Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Ласточка»
Практическое занятие для краевого семинара
«Участие семьи ребенка с ТМНР в коррекционно-развивающей работе в условиях сенсорно-динамического
комплекса «Дом Совы»
Подготовила: Постика Ольга Александровна,
воспитатель группы компенсирующей
направленности № 7
г. Елизово
2022г.
Цель: продемонстрировать участникам приемы работы с детьми, имеющими нарушения развития, при помощи специального оборудования сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы».
Задачи:
- познакомить участников семинара со спецификой работы с детьми, имеющими нарушения развития;
- продемонстрировать участникам семинара специальное оборудование «Дома Совы»;
- познакомить с опытом работы по взаимодействию с семьями детей с ТМНР;
- познакомить участников с играми и упражнениями, направленными на сенсорную стимуляцию у детей с различными видами нарушений развития.
Оборудование:
мультимедийные средства: проектор, экран, презентация; мешочек с жетонами, игра «Покорми медведя», корзинка, яйцо Совы, кубики разной фактуры и наполнения, «Колпачок», 4 мягких игрушки.
Введение. Презентация (2 мин.) |
|
Текст выступления |
Содержание слайда |
СЛАЙД 1: Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Постика Ольга Александровна, я воспитатель группы компенсирующей направленности, детского сада №1 «Ласточка» г. Елизово. Хочу поделиться опытом использования оборудования «Дома Совы» для формирования социально-коммуникативных навыков детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, среди которых задержка психического развития, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, умственная отсталость, нарушения слуха и зрения, а также тяжелые нарушения речи. Это дети нашей группы
|
Тема Данные об участнике |
СЛАЙД 2: Работа с нашими детьми очень специфична и чтобы разнообразить занятия, а с некоторыми детьми просто установить контакт мы искали множество дополнительных приемов, способов и методов взаимодействия. Изучив научный подход на данную категорию детей, мы пришли к выводу, что нам необходимо специальное сенсорно-динамическое оборудование. Подходящим оборудованием оказался «Дом Совы».
|
* Фото детей в «Доме Совы» * Специфика работы |
СЛАЙД 3: «Дом Совы» установили в группе и теперь не проходит и дня, чтобы мы не проводили там часть занятия на познавательное развитие, подвижную игру, элемент театрализации и даже экспериментирование. Дети нашей группы в основном не говорящие, замкнутые, с аутистическим спектром, им очень сложно устанавливать коммуникативные связи с окружающими. Однако, им близок и достаточно понятен язык жестов и тела и мы заметили, что с помощью нового оборудования детям легче вступить в контакт друг с другом, с педагогом. В пространстве «Дома Совы» мы учим их устанавливать коммуникацию в движении: дети учатся, сначала, тактильному общение, взаимодействие в динамике, т.е. движения в такт, сопряженные движения и т.п., пробуждая в них уверенность в себе, своем напарнике и потребность в дальнейшем взаимодействии. Здесь мы проводим сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры и театрализацию.
|
* Фото детей в игре: театрализация, подвижные игры |
СЛАЙД 4: Одной из форм работы с данным оборудованием мы выбрали социально-коммуникативное развитие детей через детско-родительские отношения. Это развитие общения, эмоциональной отзывчивости, сопереживания и взаимодействия ребенка не только со сверстниками, педагогами, но и с родителями. Потому что, не редко родители недооценивают собственную роль в инклюзивном образовательном пространстве, демонстрируют не достаточное знание особенностей развития своего ребенка, не владеют игровыми приемами взаимодействия с ребенком, что вполне обоснованно учитывая множественный характер нарушений наших воспитанников.
|
* Фото детей в игре: сюжетно-ролевые, дидактические |
СЛАЙД 5: Это выявило проблему и обусловило необходимость включения родителей в воспитательно-образовательный процесс нашей группы. Данную задачу мы решили реализовать посредством разработки детско-родительского проекта «Сказочный лес». Участники проекта – педагоги, дети и родители группы компенсирующей направленности Цель проекта: приобщение родителей к совместной игровой деятельности с детьми в условиях сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы». Задачи проекта: Ø Установить доверительные отношения между родителем и ребенком; Ø Раскрыть родителям возможности всестороннего развития ребенка в пространстве «Дом Совы». Изначально планировалось, что проект будет краткосрочный и реализован в течение месяца. Но результаты были на столько положительно оценены всеми участниками проекта, что мы решили продолжить его реализовывать в течение года. |
* Изображение детей, раскачивающихся верхом на «бревне»
|
СЛАЙД 6: Проект реализовывался в 3 этапа: Организационный, Основной, Заключительный. I. На первом организационном этапе мы информировали родителей об индивидуальных особенностях каждого ребенка и о необходимости создания для них специальных условий развития; познакомили с пространством сенсорно-динамического комплекса «Дом совы» и обучили игровым приемам с детьми на данном оборудовании. Показали как можно играть с детьми в этом пространстве и во что мы играем с детьми в этом комплексе. Это могут быть и театральные игры, и подвижные игры. Также мы играем в сюжетно-ролевые игры и даже дидактические.
|
|
СЛАЙД 7: II. На втором основном этапе родители стали сами включаться в работу в сенсорно-динамическом пространстве, используя освоенные приемы на практике, в процессе взаимодействия с детьми родители использовали не только предложенные нами игры, но и стали придумывать свои игры. Родителям было предложено поучавствовать в создании сказки для своих детей. Каждый из родителей сочинял часть своей истории, придумывал игры к ней, подбирал атрибуты, костюмы и проигрывали свой сюжет, используя оборудование «Дома совы».
|
|
СЛАЙД 8: III. На третьем, заключительном этапе в качестве продукта деятельности по проекту мы сделали небольшой видеоролик: соединили сюжеты каждой семьи в одну большую историю о жизни животных в сказочном лесу. И у нас получилась настоящая сказка, которую демонстрируем как родителям, так и детям. Сейчас мы просмотрим отрывок этой сказки. (показ отрывка сказки на мультимедийном оборудовании)
|
|
СЛАЙД 9: Данный проект стал достаточно успешным, имеет большое количество положительных отзывов от родителей, эмоциональный отклик от детей. В данный момент мы также продумываем и разрабатываем новую сказку с новыми родителями, т.к. группа наша разновозрастная, каждый год дети с родителями выпускаются, приходят новые и опять дают нам новые идеи для нашего проекта и новые эмоции. Этот проект очень актуален для нас. А результаты проекта мы видим такие: u Гармонизация детско-родительских отношений; u Повышение психолого-педагогической грамотности родителей u Создание ситуации успеха и значимости для детей; u Создание ситуации комфорта и принятия семьи особого ребенка в условиях ДОУ.
|
|
Практическая часть. Здесь я подготовила для вас некоторое оборудование и игры, которые в основном сделали мы сами или по нашим разработкам. Мне нужен помощник. Показ игр. 1.Игра «Покорми медведя» - Мы будем кормить медведя. Складывать его еду в корзинку. Всегда начинаем с правой руки. Травка, шишки - положили в корзинку. Малина, гриб – положили в корзинку. А теперь я не буду показывать, только говорить: малина, шишка – положили в корзину; шишка, гриб – положили в корзинку. Молодец! 2. «Яйцо Совы и кубики». - Мы не зря положили сюда яйцо, оно служит нам «волшебным мешочком». У меня есть кубики, они разные по весу и на ощупь. Найди такой же мягкий кубик, найди такой же тяжелый кубик, а теперь найди кубик, который не похож на остальные, ощупай, сжимай. Молодец. Также мы используем яйцо по разному: ребенок может залезть внутрь и искать там различные предметы, можно также покатать ребенка внутри яйца, перенести за ручки или покачать. 3. Игра «Колпачок». - Мы также прячем различные предметы, игрушки, развиваем внимание и память. А еще у нас есть любимая игра «Кто спрятался?». Закройте, пожалуйста глаза (ведущий накрывает колпачком одного из участников). Кто спрятался? Во что он одет? Какого цвета у него глаза, волосы? А также колпачок можно развязать и получится тоннель. Спасибо за участие, присаживайтесь. И в заключение, хотела бы сказать, что главная цель работы в сенсорно-динамическом комплексе: создание условий для позитивной социализации и всестороннего развития ребенка с нарушениями развития посредством использования специального оборудования. Спасибо за внимание! |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.