Семинар-практикум
«Особенности психического развития детей раннего возраста
Понятие «ранний возраст». Новообразования раннего возраста»
Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру.
В раннем возрасте, согласно ФГОСтандарту, выделяются следующие виды детской деятельности:
– предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
– экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
– общение со взрослым;
– совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
– самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
– восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
– двигательная активность.
Возраст от 1 до 3 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.
В результате такого “высвобождения” ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого, бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “Что это?” – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: “Что с этим можно делать?”
Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим их количеством, вовлекая предметы в свою деятельность.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом.
Основные новообразования. Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности ‑ усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.
Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания, в результате проживания кризиса 3х лет (о котором мы поговорим в следующей лекции). Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами.
Особенности развития мышления: основная форма мышления ребенка раннего возраста — наглядно-действенное. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов.
Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.
Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком (например, игра в чаепитие – дети представляют, что пьют воображаемый чай, либо, когда палка становится мечом / копьем / посохом / волшебной палочкой и т.п.). [РЕКОМЕНДАЦИЯ: Роль взрослого в данной ситуации заключается в поддержании инициативы ребенка, посредством эмоционального восхищения, а также в расширении вариантов использования различных предметов – игра «Что за игрушка» - шнурок].
Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).
Особенности развития восприятия: раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом. Развивается зрительное и слуховое восприятие. Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.
Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.
Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно.
По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию.
Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое “примеривание”, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение “примериванием” и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на “сигнальном” уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету.
Особенности развития памяти в раннем возрасте: память в раннем возрасте проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная память, частично образная память. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение. [РЕКОМЕНДАЦИЯ: взрослые также должны активно развивать процессы памяти ребенка раннего возраста, делать мы можем это посредством многократного проигрывания различных речедвигательных игр – игра-потешка «Зайка серый умывался», «Гусеничка»].
Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его активный словарь насчитывает более 400 слов, а пассивный 1200-1300. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов.
Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.
Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.
Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.
Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.
Взрослым важно учитывать, что потребность ребенка в общении формируется при активном воздействии взрослого на него. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. [РЕКОМЕНДАЦИЯ: учитывая данные особенности взрослый легко может увлечь ребенка рассматриванием детских книжек, иллюстраций, чтением народных сказок, особенно с демонстрацией-театрализацией – игра-театрализация «Репка» (шапочка репка), игра-сочинение «Жили-были»].
Особенности развития внимания в раннем возрасте. В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы (осторожность, безопасность), предметной деятельности (восприятие свойств предметов, сопоставление с похожими свойствами других предметов – все круглые предметы) и речи (восприятие речи других, подражание). Внимание у детей этого возраста непроизвольное, т.е. они им не управляют, слабо концентрировано, неустойчиво (длительность внимания не достигает и минуты), наблюдаются трудности переключения (поэтому им сложно включиться в режимную деятельность) и распределения (нельзя предоставлять детям большое количество предметов одновременно), невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок (что является признаком формирования познавательной активности).
Особенности развития воображения в раннем возрасте. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы, а при рисовании каракулей ребенок воображает образы предметов и с гордостью демонстрирует взрослым.
Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.