Структурное отделение начального
общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ № 2»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Подготовила: Комарова Н. А.
8.12.2022год
Цель: Повышение
компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
Форма проведения: семинар-практикум
Ход семинара
Современная система обучения в начальной школе, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника. Цель ФГОС раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников учебных умений. Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д.
Судить о школе будут не по количеству «4» и «5», а по сформированности личности в целом. Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.
Результаты
сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть
ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением
учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель,
должен меняться и сам урок. В основе стандартов лежит системно-деятельностный
подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих
эффективное решение жизненных задач).
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий:
n обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
n ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
n контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
n создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию;
n обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;
Универсальный характер учебных действий
n Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания.
n Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
n Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
Виды универсальных учебных действий:
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный;
3. познавательный;
4. коммуникативный;
Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
n личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
n смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
n нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
n самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
n поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
n структурирование знаний;
n осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
n выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
n рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
n смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
n извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
n свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;
n понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
n постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
n целеполагание – постановка учебной задачи;
n планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;
n контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
n коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;
n оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
n саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
К коммуникативным действиям относятся:
n планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
n постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
n разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
n управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;
n умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка
Вывод:
• Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
• УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
• Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
• В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Распределяем задания в соответствии с УУД
Русский язык:
В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
Соотнесите предметы и звуковые модели слов
Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?
Окружающий мир:
Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны
Литература:
Изобразительное искусство:
-Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять по Методике «Дерево»
Заключение:
Очень часто формирование какого-либо универсального учебного действия требует больших затрат времени, и учителю кажется, что время тратится зря, в ущерб каким-то предметным результатам. Но если мы освоим такие технологии, как продуктивное чтение, проблемный диалог, самооценка, научим учащихся формулировать проблему урока, составлять план индивидуальной деятельности или распределять роли в группе при групповой работе, предметные результаты могут быть достигнуты с меньшими затратами времени. Это связано с тем, что мы научим детей учиться, то есть выполним основное требование времени.
Приложение
№1
Методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением
сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. каждый учащийся
получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта
мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это
может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите
на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение
и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того
человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой
школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите
внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.
Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели
бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево»
проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с
положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение,
есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных
рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения
ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от
учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы
подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует
установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая
трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и
установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию
«человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней
человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.