Семинар-практикум для педагогов
Современные формы и методы организации различных видов детской деятельности в условиях детского сада
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений: активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка. Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Вашему вниманию хочу представить 2 технологии: «Интервью» и «Дерево знаний». Интерактивные технологии являются частью коммуникативной, познавательноисследовательской, игровой, двигательной видов деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора.
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослыйребенок», «ребенок-ребенок».
Часть НОД с использованием интерактивных технологий «Удивительные превращения».
Интерактивная технология «Интервью»
Педагог: Продолжаем превращаться в разных зверей. Каждый из вас загадает животное, от имени которого будет давать интервью. Предлагаю выбрать того, кто будет журналистом.
Дети выбирают журналиста, а журналист, опираясь на алгоритм-схему, задает вопросы:
1. Представьтесь.
2. В какой природной зоне проживаете.
3. Как приспособились к среде обитания.
4. Что входит в ваше меню.
5. Интересные факты из вашей жизни.
Другие дети от имени загаданного животного рассказывают о себе, отвечая на вопросы так, чтобы получился интересный рассказ. В конце игры журналист говорит, чье интервью оказалось наиболее интересным.
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Интерактивная технология «Дерево знаний»
Педагог: Возле сахарной горы растет «Дерево знаний», которое предлагает нам поиграть в игру «Что произойдет, если…» Для этого вам необходимо выбрать по одной карточке с дерева.
(Дети включаются в деятельность предложенную педагогом).
Педагог: Обратите внимание, какого цвета у вас карточки. Создайте пару с тем, у кого карточка такого же цвета. (Объединяются в пары. Вспоминают правила сотрудничества).
Педагог: Вам нужно составить рассказ на тему: «Что произойдет, если ваше животное окажется в природной зоне с нехарактерными для него климатическими условиями, как ему придется измениться, чтобы приспособиться к новой среде обитания». (Лев на севере, жираф в пустыни, заяц в джунглях, белый медведь в тайге). После выполнения задания договоритесь, кто будет отвечать. Каждая пара составляет соответствующий рассказ по выбранным картинкам, договариваются, кто из пары будет отвечать.
Педагог: Молодцы, вы сегодня дружно работали в парах и у вас получились очень интересные рассказы – рассуждения. (Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод).
Использование интерактивных технологий в совместной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий (брошюра для педагогов «Интерактивные технологии в дошкольном образовании»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.