Семинар – практикум для педагогов детского сада «Развитие познавательной сферы дошкольников»
Подготовила и провела: педагог-психолог Смаглюкова О.В. Ход мероприятия:
Упражнение –энергизатор «3, 13, 33». Группе необходимо посчитать по кругу от 0 и как можно дальше, соблюдая условие - нельзя называть вслух 3 и все числа, содержащие 3, то есть 13, 23 и т.д. и числа, которые делятся на 3, то есть 6, 9 и т.п., вместо них нужно хлопать в ладоши (то есть получается 1,2, хлопок, 4,5, хлопок, 7, 8, хлопок, 10, 11, хлопок и т.д.)
Одна из важнейших целей нашей деятельности в детском саду – развитие познавательных процессов дошколят, а значит, «профилактика» отставания в учении будущих школьников.
- Как вы понимаете выражение «познавательная деятельность»?
(варианты ответов и их краткий анализ)
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
- Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект, сосредоточение сознания на определенном объекте. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. Однако в старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
- А сейчас предлагаю вам потренировать ваше внимание:
• упражнение «Корректурная проба» (вычёркивание и подчёркивание букв, в течение 1 минуты).
• игра «Запутанные руки» (способствует развитию устойчивости внимания, умению сосредотачиваться)
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
«Не пропусти профессию» (или что-то, соответствующее тематике недели –
растения, животное и т.п.)
Лампа, водитель, ножницы, мячик, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, гусь, архитектор, карандаш, гроза, сталевар, обруч, попугай, пекарь, очки, река, продавец, фантазия, учитель, ложка, стрекоза, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, волшебник, певец, балерина и т.п.
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе развития восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.
- А сейчас снова поиграем. Упражнение «Что не дорисовано?» и «Чем залатать коврик?» (Матрицы Равена)
Память – психический познавательный процесс сохранения и воспроизведения информации.
В дошкольном возрасте развивается зрительная, слуховая память и словесная в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Упражнение «Запомни картинку». Рассмотрите внимательно картинку. Убираем картинку и включаем другую. Что изменилось? (кол-во лодок, собачка, дом стал 1этажным, 4 гуся, автобус вместо машины, пропало облако, появилась коза, платочек в горох).
Игра «Я – фотоаппарат» (зрительная память)
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
Выделяют три вида мышления:
1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами); 2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести–семи годам начинается более интенсивное формирование словеснологического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
«Нелепицы», «Исключение предметов», «Последовательность событий», «Сравнение» (муха и бабочка, дом и избушка, книга и тетрадь, город и деревня), «Бывает-не бывает» (если бывает, хлопаем в ладоши, если не бывает – поднимаем руки вверх: «папа ушёл на работу», «поезд летит по небу», «кошка хочет есть», человек вьёт гнездо», «почтальон принёс письмо», «зайчик пошёл в школу», «яблоко солёное», «бегемот залез на дерево», «дом пошёл гулять», «шапочка резиновая», «на берёзе выросли шишки», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку», «собака гуляет по крыше», «корова жуёт траву», «рыба поёт песни», «зимой идёт снег», «мальчик виляет хвостом» и т.п.
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Освоение ребенком речи является чрезвычайно важным моментом в психическом развитии, так как позволяет ему развиваться как социальному существу, т.е. осваивать опыт человечества.
Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:
1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.
2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.
3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.
Игра «Мячик-соединитель». Ведущий бросает мяч и произносит несогласованные слова. Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно: собака, гулять; дерево, расти; дождь, лить; солнце, светить; врач, лечить; портной, шить; телефон, звонить.
«Измени по числам»: мост – мосты, ручей – ручьи, флаг – флаги, друг – друзья, ягнёнок – ягнята, шишка – шишки, луг – луга и т.п.
«Какой? Какая?»: посуда из дерева – деревянная, сок из моркови – морковный, платок из шерсти – шерстяной, кувшин из глины – глиняный, монета из золота – золотая, шапка из меха – меховая и т.п.
Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический процесс создания новых оригинальных образов, предметов, ситуаций путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.
Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.
«Сочиняем сказку сами», «Пятнография» или «Кляксы», «Дорисуй круги».
Необходимо помнить, что игры на развитие познавательной сферы не должны сильно утомлять ребенка (эффекта не будет и выработается обр. реакция – отвращение).
Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.
Спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.