Семинар-практикум МО учителей коррекционного цикла "Формирование жизненных компетенций уо учащихся"
Оценка 5

Семинар-практикум МО учителей коррекционного цикла "Формирование жизненных компетенций уо учащихся"

Оценка 5
Особые потребности +1
docx
20.03.2023
Семинар-практикум МО учителей коррекционного цикла "Формирование жизненных компетенций уо учащихся"
Из опыта работы с умственно отсталыми учениками начальной школы по формированию жизненных компетенций
доклад на мо март 2023.docx

Семинар-практикум

 

МБОУ «Гатчинская НОШ 5» дефектолог, учитель высшей категории Лазарева Л.Г.

Март 2023г.

Тема МО «Формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталых детей»

 

       Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых  умственно отсталому ребенку в обыденной жизни.

Цель формирования таких компетенций: произвожу постепенное  введениекаждого умственно отсталого первоклассника (ребенка) в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Компетентность - эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенногосоциально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых имизадач и решаемых проблем. Компетентность в сфере образования у детей с умственнойотсталостью приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляетсобой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный аспект - это знания, которые служат фундаментом, основой

компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в

Субъективный аспект - характеризуется положительной мотивацией к даннойдеятельности, ценностно-смысловыми представлениями о ее содержании и результате,что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.

 

    Жизненно- важные компетенции - это качественный набор умений умственно отсталыхдетей бережно, с любовью, вниманием и заботой относиться к животному ирастительному миру, толерантное, уважительное отношение, проявление чувствасострадания, оказание помощи, конструктивное, бесконфликтное общение детей, умениесотрудничать и вступать в социальные контакты с окружающими, адаптация к новымВ процессе непосредственно образовательной деятельности дети активно сотрудничают друг с другом и со взрослыми, адекватно реагируют на просьбы взрослого и с удовольствием выполняют их, что лежит в основе жизненно- важныхкомпетенций.

При работе с детьми я как педагог дефектолог школы формирую такие компетенции:

ценностно-смысловые;

учебно-познавательные

информационные;

коммуникативные;

социально-трудовые.

Школьники с нарушением интеллектуального развития в состоянии усваивать определенные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества. Что доказывают успешные примеры  моих бывших выпускников .Многие трудятся в разных сферах производства, живут семьями, растят детей.

Формирование жизненно- важных компетенций у наших детей с умственной отсталостью осуществляется в ходе целенаправленного, педагогически организованного обучения и воспитания.

Обучение ведется по специально разработанному учебному плану на основе существующей программы.

В I - IV классах формируются знания об окружающем мире, происходит обучение грамоте, счёту, прививаются навыки самообслуживания, предметно-практической деятельности.

     Обучение в нашей школе отвечает потребностям и интересам детей, находит эмоциональный отклик в их душе, способствует развитию  личности в целом и мотивационной сферы в частности. Дети могут проявлять старательность и усидчивость,а мы, педагоги их учит планировать, контролировать собственные действия. В результате целенаправленного обучения у них возникает учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.

При планировании уроков, я всегда учитываю значимость формируемых компетенций, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится на уроке и где сможет применить полученные знания.

Объяснение материала строится так, чтобы ученик понял, как действовать, получая удовлетворение от умственного и трудового процесса, чтобы в конце урока могли оценить результат труда, его практическую значимость.

Систематическое выполнение заданий способствует формированию таких . нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательное отношение к окружающим, а также формированию общественно значимых мотивов деятельности. Без ощущения радости от выполненной работы, невозможно достижение плодотворных результатов. Поэтому важная педагогическая задача состоит в оказании помощи, направленной на приобретение ими компетентности, которая поможет им ориентироваться в жизненных ситуациях.

       Конечно, я как педагог с более чем 20-летним стажем понимаю, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека.

Но конечной целью работы всей моей работы как учителя, как дефектолога-олигофренопедагога, как классного рукводителя, по формированию жизненно- важных компетенций у детей с умственной отсталостью - научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными членами общества.

Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением. Поэтому формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталого ребёнка выступает на первый план.

 

      Внеклассные занятия и уроки, которые направлены на усвоение самостоятельного самообслуживания, отработка навыков гигиены, быта (ролевые игры в «дом», «больницу», «парикмахерскую», «Магазин» и др.), носят чёткую практическую направленность, предусматривают различные виды деятельности, предоставляют возможность педагогу развивать и закреплять практические умения учащихся. Такие занятия стимулируют развитие интереса учащихся к бытовой деятельности.

Наличие применения специально приобретенных предметов(наборов) для ролевых игр и целенаправленная работа учителя дефектолога и воспитателя ГПД в значительной мере способствуют эффективной подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

       В процессе обучения создаю такие условия, чтобы каждый ученик показал себя с лучшей стороны, чтобы знал, что его деятельность нужна ему самому и окружающим людям. Формирование учебной мотивации учащихся длительный процесс. На каждом уроке необходимо обращать внимание на эту сторону процесса обучения. Ученика, не желающего что-то делать, научить невозможно, поэтому главная роль учителя направить ученика в нужном направлении. Любой урок должен иметь мотивационный цикл, который позволяет учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока.

Мотивационный цикл на уроке.

1-й этап: возникновение мотивации.

2-й этап: подкрепление и  усиление, возникшей мотивации.

3-й этап: мотивация завершения.

Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.

 


 

Семинар-практикум МБОУ «Гатчинская

Семинар-практикум МБОУ «Гатчинская

Школьники с нарушением интеллектуального развития в состоянии усваивать определенные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества

Школьники с нарушением интеллектуального развития в состоянии усваивать определенные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества

Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением

Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023