Цель: закрепить знания студентов о возрастной периодизации психического развития личности
Задачи:
1. Раскрыть проблему перехода от одного периода к другому;
2. Проанализировать основные теории периодизации личности;
3. Сделать сравнительный анализ существующих теорий периодизаций
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4. С. 340-375.
2. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч.1. С. 195-203.
3. Гуськова Т. В., Елагина М. Г . Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.
4. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 272–284.
5. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 212-230.
6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 64-66, 121.
7. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. Ч. 2. Гл. 5. С. 93–137.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 92-94, 158-166.
Список рекомендуемой литературы для студентов:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Гл.3.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 80-89 (критика концепции В. Штерна).
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.
Вопросы для обсуждения:
1.Проблема перехода от одного периода к другому (понятие возрастного кризисам его характеристики, центральные новообразования) Л.С.Выготский о психическом развитии ребенка
2. Анализ теории периодизации :
3. Сравнительный анализ теорий периодизаций:
Заполните таблицу:
Параметры развития |
Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций |
Ход развития |
|
Условия развития |
|
Источники развития |
|
Форма развития |
|
Движущие силы развития |
|
4. Эксперимент «Зависят ли взгляды на жизнь от возраста?» (Дж. Кинчер)
Приведенные фразы принадлежат людям разного возраста, от 6 лет до 81 года.
Читая их, определите возраст « говорящего». Сколько лет?
Семь приведенных на этой странице фраз принадлежат семи разным людям. Вот сколько им лет: 6 7 7 19 51 66 81.
Читая эти фразы, определите возраст «говорящего»:
1. «Я узнал, что, если бы не было проблем, не было бы и возможностей». 2. «Я узнал, что лист капусты нельзя спрятать в стакане с молоком».
3. «Я узнал, что каждый может чему-нибудь научить».
4. «Я узнал, что если людям улыбаться, то они почти всегда в ответ тоже будут улыбаться».
5. «Я узнал, что если смеяться, когда пьешь лимонад, он пойдет носом». 6. «Я узнал, что, если принимать решение, руководствуясь добрыми чувствами, это, как правило, бывает правильное решение».
7. «Я понял, что если кашу размазать по тарелке, то все будут думать, что много уже съел».
Сделайте выводы:
1) В чем взгляды тех, кто старше, отличаются от взглядов тех, кто младше?
2) Всегда ли по взглядам молодых определить проще, чем старых?
3) Что общего в ответах пожилых людей?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.