаимоотношений в игре.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. В противном случае игровые отношения детей, пущенные на самотек, объединяются, приобретают индивидуалистическую направленность, на первый план выступают эгоистические побуждения.
По отношению к игре дошкольников воспитатель должен занять активную позицию - направить свои усилия на углубление и расширение общественных интересов ребят, их нравственных представлений, чувств, на поощрение самостоятельности, инициативы и творчества.
При таком руководстве происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления, а также положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.
Покажем на конкретном примере, как постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполняемые действия. Психолог Д.Б. Эльконин выделил три стадии этого процесса.
Первая стадия. Ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. В нашем примере ребенок, взявший на себя роль повара, увлекается процессом приготовления еды и забывает, для кого она предназначена. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять интерес к действиям других детей, играющих рядом. Таким образом, на этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.
Вторая стадия. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Свои представления о значимости человеческих отношений дошкольники переносят в ролевые игры. Ребенок-повар сотрудничает со своим помощником-сверстником, и они вместе решают, кто какое блюдо будет готовить.
Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.
Третья стадия. Предметные действия, даже самые привлекательные, (жарить, варить, резать), ребенок подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек, в нашем примере сверстники, с их желаниями и потребностями. Ребенок знает: еду надо приготовить вовремя, так как дети ждут обед и за ним придет няня. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, т.е. деятельность дошкольников приобретает общественную направленность.
Все это порождает ответственное отношение к выполняемым действиям, стремление сделать быстро и хорошо порученное дело в воображаемой игровой ситуации.
В дальнейшем (мы можем считать это четвертой стадией) детям становится доступно сотрудничество ради проявления заботы о своих товарищах. Общие усилия и слаженные игровые действия приводят к положительному результату.
Повышение эффективности игры как средства воспитания требует комплекса педагогических мер. Можно порекомендовать два взаимосвязанных этапа руководства.
Первый (предварительный) этап предполагает ознакомление с образцами деятельности и нравственных отношений взрослых, уяснение мотивов нравственного поведения людей и, наконец, практическое освоение детьми некоторых способов реализации своих впечатлений в игре.
Второй этап заключается в опосредованном руководстве игрой с целью активизации освоения нравственных норм:
А) с помощью тематических наборов игрушек и дополняющих их предметов создается предметно-игровая среда, соответствующая формируемому у детей интересу к окружающей действительности и деятельности взрослых и позволяющая воплотить их в игре. Это побуждает детей к коллективным играм, в основе которых заключен пример отношений взрослых;
Б) в процессе игры воспитатель акцентирует нравственную сущность отношений: ролевых
- путем игровых обращений к исполнителям, организационных - путем соблюдения
правил коллективной игры;
В) воспитатель влияет на состав участников игровых групп;
Г) дети, владеющие высоким уровнем содержательного общения, положительно влияют
па партнеров.
Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним. Свойственная дошкольникам ориентация на образ взрослого как на образец дает педагогу основание создать у детей, во-первых, интерес к труду разных профессий, во-вторых, рассказать о людях, достойных подражания. Наиболее привлекательные образцы в познавательном, моральном, эмоциональном плане дети будут реализовывать в своей деятельности.
Раскрыть нравственное содержание труда можно на конкретных примерах, взятых из окружающей детей жизни. При отборе содержания для ознакомления с деятельностью людей воспитатель может придерживаться следующих требований:
А) знакомить с трудом, который имеет явно выраженный общественно значимый результат и интересен дошкольникам;
Б) выделять профессии, наиболее типичные для данного вида труда;
В) отбирать трудовые действия, характерные для той или иной профессии, яркие, конкретные по внешнему выражению;
Г) акцентировать нравственные, коллективные отношения людей данной профессии, работающих на одном трудовом объекте.
Такой подход к отбору содержания знаний детей о труде взрослых позволяет определить наиболее важные его черты - значимость для общества, гуманистический характер возникающих в труде отношений.
Необходимое для перевода в игру содержание подается детям прежде всего на фронтальных занятиях при знакомстве с окружающим миром, с художественной литературой. Очень важно в дополнение к ним использовать соответствующие занятия по изобразительной деятельности. Знания, приобретенные детьми па занятиях, расширяются в их повседневной жизни.
Возрастные особенности дошкольников требуют определенных форм и методов
В младшей группе детям дают последовательные представления о нравственном содержании труда взрослых путем экскурсий (целевых прогулок), проведения дидактических игр типа поручений с раздаточным материалом, в которых принимают участие все дети, чтения художественных произведений, рассматривания картин.
В средней группе, кроме уже названных форм, используется кукольный театр, показ диафильмов, диапозитивов, картинок через эпидиаскоп; беседы; предлагаются дидактические игры на классификацию с элементами конструирования; по мере развития умений и навыков вводится аппликация, конструирование, рисование, трудовые поручения.
В старшей и подготовительной к школе группах изменяется содержание экскурсий - они носят обобщающий характер. Шире используется конструирование, аппликация, рисование. Труд детей представлен во фронтальных и индивидуальных формах. Применяются
дидактические игры и беседы для создания воображаемых ситуаций. Значительное место отводится творческим рассказам детей о труде взрослых.
Эмоциональность педагога, его увлеченность, интонационная выразительность речи -тоже своеобразный методический прием, помогающий вызвать интерес к людям труда, уважение к тем, кто умножает богатство и славу Родины.
Чем богаче представления ребят, тем разнообразнее и шире становятся их собственные приобретения. Важно, чтобы уже в процессе освоения знаний о деятельности и отношениях людей дети овладевали некоторыми способами их отображения.
Рассмотренное содержание не только помогает дошкольникам освоить нравственную суть игры, но формирует способы отображения действительности адекватными средствами игры (роль, игровые отношения и др.)
Чтобы создать в представлении ребенка прообразы игровых действий и отношений, которые могут быть использованы для развития сюжета, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, следует давать наглядные и словесные образцы ролевого поведения (взаимоотношений между людьми, отношения к общественно - полезной деятельности), подбирать игрушки в соответствии с темой занятия и выполняемой ролью. Разнообразные ситуации, в которых протекает совместная деятельность людей, служат материалом для разыгрывания различных вариантов сюжета, которые ребята развивают самостоятельно, комбинируя фрагменты информации, полученной от педагога, со своим личным опытом.
Углубляя представления дошкольников на занятиях по развитию речи (дидактическая театрализованная игра, творческий рассказ и др.) или по изобразительной деятельности , можно активизировать их воображение, предлагая каждому представить себя участником сюжетно-дидактической игры или событий, излагаемых в придуманном рассказе или изображенных в рисунке. Это поможет ребенку в дальнейшем самостоятельно перевоплощаться в соответствующий образ и в сюжетно-ролевой игре.
Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, и одновременно сохранить творческий самодеятельный характер игры возможно лишь при правильном педагогическом руководстве.
Раскрыть нравственные отношения помогает игрушка. Но этот прием эффективен в том случае, если игрушка подбирается и предлагается вслед за формированием соответствующих знаний о деятельности людей. Таким образом, от младшей к подготовительной группе ассортимент игрушек должен меняться. Он может расширяться за счет игрушек, соответствующих замыслам детей, разыгрываемым ими сюжетам.
К подбору игрушек надо подходить творчески: если нельзя приобрести, например, бульдозер, можно использовать трактор, оснастив его картонным лезвием.
Игрушки побуждают детей не только к выполнению определенных действий, но и к содержательному общению. Для возникновения и развития совместной игры очень важно создавать наборы игрушек, связанных единой темой ( «Детский сад», «Школа», «Транспорт»). Это привлечет новых участников, выявит варианты ее развития. Значительная роль в формировании игровых отношений отводится куклам. Строители охотно для них строят удобный дом; команда теплохода заботится, чтобы вовремя доставить в пункт назначения. Реалистические образы игрушек позволяют ребятам в творчески создаваемых ситуациях осваивать нравственное содержание игры.
Развитие сюжета предполагает многообразие и вариативность его эпизодов. Детская фантазия порой настолько непредсказуема, что неопытный педагог не в состоянии сразу принять правильное решение. Поэтому воспитатель должен не только обладать общей и педагогической эрудицией, но и знать способ руководства игрой, иметь ориентировочный (мысленный) план содержания знаний и нравственных представлений, полученных детьми во время работы, предваряющий игру.
Например, тема ознакомления с окружающим «Детский сад» предполагает в дальнейшем развитие игры: во второй младшей группе — с ролями воспитателя, няни, повара и врача; в средней - медсестры, музыкального работника и дворника; в старшей -помощника повара, прачки и заведующей. Отображая деятельность этих людей, заботящихся о воспитанниках детского сада, дошкольники строят сюжет на основе личного опыта, обогащенного и упорядоченного систематическим ознакомлением с повседневным трудом людей.
Казалось бы, дети всегда находятся рядом с воспитателем и видят, чем он занят, но во время игры младшие дошкольники очень фрагментарно выполняют эту роль. Педагог, дав детям возможность выразить свои впечатления, может подвести их к новым эпизодам сюжета, напомнить, чем еще занимается воспитатель, например, учит ребят рисовать, поливать цветы, играет с ними, рассматривает и читает книги, утешает если кто-то упал, или его обидели, на игровой площадке гуляет с детьми, учит их играть в песочнице, качаться на качелях, спускаться с горки. В такой ориентировочный план можно включить содержание действий педагога в сотрудничестве с няней в столовой, спальне, умывальной.
Как пользоваться таким планом при руководстве игрой?
Детям предоставляется полная свобода отображения и творческого комбинирования в игре знаний, освоенных при помощи взрослых и самостоятельно. Если же они исчерпали свои замысли, следует подвести их к новому эпизоду с глубоким нравственным содержанием.
Воспитатель, поспешно укладывая кукол спать, преднамеренно небрежно укрывает их. Ребята обязательно должны это заметить и позаботиться о «дочках». Необходимо всегда вызывать заботливое отношение к куклам. Иначе игра лишится воспитательного значения. Если ребята невнимательны, следует естественно переключить их на разыгрывание нового эпизода, например при помощи игрового обращения: кукла жалуется, что ей холодно и неуютно. Такой прием побуждает ребенка потеплее укрыть ее, заботливо подвернуть одеяло. Использование приема игрового обращения налаживает деловое взаимодействие между играющими. Приведем еще пример.
В игре «Моряки» капитан и рулевой действуют независимо друг от друга. Он и в самом деле замечает мель. Без дополнительных побуждений отдает команду: «Лево руля, обойти мель!». В игре появляется новый эпизод. Отношения детей приобретают нравственную направленность - капитан беспокоится о безопасности судна и пассажиров, рулевой дисциплинированно выполняет приказ и таким образом тоже выражает заботу о людях.
С помощью игровых обращений можно активизировать формируемые у детей нравственные отношения и пополнить развиваемый сюжет многочисленными эпизодами.
Педагог легко достигает требуемой цели, если вступает с детьми в ролевые отношения. Советы, предложения, вопросы, напоминания взрослого должны адресоваться ребенку — исполнителю определенной роли.
Воспитатель, находясь рядом с детьми и подыгрывая им, сам может не связывать свои действия с конкретной ролью, а эпизодически вступает в общение поочередно со всеми детьми, на которых надо повлиять в тот или иной момент игры. Ребенок охотно откликается на такое подыгрывание, непроизвольно следуя рекомендациям педагога. Воспитательное влияние игры при этом усиливается.
Использование приема игрового обращения позволяет целенаправленно упражнять детей в нравственных поступках, повышает педагогическую эффективность игры.
Под влиянием систематической активизации нравственных отношений в игре наступают изменения и в личных отношениях детей.
Важно, чтобы ребенок владел правилами поведения в совместной игре. Их смысл, значение лучше усваивается в игровой ситуации. Например, младших дошкольников уместно спросить: «Хотите играть вместе?». Обычно дети отвечают утвердительно, но поступать в соответствии с правилом игры сообща не могут. Объединить ребят легче всего на основе общих игровых интересов, которые формируются в ходе ознакомления с окружающей действительностью на соответствующих занятиях и в других видах деятельности.
В процессе освоения правил поведения повышается активность и самостоятельность детей: они не только сами соблюдают правила, но и требуют их выполнения от товарищей. В результате правило становится средством, при помощи которого можно наладить совместную игру, договориться со сверстниками.
Заинтересованность в этом процессе побуждает ребят предъявлять требования к тем участникам игры, которые их нарушают: не придерживаются очередности при распределении ролей, не уступают игрушку, не считаются с мнением товарищей, не принимают некоторых детей в игру и т.д.
Обычно ребенок, отстаивая свои правила, апеллирует к взрослому в расчете на его поддержку. Воспитатель должен быть внимательным к таким проявлениям к общественной активности: ведь ребенок руководствуется введенными им же нормами поведения в коллективе. Однако не все педагоги понимают это. Некоторые отмахиваются от подобных заявлений детей, считая их ябедничеством. Поборникам справедливости навешивают обидный ярлык, а нарушители радуются благополучному для них исхода спора.
В таких обстоятельствах число жалоб вскоре уменьшается. Но это лишь видимость благополучия; общественная активность детей снижается, не находя последовательной поддержки взрослого.
Иногда в группе встречаются дети, которые, пользуясь расположением, признанием или не сопротивлением сверстников, позволяют себе игнорировать общие для всех нормы и требования.
Разбираясь в жалобах детей, педагог должен давать образцы справедливого разрешения возникающих недоразумений, доброжелательно относиться к обиженным, с доверием и надеждой на лучшее поведение - к нарушителям. Постоянное внимание воспитателя к соблюдению правил повышает ответственность детей за свое поведение, требовательность к выполнению нравственных норм сверстниками. В этом процессе воспитатель может опираться на помощь детей-лидеров, прочно усвоивших нормы поступков и действий, и оказывающих положительное влияние на сверстников.
Для усиления взаимовлияния детей воспитатель может создавать игровые группы с учетом личных и деловых качеств участников, например:
а) в группе, полностью или преимущественно состоящей из детей с высокой активностью, естественно происходит взаимное снижение влияния каждого, что открывает возможность для активизации ранее пассивных, мало влиятельных детей;
б) в группе. Преимущественно или полностью состоящей из пассивных детей, происходит естественное повышение активности каждого, так как нет давления чрезвычайно деятельных сверстников;
г) в группе, включающей равное количество активных и пассивных детей, возможны оба явления - снижение влияния активных и более уверенное поведение пассивных.
К созданию педагогически целесообразных игровых групп следует привлекать самих детей, развивая роль оценки и самооценки поведения. Зная, что с товарищами, выполняющими нравственные нормы, играть приятнее, ребята становятся требовательнее к друг другу и выбирают партнерами тех, кто не подавляет своей активностью, эгоистическим поведением. Дети - нарушители поведения приучаются считаться со сверстниками, иначе их могут не принять в игру. Воспитателю следует поддерживать справедливые требования участников игры, поощрять и выделять как образец положительные поступки. В результате обеспечивается ведущее положение детей, поддерживающих нравственные отношения.
Педагог руководит игрой каждой группы, активизируя и совершенствуя нравственный опыт дошкольников. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком моральном уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.
План.
1. Понятие «нравственное воспитание».
2. Трудовое воспитание.
3. Воспитание коллективизма.
4. Патриотизм, толерантное отношение к людям разных национальностей.
5. Права ребенка.
6. Формирование нравственных взаимоотношений в игре.
ГОУ Педагогический колледж №16.
Контрольная работа.
Предмет: «Дошкольная педагогика».
Тема: «Нравственное воспитание детей в современном мире».
Выполнила: Коваленко Т.Н.
Группа: 314 з/о
Преподаватель: Цветкова Л.Ю.
Оценка: _________________
Москва 2009
Литература.
1. Ядешко В.И. «Дошкольная педагогика».- М.: Просвещение, 1978
2. Козлова С.А. Нравственное воспитание// Дошкольное воспитание.- 2001, -№9.
3. Козлова С.А. Методика ознакомления детей с социальной действительностью. М.: просвещение 2001
4.Крутецкий В. А. «Психология» М. Просвещение 1986г.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.