Семинар-практикум на тему: " Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста в ДОУ"
Оценка 4.6

Семинар-практикум на тему: " Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста в ДОУ"

Оценка 4.6
docx
16.02.2024
Семинар-практикум на тему: " Наставничество как  деятельностное сопровождение молодого специалиста в ДОУ"
семинар-практикум.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «КАПИТОШКА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар – практикум  на тему:

«Наставничество, как деятельностное сопровождение молодого специалиста в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

старший  воспитатель  Рудикова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Советский, 2023г

Семинар-практикум на тему:   «Наставничество, как деятельностное сопровождение молодого специалиста в ДОУ»

 

Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия в рамках системы наставничества.

 

Задачи:

1. Продолжать знакомить педагогов со способами конструктивного взаимодействия.

2. Формировать коммуникативные навыки и умения.

3. Создавать условия для личностного роста педагогов и гармонизации отношений в контексте «педагог-педагог».

 

План семинара - практикума:

1. Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я сегодня…»

2.  Теоретическая часть:

- «Опыт работы по реализации программы наставничества других ДОУ».

- «Профессиональные затруднения и потребности молодого педагога».  

- «Роль наставника в становлении молодого педагога в ДОУ».

3. Практикум

- Создание проекта плана индивидуальной работы наставника с наставляемым.

4. Рефлексия.

Ход семинара - практикума:

Старший воспитатель:  Уважаемые, коллеги! Мы рады вас приветствовать на семинаре - практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Наставничество деятельностное  сопровождение молодого специалиста в ДОУ».

Начнем мы нашу сегодняшнюю встречу с упражнения - приветствия.  

Приветствие «Здравствуйте! Я сегодня…»

Цель: снятие эмоционального напряжения, объединение участников.

Старший воспитатель:     Уважаемые коллеги! Объясняю правила. Все участники сидят на стульях. Первый игрок поворачивается лицом к аудитории говорит: «Здравствуйте. Я сегодня …» (называет свое состояние или характеристику).

В ответ все присутствующие приветствуют игрока аплодисментами. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих.

 

Старший воспитатель:  Сегодня в программе нашего мероприятия:

Теоретическая часть:

1. Опыт работы по реализации программы наставничества других ДОУ.

2. «Профессиональные затруднения и потребности молодого педагога».  

3. «Роль наставника в становлении молодого педагога в ДОУ».  

 

Практическая часть:

4. Создание проекта плана индивидуальной работы наставника с наставляемым.

5. Рефлексия

Теоретическая часть:

 

Выступление старшего воспитателя.

«Опыт работы по реализации программы наставничества в ДОУ»

2023 год объявлен в России как Год Педагога и Наставника. В настоящее время о

Важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня: посланиях и указах Президента Российской Федерации, национальной системе педагогического роста, профессиональном стандарте «Педагог». Указом Президента Российской Федерации учрежден знак отличия «За наставничество».

В ДОУ реализуются целевые модели наставничества, которые разработаны в целях  реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого

ребенка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы», а также Национального проекта «Образование» и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в муниципальных образовательных учреждениях.

 

Программа наставничества определяет этапы реализации наставничества и роли

участников, организующих эти этапы.

И так, в чем же мы видим основные проблемы молодого педагога:

· выстраивание отношений с родителями

· неумение заинтересовать воспитанников при проведении образовательных

ситуаций

· неумение планировать занятие, содержание первой и второй половины дня

· незнание современных форм и  методов работы с воспитанниками

· неуверенность в себе

·несоблюдение регламента по времени при проведении образовательной деятельности

· работа с детьми, имеющими особенности в развитии  

 

Решение проблемных моментов в деятельности молодых специалистов мы видим в развитии профессиональных умений и навыков молодого педагога через поставленные задачи:

· повышать уровень организации образовательной деятельности;

· консультировать по вопросам ведения документации;

· оказывать помощь в постановке целей, задач ООД и ее организации;

· организовывать взаимопосещение молодого педагога и наставника

· разъяснять механизм работы с дидактическим и наглядным материалом;

· организовывать углубленное изучение инновационных педагогических технологий.

Важно понимать, что наставник и молодой специалист не рассматриваются как начальник и подчиненный или ученик и учитель. Они являются партнерами, соратниками, между  которыми устанавливаются взаимовыгодные и продуктивные отношения, основанные на знаниях и опыте. Оба участника этих отношений получают и извлекают пользу друг от друга, что положительно сказывается на их профессиональной деятельности.

 

Выступление педагога-психолога.

«Профессиональные затруднения и потребности молодого педагога».  

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.

Педагогическая профессия выливается в напряженный труд, и педагог нуждается в психологической помощи и поддержке.

Моя задача, как психолога – помочь педагогам и специалистам сохранить свое эмоциональное благополучие, научиться бесконфликтно взаимодействовать с администрацией, коллегами, воспитанниками и их родителями.

В работе с педагогами и специалистами ДОУ, мы уделяем внимание вопросам профессиональных затруднений и педагогических потребностей. Работа педагога - психолога заключается в выявлении трудностей в профессиональной деятельности педагога, способствует глубокому осознанию знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приемов профессиональной деятельности.

Педагогическая диагностика позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности, затруднения, потребности и способности педагогов и тем самым помочь им актуализироваться в педагогической деятельности.

В работе с педагогами используются следующие методы диагностики профессиональных затруднений и педагогических потребностей: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, сбор косвенных данных, анализ конкретных проблемных ситуаций.

Если педагог молодой, только закончил образовательное учреждение, то задача психолога - эмоционально помочь ему адаптироваться в новом коллективе, укрепить веру в себя и свои способности, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном профессиональном пути.

Далее ведется консультативно-просветительская работа, целью которой является консультирование и информирование педагогов по проблемам развития, общения, а также поиска внутренних ресурсов в преодолении профессиональных проблем и трудностей. И здесь на помощь приходят педагоги, имеющие большой опыт работы и как наставники, помогают разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом, для дальнейшей совместной плодотворной работы.

 

Выступление старшего воспитателя.

«Роль наставника в становлении молодого педагога в ДОУ»

Поддержка молодых специалистов является одной из основных целей образовательной политики. Молодой специалист нуждается в профессиональной поддержке с тем, чтобы овладеть педагогическими навыками, позволяющими освоить функциональные  обязанности воспитателя. Решению этих стратегических задач способствует создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального развития молодого педагога и мотивировать его к совершенствованию, развитию и достижению самореализации.

Без такой поддержки молодые специалисты не смогут добиться успеха и не будут удовлетворены своей деятельностью.

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная ротация. Обновление коллектива является нормой успеха каждой профессиональной группы. Наставничество представляет собой процесс обучения и воспитания, в котором человек со значительным опытом и знаниями, выполняющий эталонную функцию, обеспечивает обучение, защиту, поддержку, советы и дружескую помощь менее опытным и компетентным лицам с целью содействия личностному и/или профессиональному росту и развитию.

Наставник должен вносить свой вклад всеми возможными способами, особенно на собственном примере:

· раскрыть потенциал к профессии у специалиста;

· вовлекать его в общественную жизнь коллектива;

· формировать вместе с ним социально значимые интересы;

· способствовать развитию общих культурных перспектив, творческих способностей и компетенций педагога.

Наставничество – это длительный процесс, требующий организованного и системного подхода. Поэтому наставник может строить свою деятельность в три этапа:

Этап 1 – Адаптация. Наставник определяет обязанности и полномочия молодого специалиста и выявляет слабые места в профессиональной деятельности.

Этап 2  – Основы (планирование). Наставник разрабатывает и реализует индивидуальный

План работы с молодым педагогом, адаптируется к профессиональным навыкам педагога, помогает построить собственную программу самосовершенствования.

Этап 3 – Анализ проведенной работы. Наставник анализирует уровень профессиональной компетентности педагога, определяет степень его готовности к выполнению функциональных задач, наставляемый выполняет самоанализ.

Для эффективной работы наставничества важно понимать, что это двусторонний процесс, который заключается не только в желании помочь молодому специалисту, но и в готовности молодого специалиста принять эту помощь.

 

Наставничество должно основываться на следующих принципах:

- конструктивное профессиональное взаимодействие между наставником и молодым специалистом;

- выбор наставника с точки зрения совместимости с учителем, с соблюдением принципа добровольности;

- наставник должен иметь эмпатические навыки и педагогический такт.

Молодой специалист должен быть не только реципиентом, но и активным участником деятельности, способным привнести новые идеи и нестандартные решения. Двусторонние отношения чрезвычайно важны для наставничества. В таком виде взаимодействия молодой специалист погружается в профессию, а наставник вдохновляет его на продолжение благородного дела. Именно наставники могут обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, способствовать формированию профессионально значимых качеств молодых педагогов, обеспечить помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д. )., оказать помощь в освоении общих вопросов организации работы с родителями. Так же, наставники способствуют приобщению молодых специалистов к корпоративной культуре ДОУ (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности ДОУ, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих  стабильное  функционирование развитие). После того, как молодой педагог проходит этап адаптации, начинается важный этап планирования  – составление индивидуального плана развития.

Старший воспитатель: Предлагаем определить первую пару наставник – наставляемый следующий педагогов:  Алиева Ф.С., воспитатель и  Мухамедова А.С., воспитатель. Им предлагаем разработать индивидуальный план взаимодействия опытного педагога с молодым и представить позже.

Практикум.

Старший воспитатель:  А сейчас мы попробуем вместе составить индивидуальный план работы  с молодым педагогом, который имеет профессиональные и личностные особенности, затруднения, потребности, и тем самым помочь ему актуализироваться в педагогической деятельности.  

Условные проблемы и затруднения молодого педагога:

· не уверен в себе

· избегает общения с родителями воспитанников

· не умеет заинтересовать воспитанников при организации совместной деятельности

· не умеет планировать содержание прогулки

· путается в методике проведения утренней гимнастики

· испытывает затруднение в составлении ежедневного плана работы

· испытывает затруднение в подборе материала в соответствии с возрастными особенностями детей

(Присутствующие делятся на 2 подгруппы и начинают работу. По завершению работы выходит представитель от каждой группы и представляет составленный план работы на весь учебный год)

Рефлексия

Старший воспитатель:   Наш  семинар- практикум подошел к концу. Предлагаем всем  участникам написать отзыв – пожелание и украсить им наше дерево.(Педагоги пишут свои впечатления о мероприятии)

Старший воспитатель:   Благодарим всех участников и до новых встреч!


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Семинар-практикум на тему: «Наставничество, как деятельностное сопровождение молодого специалиста в

Семинар-практикум на тему: «Наставничество, как деятельностное сопровождение молодого специалиста в

Теоретическая часть: Выступление старшего воспитателя

Теоретическая часть: Выступление старшего воспитателя

Выступление педагога-психолога

Выступление педагога-психолога

Без такой поддержки молодые специалисты не смогут добиться успеха и не будут удовлетворены своей деятельностью

Без такой поддержки молодые специалисты не смогут добиться успеха и не будут удовлетворены своей деятельностью

Именно наставники могут обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, способствовать формированию профессионально значимых качеств молодых педагогов, обеспечить помощь в ведении документации воспитателя (перспективный…

Именно наставники могут обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, способствовать формированию профессионально значимых качеств молодых педагогов, обеспечить помощь в ведении документации воспитателя (перспективный…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2024