«Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю»
МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
Составила:
Учитель – логопед
Попова О.И.
Фонематические представления:
Фонематический слух - стойкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем составляющих звуковую оболочку слова
Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи
Фонематические представления -формирование действий звукового анализа и синтеза
Что такое фонематический слух?
Под фонематическим слухом – понимается способность человека слышать отдельные фонемы. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих, при собственном проговаривании слов, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Фонематический слух включает речевые операции:
Способность слышать данный звук в слове;
Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Необходимое условие для предупреждения фонематического нарушения:
*развитие слухового внимания, слуховой памяти;
*формирование умения дифференцировать коррегирующие и оппозиционные фонемы из групп шипящих и свистящих, глухих и звонких, сонорных, твердых и мягких согласных;
*создание предпосылок для освоения простых и сложных форм звукового анализа;
*предупреждение логопедических ошибок на письме и чтении
Основные этапы развития фонематического восприятия
1 этап - Развитие неречевого слуха
( 2 младшая, средняя группа)
2 этап - Развитие речевого слуха
(старшая группа)
3 этап - Развитие навыка звукового анализа и синтеза
(подготовительная группа)
Развитие неречевого слуха
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
«Найди игрушку»
«У кого колокольчик»
«Угадай, кто играет»
«Звучащие инструменты»
«Расскажи, что ты слышишь»
«Звери, и их детеныши»
Игра «Шар лопнул»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом: "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося: с-с-с (или ш-ш-ш)
Словесные игры:
«Назови правильное слово»
Старший дошкольный возраст
*
Дети старшего возраста:
*различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком
*находят слова с этим звуком
*определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)
*них развивается способность к звуковому анализу слова
Подготовительный дошкольный возраст
Дети подготовительной группы должны уметь делить слова на слоги, называть каждую часть слова, составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, последовательно называть звуки в слове, выполнять звуковой анализ простых слов, умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове и т.д.
Игра «Кто в домике живет?»Цель: умение определять гласные и согласные звуки в словах, закреплять понятие «мягкий» и «твердый», согласный звук
Игра «Прятки»Цель: развивать умения называть букву и звук, который эта буква обозначает, придумывать слова с этим звуком
Литература
1. Арушанова А. Г Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - : Мозаика – Синтез, 1999.
2. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1956.
3. Волина В.В. Праздник Букваря.- М.: АСТ- ПРЕСС, 1995.
4. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб, 1997г.
6. http://logoportal.ru/,http://pptcloud.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/periodizatsiya-vozrastov-vozrastnye-zakonomernosti-psikhomotorn – периодизация развития речи у детей.
7. Игры на автоматизацию звуков. Режим доступа: www.maaam.ru/detskijsad/igry-na-avtomatizaciyu-zvukov-sdelany-svoimi-rukami.html
8. Игры на развитие фонематического слуха. Режим доступа: www.maaam.ru/detskijsad/igry-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha-44872.html
9. Формирование фонематического слуха у дошкольников. Режим доступа: www.maaam.ru/detskijsad/formirovanie-i-razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-doshkolnikov.html#c
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.