СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ
ПО ТЕМЕ
«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
ПРАВИЛА СЕМИНАРА
1. Уважайте собеседника, внимательно выслушайте его, не перебивайте.
2. Помните, время выступления 6 минут, время дополнений и выступлений не более 3 минут.
3. Если хочешь выступить, подними руку.
4. Постарайтесь говорить по существу, экономь время для более важных сообщений.
5. Выполняй роль, отведенную в этой игре.
6. Основные идеи фиксируй у себя в дневнике, это поможет в работе с детьми, родителями, учителями.
Основные опорные моменты:
· эстетическое просвещение как необходимое, но недостаточное условие нравственного воспитания;
· необходимость раскрытия нравственных идей в ярких образах, пробуждающих у учащихся морально-этические чувства, сливающихся с их волей и проявляющиеся в их деятельности, в линии поведения, отношения к другим людям и к самим себе;
· формирование нравственных убеждений как конечный результат морального воспитания, главный показатель, характеризующий духовный облик человека;
· необходимость воспитания нравственных качеств на положительных примерах мужественных борцов за торжество правды и справедливости;
· недопустимость излишнего морализования и назидательности в работе со старшеклассниками;
· недопустимость критического осмысления окружающей действительности;
· влияние нравственно-психологического климата педагогического коллектива на формирование нравственных чувств, переживаний, убеждений учащихся.
Провести предварительно диагностику по методике PARI*.
МЕТОДИКА PARI
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них – 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I – оптимальный эмоциональный контакт, II – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III – излишняя концентрация на ребенке.
Шкалы эти выглядят следующим образом:
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
– ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
– ощущение самопожертвования в роли матери (5);
– семейные конфликты (7);
– сверхавторитет родителей (11);
– неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
– «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
– доминирование матери (19);
– зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):
– побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
– партнерские отношения (14);
– развитие активности ребенка (15);
– уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
– раздражительность, вспыльчивость (8);
– суровость, излишняя строгость (9);
– уклонение от контакта с ребенком (16).
III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
– чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
– преодоление сопротивления, подавление воли (4);
– создание безопасности, опасение обидеть (6);
– исключение внесемейных влияний (10);
– подавление агрессивности (12);
– подавление сексуальности (18);
– чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
– стремление ускорить развитие ребенка (22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно – 8, 7, 6, 5 – низкие. Опросник и лист ответов прилагаются.
Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.
Инструкция:
На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин.
Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.
Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:
А – если с данным положением согласны полностью;
а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б – если с данным положением полностью не согласны».
1. Если дети считают свои взгляды правильными, они мо гут не соглашаться со взглядами родителей. |
А а б Б |
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. |
А а б Б |
3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни. |
А а б Б |
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. |
А а б Б |
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. |
А а б Б |
6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал. |
А а б Б |
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. |
А а б Б |
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. |
А а б Б |
9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. |
А а б Б |
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей. |
А а б Б |
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. |
А а б Б |
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. |
А а б Б |
13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. |
А а б Б |
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. |
А а б Б |
15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. |
А а б Б |
16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно. |
А а б Б |
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми. |
А а б Б |
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. |
А а б Б |
19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми все происходило бы менее организованно. |
А а б Б |
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. |
А а б Б |
21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. |
А а б Б |
22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. |
А а б Б |
23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка. |
А а б Б |
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. |
А а б Б |
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. |
А а б Б |
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. |
А а б Б |
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. |
А а б Б |
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. |
А а б Б |
29. Все молодые матери бояться своей неопытности в обращении с ребенком. |
А а б Б |
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. |
А а б Б |
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. |
А а б Б |
32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. |
А а б Б |
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. |
А а б Б |
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других. |
А а б Б |
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке. |
А а б Б |
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...). |
А а б Б |
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. |
А а б Б |
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. |
А а б Б |
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. |
А а б Б |
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. |
А а б Б |
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. |
А а б Б |
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа. |
А а б Б |
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. |
А а б Б |
44. Если у вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. |
А а б Б |
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. |
А а б Б |
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. |
А а б Б |
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. |
А а б Б |
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. |
А а б Б |
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. |
А а б Б |
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. |
А а б Б |
51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. |
А а б Б |
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. |
А а б Б |
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. |
А а б Б |
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми. |
А а б Б |
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной. |
А а б Б |
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей. |
А а б Б |
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители. |
А а б Б |
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. |
А а б Б |
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине. |
А а б Б |
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться -плохой метод воспитания. |
А а б Б |
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. |
А а б Б |
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут. |
А а б Б |
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. |
А а б Б |
64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям. |
А а б Б |
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство. |
А а б Б |
66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок. |
А а б Б |
67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии. |
А а б Б |
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы. |
А а б Б |
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. |
А а б Б |
70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. |
А а б Б |
71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации. |
А а б Б |
72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом. |
А а б Б |
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. |
А а б Б |
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них. |
А а б Б |
75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения. |
А а б Б |
76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения. |
А а б Б |
77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле. |
А а б Б |
78. Воспитание детей – это тяжелая нервная работа. |
А а б Б |
79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей. |
А а б Б |
80. Больше всех других дети должны уважать родителей. |
А а б Б |
81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам. |
А а б Б |
82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий. |
А а б Б |
83. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни. |
А а б Б |
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив. |
А а б Б |
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им. |
А а б Б |
86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем. |
А а б Б |
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы. |
А а б Б |
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо. |
А а б Б |
89. Так как ребенок – часть матери, она имеет право знать все о его жизни. |
А а б Б |
90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. |
А а б Б |
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами. |
А а б Б |
92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле. |
А а б Б |
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы. |
А а б Б |
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. |
А а б Б |
95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей. |
А а б Б |
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. |
А а б Б |
97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей. |
А а б Б |
98. Самая главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка. |
А а б Б |
99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся. |
А а б Б |
100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми. |
А а б Б |
101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные. |
А а б Б |
102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. |
А а б Б |
103. Первая обязанность детей - доверие по отношению к родителям. |
А а б Б |
104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам. |
А а б Б |
105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны. |
А а б Б |
106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. |
А а б Б |
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. |
А а б Б |
108. Дети делают все возможное, чтобы Заинтересовать родителей своими проблемами. |
А а б Б |
109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни. |
А а б Б |
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. |
А а б Б |
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами. |
А а б Б |
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка. |
А а б Б |
113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы. |
А а б Б |
114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться). |
А а б Б |
115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям. |
А а б Б |
Опросный лист
Ответ № пп |
А а б Б |
|
А а б Б |
|
А а б Б |
|
А а б Б |
|
А а б Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
|
24 |
|
47 |
|
70 |
|
93 |
|
2 |
|
25 |
|
48 |
|
71 |
|
94 |
|
3 |
|
26 |
|
49 |
|
72 |
|
95 |
|
4 |
|
27 |
|
50 |
|
73 |
|
96 |
|
5 |
|
28 |
|
51 |
|
74 |
|
97 |
|
6 |
|
29 |
|
52 |
|
75 |
|
98 |
|
7 |
|
30 |
|
53 |
|
76 |
|
99 |
|
8 |
|
31 |
|
54 |
|
77 |
|
100 |
|
9 |
|
32 |
|
55 |
|
78 |
|
101 |
|
10 |
|
33 |
|
56 |
|
79 |
|
102 |
|
11 |
|
34 |
|
57 |
|
80 |
|
103 |
|
12 |
|
35 |
|
58 |
|
81 |
|
104 |
|
13 |
|
36 |
|
59 |
|
82 |
|
105 |
|
14 |
|
37 |
|
60 |
|
83 |
|
106 |
|
15 |
|
38 |
|
61 |
|
84 |
|
107 |
|
16 |
|
39 |
|
62 |
|
85 |
|
108 |
|
17 |
|
40 |
|
63 |
|
86 |
|
109 |
|
18 |
|
41 |
|
64 |
|
87 |
|
110 |
|
19 |
|
42 |
|
65 |
|
88 |
|
111 |
|
20 |
|
43 |
|
66 |
|
89 |
|
112 |
|
21 |
|
44 |
|
67 |
|
90 |
|
113 |
|
22 |
|
45 |
|
68 |
|
91 |
|
114 |
|
23 |
|
46 |
|
69 |
|
92 |
|
115 |
|
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
– хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23)
– межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17)
– отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.
Основной вывод, который можно сделать сразу, – это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.
Ключ
Ответ
Признак |
АабБ |
|
АабБ |
|
АабБ |
|
АабБ |
|
АабБ |
Значение признака |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
|
24 |
|
47 |
|
70 |
|
93 |
|
|
2 |
|
25 |
|
48 |
|
71 |
|
94 |
|
|
3 |
|
26 |
|
49 |
|
72 |
|
95 |
|
|
4 |
|
27 |
|
50 |
|
73 |
|
96 |
|
|
5 |
|
28 |
|
51 |
|
74 |
|
97 |
|
|
6 |
|
29 |
|
52 |
|
75 |
|
98 |
|
|
7 |
|
30 |
|
53 |
|
76 |
|
99 |
|
|
8 |
|
31 |
|
54 |
|
77 |
|
100 |
|
|
9 |
|
32 |
|
55 |
|
78 |
|
101 |
|
|
10 |
|
33 |
|
56 |
|
79 |
|
102 |
|
|
11 |
|
34 |
|
57 |
|
80 |
|
103 |
|
|
12 |
|
35 |
|
58 |
|
81 |
|
104 |
|
|
13 |
|
36 |
|
59 |
|
82 |
|
105 |
|
|
14 |
|
37 |
|
60 |
|
83 |
|
106 |
|
|
15 |
|
38 |
|
61 |
|
84 |
|
107 |
|
|
16 |
|
39 |
|
62 |
|
85 |
|
108 |
|
|
17 |
|
40 |
|
63 |
|
86 |
|
109 |
|
|
18 |
|
41 |
|
64 |
|
87 |
|
110 |
|
|
19 |
|
42 |
|
65 |
|
88 |
|
111 |
|
|
20 |
|
43 |
|
66 |
|
89 |
|
112 |
|
|
21 |
|
44 |
|
67 |
|
90 |
|
113 |
|
|
22 |
|
45 |
|
68 |
|
91 |
|
114 |
|
|
23 |
|
46 |
|
69 |
|
92 |
|
115 |
|
|
А – 4 балла; а – 3 балла; 6 – 2 балла; Б – 1 балл
Признаки: |
|
1) Вербализация |
13) Неудовлетворенность ролью хозяйки |
2) Чрезмерная забота |
14) Партнерские отношения |
3) Зависимость от семьи |
15) Развитие активности ребенка |
4) Подавление воли |
16) Уклонение от конфликта |
5) Ощущение самопожертвования |
17) Безучастность мужа |
6) Опасение обидеть |
18) Подавление сексуальности |
7). Семейные конфликты |
19) Доминирование матери |
8) Раздражительность |
20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка |
9) Излишняя строгость |
|
10) Исключение внесемейных влияний |
21) Уравнение отношения |
11) Сверхавторитет родителей |
22) Стремление ускорить развитие ребенка |
12) Подавление агрессивности |
|
|
23) Несамостоятельность матери |
* Андриянов, А. И. и др. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – С. 188.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.