СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ " ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ»

  • docx
  • 25.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Семинар практикум КомароваН А.docx

 

 Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ № 2»

 

 

 

Надпись: ФГОС 


СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

 

 

Надпись: ФОРМИРОВАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Подготовила: Комарова Н. А.

 

 

 

 

 

8.12.2022год

Надпись: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
" ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ»  
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

  • Осмыслить понятие УУД
  • Рассмотреть виды УУД ( познавательные , коммуникативные), их содержание, требования к результатам сформированности.
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД

Форма проведения: семинар-практикум

Ход семинара

Современная система обучения в начальной школе, реализуя  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебного  процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника. Цель ФГОС раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни  в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения  системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников учебных умений. Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д.

Судить о школе будут не по количеству «4» и «5», а по сформированности личности в целом. Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач).
Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

n  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

n  ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

n  контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

n  создание условий для гармоничного развития личности  и ее готовности к непрерывному образованию;

n  обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;

 

Универсальный характер учебных действий

n  Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания.

n  Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

n  Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

Виды универсальных учебных действий:

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1.     личностный;

2.     регулятивный;

3.     познавательный;

4.     коммуникативный;

 

Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

n  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

n  смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

n  нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

 

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,  логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные  универсальные действия:

n  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

n  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том  числе с помощью компьютерных средств;

n  структурирование знаний;

n  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

n  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

n  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

n  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

n  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

n  свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;

n  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

n  постановка и  формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

n  целеполагание – постановка учебной задачи;

n  планирование составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;

n  контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений  от эталона;

n  коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;

n  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

n  саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;

 

К коммуникативным действиям относятся:

n  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

n  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

n  разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

n  управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;

n  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи  в соответствии нормами родного языка

Вывод:

         Задачей современной системы образования становится освоение   учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

         УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

          Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

         В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Распределяем задания в соответствии с УУД

Русский язык:

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир:

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

Обсудите в паре пути  решения  экологических проблем природной зоны страны

  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему

Литература:

  • Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
  • Как нужно было ухаживать за репкой?
  • Почему репка выросла большая – пребольшая?
  • Сочини продолжение сказки с друзьями.

Изобразительное искусство:

  • С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
  • В какой последовательности будет выполнен портрет?
  • Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
  • Какой цвет является твоим любимым и почему?

 

-Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять  по Методике «Дерево»

 

Заключение:

 

Очень часто формирование какого-либо универсального учебного действия требует больших затрат времени, и учителю кажется, что время тратится зря, в ущерб каким-то предметным результатам. Но если мы освоим такие технологии, как продуктивное чтение, проблемный диалог, самооценка, научим учащихся формулировать проблему урока, составлять план индивидуальной деятельности или распределять роли в группе при групповой работе, предметные результаты могут быть достигнуты с меньшими затратами времени. Это связано с тем, что мы научим детей учиться, то есть выполним основное требование времени.

 

 

 

 

 

 

image                                                                                                       Приложение №1

Методика «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. 
         Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
            Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 - мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).