Семинар-практикум для педагогов "Учу. играю,фонематический слух у детей развиваю"

  • pptx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОПОВА О.И..pptx

«Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю»

МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
Составила:
Учитель – логопед
Попова О.И.

Фонематические представления:

Фонематический слух - стойкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем составляющих звуковую оболочку слова
Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи
Фонематические представления -формирование действий звукового анализа и синтеза

Что такое фонематический слух?

Под фонематическим слухом – понимается способность человека слышать отдельные фонемы. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих, при собственном проговаривании слов, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Фонематический слух включает речевые операции:

Способность слышать данный звук в слове;
Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Необходимое условие для предупреждения фонематического нарушения:

*развитие слухового внимания, слуховой памяти;

*формирование умения дифференцировать коррегирующие и оппозиционные фонемы из групп шипящих и свистящих, глухих и звонких, сонорных, твердых и мягких согласных;

*создание предпосылок для освоения простых и сложных форм звукового анализа;

*предупреждение логопедических ошибок на письме и чтении

Основные этапы развития фонематического восприятия

1 этап - Развитие неречевого слуха
( 2 младшая, средняя группа)

2 этап - Развитие речевого слуха
(старшая группа)

3 этап - Развитие навыка звукового анализа и синтеза
(подготовительная группа)


Развитие неречевого слуха

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
«Найди игрушку»
«У кого колокольчик»
«Угадай, кто играет»
«Звучащие инструменты»
«Расскажи, что ты слышишь»
«Звери, и их детеныши»

Развитие речевого слуха

Игра «Шар лопнул»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом: "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося: с-с-с (или ш-ш-ш)

Выделение начального звука в словах

Выделение заданного звука из ряда звуков

Словесные игры:

«Назови правильное слово»
Тапка-хапка-сапка-шапка
Кошка-кофка-котка-козка
Фанки-санки-шанки-панки
«Придумай слово на заданный звук или слог»:
А- аист, арбуз, апельсин…
У-утка, улитка, утюг….
МА-…машина, мама, мак …
«Поймай звук-верни слог или слово»:
А,М– АМ
А,У-АУ
М,А-МА

Старший дошкольный возраст

*

Дети старшего возраста:

*различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком

*находят слова с этим звуком

*определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)

*них развивается способность к звуковому анализу слова

Игра: «Где спрятался звук?»

*

Подготовительный дошкольный возраст

Дети подготовительной группы должны уметь делить слова на слоги, называть каждую часть слова, составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, последовательно называть звуки в слове, выполнять звуковой анализ простых слов, умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове и т.д.

Игра «Кто в домике живет?» Цель: умение определять гласные и согласные звуки в словах, закреплять понятие «мягкий» и «твердый», согласный звук

Игра «Прятки» Цель: развивать умения называть букву и звук, который эта буква обозначает, придумывать слова с этим звуком

Выделение гласных звуков в слове

ОА

АУ

ОА

АОА

УАИО

А Ф Р И К А


Игра: «Поезд»


Литература, рекомендуемая для занятий:

Литература

1. Арушанова А. Г Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - : Мозаика – Синтез, 1999.
2. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1956.
3. Волина В.В. Праздник Букваря.- М.: АСТ- ПРЕСС, 1995.
4. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб, 1997г.
6. http://logoportal.ru/,http://pptcloud.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/periodizatsiya-vozrastov-vozrastnye-zakonomernosti-psikhomotorn – периодизация развития речи у детей.
7. Игры на автоматизацию звуков. Режим доступа: www.maaam.ru/detskijsad/igry-na-avtomatizaciyu-zvukov-sdelany-svoimi-rukami.html
8. Игры на развитие фонематического слуха. Режим доступа: www.maaam.ru/detskijsad/igry-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha-44872.html
9. Формирование фонематического слуха у дошкольников. Режим доступа: www.maaam.ru/detskijsad/formirovanie-i-razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-doshkolnikov.html#c