Семинар-практикум для родителей «Поможем малышу заговорить»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 19.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поможем малышу заговорить.docx

Семинар-практикум для родителей «Поможем малышу заговорить»

 

Цель: познакомить родителей с игровыми приемами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

 

Задачи: повышать компетентность родителей в знаниях о нормах речевого развития детей в раннем дошкольном возрасте. Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей. Совершенствовать формы взаимодействия в процессе речевых игр для детей.

 

Периоды развития детской речи в раннем возрасте:

 

Первый период – подготовительный:

1 этап: с рождения до 6 месяцев – у ребенка велика потребность в эмоциональном общении; период лепета(та-та, ба-ба, бе-бе, гу-гу и т.д.) Малыш тренирует свой артикуляционный аппарат. Лепетание совершенно непроизвольно, и не следует принимать их за слова.

2 этап: с 6 до 12 месяцев - появляется понимание движений, мимики, жестов, а затем и речи взрослого; ребёнок четко и ясно произносит свое первое слово.

3 этап: с 12 до18 месяцев - появление первых осмысленных слов( мама, папа, дай, на, тик-так, би-би, ав-ав, топ- топ). Словарный запас ребенка достигает 7-25 слов. Он уже может показывать части тела (на себе или на игрушке).

 

Второй период - оформление самостоятельной речи:

1 этап: появление однословных предложений – требований (1год 6 месяцев - 1 год 7месяцев)

2 этап: многословные предложения-требования (1год 8 месяцев – 1 год 9 месяцев). Ребенок начинает говорить предложениями, состоящим из двух слов

(«Мама, дай!», «Баба, на!»). Словарный запас увеличивается до 30 слов.

3 этап: возникновение и развитие описательной речи (18 месяцев - 24 месяца). Словарный запас малыша составляет более 50 слов. В речи появляется определенный порядок слов. Ребенка теперь понимает не только мама, но и другие родственники.

 

Ваш малыш не говорит…  Что же делать?

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок (оречевляйте все действия).

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией, достаточно короткими фразами. Не переходите на «сюсюканье», поправляйте речевые ошибки. Во время общения приучайте ребенка смотреть на говорящего (так он перенимает правильную артикуляцию звуков).

3.  Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает[сП1] ».

 

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно для игры использовать тарелки разных цветов. Насыпав в них фасоль, считать – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадить разных животных возле каждой тарелки, причем подбирать их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, так как она тоже зеленая и любит этот цвет и т. д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу и найти там знакомый предмет.

Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Сортируем. Ложки и вилки отдельно. Большие ложки от маленьких.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем большим пинцетом поролоновые кусочки и складываем в тарелку. Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только то, что можно кушать, потом всё остальное.

Прищепки - отличный материал для конструирования. Ну и, конечно, регулярная обязательная работа с книгой: показ и называние картинок, чтение небольших стихов, потешек – все это обогащает словарный запас малышей и способствует появлению новых слов, развитию памяти.


 

Скачано с www.znanio.ru


 [сП1]