Цель семинара: приобретение педагогами знаний в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования.
Задачи:
Раскрыть необходимость создания практического средства реализации требований ФГОС в образовательном процессе.
Представить методологические подходы к конструированию технологической карты урока.
Обучить педагогов проектированию урока на примере отдельного предмета
Повысить педагогическую компетентность и мотивацию к профессиональному развитию учителей.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые:
формируют умения самостоятельно добывать знания;
собирать необходимую информацию;
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т. е. умение учиться.
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий - требование ФГОС!
:
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с обучающимися для достижения современных целей образования.
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у обучающихся на уроках, как научиться их учиться.
В основе ФГОС лежит
системно – деятельностный подход
Системно-деятельностный подход – это
такой метод, при котором ученик является активным
субъектом педагогического процесса.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться.
Основная цель ФГОС – всестороннее развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.
В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия квалификация работника и т.д.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.
Многие учителя задаются вопросом:
«Зачем составлять и рабочую программу, и технологическую карту?
Не является ли это дублированием?»
На этот вопрос мы сейчас постараемся и ответить. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока —
это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное проведение уроков в школе и достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Последовательность действий учителя
Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее:
уточнение концепции или технологической идеи обучения;
соотнесение цели урока с целями учебной темы,
определение типа и вида урока
Учитывая требования к уроку по ФГОС
тип урока
изучения и первичного закрепления новых знаний;
закрепления новых знаний ;
комплексного применения ЗУН;
обобщения и систематизации знаний;
проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся)
Вид урока
- отражает ведущий метод обучения.
Последовательность действий учителя
Проектирование – разработка основных
компонентов педагогического процесса:
задач,
содержания,
методов,
средств,
форм учебной деятельности.
Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и обучюащихся.
На этапе конструирования учитель создает
документы – конспект урока и (или)
технологическую карту, по которому
будет работать, решая поставленные задачи
и добиваясь получения основного результата
образования
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Тема урока
Цель урока (целеполагание, проблема-
выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. )
3. Планируемый результат
4.Личностно-формирующая направленность урока
Задачи урока
Тип урока
Учебно-методический комплекс:
источники информации
оборудование
дидактическое сопровождение
материалы для познавательной деятельности обучающегося
Инструментальный блок
Структура технологической карты включает:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность обучающихся.
6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)
7) Результат (формируемые УУД, продукт).
Этапы урока |
1. Организационный момент. |
2. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) |
3.. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Подготовка к активной познавательной деятельности |
Разработка учебного занятия при реализации ФГОС
4. Построение проекта выхода из затруднения |
5. Реализация построенного проекта |
6. Первичное закрепление знаний и умений обучающихся с проговариванием во внешней речи |
7.Закрепление полученных знаний и умений |
8. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся. Самостоятельная работа с критериями оценивания. |
9. Подведение итогов. Включение в систему знаний и повторение |
Характеристика технологической карты
Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и обучающихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
В технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования:
личностных,
метапредметных (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
предметных
Отличия плана-конспекта урока от технологической карты
Конспект урока | Технологическая карта | |
Средства представления | Текстовое | Графическое, символическое |
Что определяет содержание | Требования программ, содержание учебников | Требования стандарта |
Приемы деятельности | Осознанно | Фиксированно, осознанно |
Дифференциация | Групповая | Индивидуальная |
Форма получения знаний | Индивидуальная | Учебное сотрудничество |
Направленность обучения | Передача теоретических знаний | Личностная направленность |
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.
гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке
согласовать действия учителя и обучающихся
организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности
проектировать свою деятельность
увидеть учебный материал целостно и системно
выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Тема урока | 8 класс Урок № 46 Тема: Квадратные уравнения |
Цели: | 1. Изучить новый приём решения квадратных уравнений по формуле, систематизировать, расширить, углубить знания и умения обучающихся, связанные с применением формул корней квадратного уравнения |
Основные понятия учебного занятия | Квадратное уравнение, коэффициенты квадратного уравнения, дискриминант, формулы корней квадратного уравнения |
Планируемый результат | Знать, что такое дискриминант, формулы корней квадратного уравнения, алгоритм решения квадратного уравнения |
Предметные умения, УУД | Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная |
Ресурсное обеспечение | Учебник «Алгебра 8 класс », Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. Просвещение, 2014, |
Технологии, используемые на учебном занятии | технология сотрудничества, технология индивидуального подхода, проблемного обучения, дифференцированного обучения, подводящего диалога, икт – технологии |
1.Самоопределение в деятельности | 1.Орг. момент | Настраиваются на урок |
«Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это развращает, морально калечит человека,
и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»
В.А.Сухомлинский
Помните об этом всегда, когда готовитесь к урокам. Желаю вам успехов в вашей дальнейшей педагогической деятельности.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.