МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «КАПИТОШКА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Семинар – практикум на тему:
«Наставничество, как деятельностное сопровождение молодого специалиста в ДОУ»
Подготовил:
старший воспитатель Рудикова Н.С.
п.Советский, 2023г
Семинар-практикум на тему: «Наставничество, как деятельностное сопровождение молодого специалиста в ДОУ»
Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия в рамках системы наставничества.
Задачи:
1. Продолжать знакомить педагогов со способами конструктивного взаимодействия.
2. Формировать коммуникативные навыки и умения.
3. Создавать условия для личностного роста педагогов и гармонизации отношений в контексте «педагог-педагог».
План семинара - практикума:
1. Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я сегодня…»
2. Теоретическая часть:
- «Опыт работы по реализации программы наставничества других ДОУ».
- «Профессиональные затруднения и потребности молодого педагога».
- «Роль наставника в становлении молодого педагога в ДОУ».
3. Практикум
- Создание проекта плана индивидуальной работы наставника с наставляемым.
4. Рефлексия.
Ход семинара - практикума:
Старший воспитатель: Уважаемые, коллеги! Мы рады вас приветствовать на семинаре - практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Наставничество деятельностное сопровождение молодого специалиста в ДОУ».
Начнем мы нашу сегодняшнюю встречу с упражнения - приветствия.
Приветствие «Здравствуйте! Я сегодня…»
Цель: снятие эмоционального напряжения, объединение участников.
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Объясняю правила. Все участники сидят на стульях. Первый игрок поворачивается лицом к аудитории говорит: «Здравствуйте. Я сегодня …» (называет свое состояние или характеристику).
В ответ все присутствующие приветствуют игрока аплодисментами. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих.
Старший воспитатель: Сегодня в программе нашего мероприятия:
Теоретическая часть:
1. Опыт работы по реализации программы наставничества других ДОУ.
2. «Профессиональные затруднения и потребности молодого педагога».
3. «Роль наставника в становлении молодого педагога в ДОУ».
Практическая часть:
4. Создание проекта плана индивидуальной работы наставника с наставляемым.
5. Рефлексия
Теоретическая часть:
Выступление старшего воспитателя.
«Опыт работы по реализации программы наставничества в ДОУ»
2023 год объявлен в России как Год Педагога и Наставника. В настоящее время о
Важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня: посланиях и указах Президента Российской Федерации, национальной системе педагогического роста, профессиональном стандарте «Педагог». Указом Президента Российской Федерации учрежден знак отличия «За наставничество».
В ДОУ реализуются целевые модели наставничества, которые разработаны в целях реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого
ребенка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы», а также Национального проекта «Образование» и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в муниципальных образовательных учреждениях.
Программа наставничества определяет этапы реализации наставничества и роли
участников, организующих эти этапы.
И так, в чем же мы видим основные проблемы молодого педагога:
· выстраивание отношений с родителями
· неумение заинтересовать воспитанников при проведении образовательных
ситуаций
· неумение планировать занятие, содержание первой и второй половины дня
· незнание современных форм и методов работы с воспитанниками
· неуверенность в себе
·несоблюдение регламента по времени при проведении образовательной деятельности
· работа с детьми, имеющими особенности в развитии
Решение проблемных моментов в деятельности молодых специалистов мы видим в развитии профессиональных умений и навыков молодого педагога через поставленные задачи:
· повышать уровень организации образовательной деятельности;
· консультировать по вопросам ведения документации;
· оказывать помощь в постановке целей, задач ООД и ее организации;
· организовывать взаимопосещение молодого педагога и наставника
· разъяснять механизм работы с дидактическим и наглядным материалом;
· организовывать углубленное изучение инновационных педагогических технологий.
Важно понимать, что наставник и молодой специалист не рассматриваются как начальник и подчиненный или ученик и учитель. Они являются партнерами, соратниками, между которыми устанавливаются взаимовыгодные и продуктивные отношения, основанные на знаниях и опыте. Оба участника этих отношений получают и извлекают пользу друг от друга, что положительно сказывается на их профессиональной деятельности.
Выступление педагога-психолога.
«Профессиональные затруднения и потребности молодого педагога».
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.
Педагогическая профессия выливается в напряженный труд, и педагог нуждается в психологической помощи и поддержке.
Моя задача, как психолога – помочь педагогам и специалистам сохранить свое эмоциональное благополучие, научиться бесконфликтно взаимодействовать с администрацией, коллегами, воспитанниками и их родителями.
В работе с педагогами и специалистами ДОУ, мы уделяем внимание вопросам профессиональных затруднений и педагогических потребностей. Работа педагога - психолога заключается в выявлении трудностей в профессиональной деятельности педагога, способствует глубокому осознанию знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приемов профессиональной деятельности.
Педагогическая диагностика позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности, затруднения, потребности и способности педагогов и тем самым помочь им актуализироваться в педагогической деятельности.
В работе с педагогами используются следующие методы диагностики профессиональных затруднений и педагогических потребностей: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, сбор косвенных данных, анализ конкретных проблемных ситуаций.
Если педагог молодой, только закончил образовательное учреждение, то задача психолога - эмоционально помочь ему адаптироваться в новом коллективе, укрепить веру в себя и свои способности, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном профессиональном пути.
Далее ведется консультативно-просветительская работа, целью которой является консультирование и информирование педагогов по проблемам развития, общения, а также поиска внутренних ресурсов в преодолении профессиональных проблем и трудностей. И здесь на помощь приходят педагоги, имеющие большой опыт работы и как наставники, помогают разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом, для дальнейшей совместной плодотворной работы.
Выступление старшего воспитателя.
«Роль наставника в становлении молодого педагога в ДОУ»
Поддержка молодых специалистов является одной из основных целей образовательной политики. Молодой специалист нуждается в профессиональной поддержке с тем, чтобы овладеть педагогическими навыками, позволяющими освоить функциональные обязанности воспитателя. Решению этих стратегических задач способствует создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального развития молодого педагога и мотивировать его к совершенствованию, развитию и достижению самореализации.
Без такой поддержки молодые специалисты не смогут добиться успеха и не будут удовлетворены своей деятельностью.
В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная ротация. Обновление коллектива является нормой успеха каждой профессиональной группы. Наставничество представляет собой процесс обучения и воспитания, в котором человек со значительным опытом и знаниями, выполняющий эталонную функцию, обеспечивает обучение, защиту, поддержку, советы и дружескую помощь менее опытным и компетентным лицам с целью содействия личностному и/или профессиональному росту и развитию.
Наставник должен вносить свой вклад всеми возможными способами, особенно на собственном примере:
· раскрыть потенциал к профессии у специалиста;
· вовлекать его в общественную жизнь коллектива;
· формировать вместе с ним социально значимые интересы;
· способствовать развитию общих культурных перспектив, творческих способностей и компетенций педагога.
Наставничество – это длительный процесс, требующий организованного и системного подхода. Поэтому наставник может строить свою деятельность в три этапа:
Этап 1 – Адаптация. Наставник определяет обязанности и полномочия молодого специалиста и выявляет слабые места в профессиональной деятельности.
Этап 2 – Основы (планирование). Наставник разрабатывает и реализует индивидуальный
План работы с молодым педагогом, адаптируется к профессиональным навыкам педагога, помогает построить собственную программу самосовершенствования.
Этап 3 – Анализ проведенной работы. Наставник анализирует уровень профессиональной компетентности педагога, определяет степень его готовности к выполнению функциональных задач, наставляемый выполняет самоанализ.
Для эффективной работы наставничества важно понимать, что это двусторонний процесс, который заключается не только в желании помочь молодому специалисту, но и в готовности молодого специалиста принять эту помощь.
Наставничество должно основываться на следующих принципах:
- конструктивное профессиональное взаимодействие между наставником и молодым специалистом;
- выбор наставника с точки зрения совместимости с учителем, с соблюдением принципа добровольности;
- наставник должен иметь эмпатические навыки и педагогический такт.
Молодой специалист должен быть не только реципиентом, но и активным участником деятельности, способным привнести новые идеи и нестандартные решения. Двусторонние отношения чрезвычайно важны для наставничества. В таком виде взаимодействия молодой специалист погружается в профессию, а наставник вдохновляет его на продолжение благородного дела. Именно наставники могут обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, способствовать формированию профессионально значимых качеств молодых педагогов, обеспечить помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д. )., оказать помощь в освоении общих вопросов организации работы с родителями. Так же, наставники способствуют приобщению молодых специалистов к корпоративной культуре ДОУ (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности ДОУ, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование развитие). После того, как молодой педагог проходит этап адаптации, начинается важный этап планирования – составление индивидуального плана развития.
Старший воспитатель: Предлагаем определить первую пару наставник – наставляемый следующий педагогов: Алиева Ф.С., воспитатель и Мухамедова А.С., воспитатель. Им предлагаем разработать индивидуальный план взаимодействия опытного педагога с молодым и представить позже.
Практикум.
Старший воспитатель: А сейчас мы попробуем вместе составить индивидуальный план работы с молодым педагогом, который имеет профессиональные и личностные особенности, затруднения, потребности, и тем самым помочь ему актуализироваться в педагогической деятельности.
Условные проблемы и затруднения молодого педагога:
· не уверен в себе
· избегает общения с родителями воспитанников
· не умеет заинтересовать воспитанников при организации совместной деятельности
· не умеет планировать содержание прогулки
· путается в методике проведения утренней гимнастики
· испытывает затруднение в составлении ежедневного плана работы
· испытывает затруднение в подборе материала в соответствии с возрастными особенностями детей
(Присутствующие делятся на 2 подгруппы и начинают работу. По завершению работы выходит представитель от каждой группы и представляет составленный план работы на весь учебный год)
Рефлексия
Старший воспитатель: Наш семинар- практикум подошел к концу. Предлагаем всем участникам написать отзыв – пожелание и украсить им наше дерево.(Педагоги пишут свои впечатления о мероприятии)
Старший воспитатель: Благодарим всех участников и до новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.