СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СБЕРЕГИ СЕБЯ»
Оценка 5

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СБЕРЕГИ СЕБЯ»

Оценка 5
docx
12.12.2021
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СБЕРЕГИ СЕБЯ»
Семинар.docx

                               СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СБЕРЕГИ СЕБЯ»

 

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

1.     Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки.

2.     Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров.

3.     Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления.

4.     Формирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчѐркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала.

5.     Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

6.     Улучшение эмоционального состояние педагогов.

 

Для решения поставленных задач в ходе семинара-тренинга  используются  следующие  методы психолого- педагогического воздействия и техники:

·  применение активных методов групповой работы;

·  рефлексия;

·  мозговой штурм;

·  игровые методы (деловые и развивающие игры);

·  арт-терапия (музыка, цвет, фито-терапия);

·  психимышечная релаксация;

·  визуализация;

·  ассоциативные методики.

Практическая значимость

·  Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья.

·  Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

·  Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

·  Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

·  Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Тренинг приносит ощутимые результаты, так как:

-  применяется индивидуальный подход, проводится анализ случаев из практики самих участников;

-    есть возможность отрабатывать и усваивать совершенно иные, ранее несвойственные варианты здоровье сбережения, ощущая при этом атмосферу доверия и доброжелательности.

Творческая находка данного семинара состоит в разработанной памятке (раздается в виде флайера) для педагогов, в которой отражена самая интересная информация тренинга, по мнению автора, а также использование авторской игры «Орех», видеофильма по цвето-терапии.

Необходимые материалы: экран, компьютер, колонки, раздаточный материал, грецкие орехи, презентации с цвето-терапией, данными исследований педагогов на стресс, музыка для релаксации, кружки для фито-чая, чай с мелиссой.

Длительность: 2ч.

ПРАВИЛА:

Наш семинар-тренинг предполагает передачу психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления.

-   «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.

-    Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».

-  Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».

-  Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.

-  Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста, рассказывайте.

1.  Упражнение " Орех"

Цель: Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.

Для проведения этого упражнения ведущий высыпает из мешочка в центре круга грецкие орехи и просит каждого взять себе один. Участникам предлагается покатать орех в ладонях, нагреть его теплом рук, внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника - найти свой орех.

А теперь подумайте, если бы это были не орехи, а люди? По какому качеству вы бы выделили нужного вам человека?

Рефлексия упражнения:

Рефлексия: после каждого упражнения, игры необходимо проводить анализ чувств участников. Обычно это самые простые вопросы типа «В чем были трудности? Что помогало выполнять задание?» и.т.п..

2.  Общие результаты исследования педагогов на стресс.

Психолог представляет общие результаты исследования уровня стресса у педагогов (Приложение А) (Презентация)

Психолог подводит итог, что полученные результаты говорят о том, что педагоги мало внимания уделяют себе и своему психологическому здоровью. А самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить. Улучшить свое эмоциональное состояние мы постараемся на этом тренинге.

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты…!»

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

-  Ирина, ты такой добрый человек!

-  Да, это так! А еще, я отзывчивая!

у тебя Лена, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Рефлексия упражнения:

1.  С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2.  Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 4. "Встаньте..."

Все педагоги садятся по кругу.

Инструкция: Я буду называть числа. Какое число названо - именно столько человек должны встать (не больше и не меньше). Например, если я говорю "четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу "спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику действий следует вырабатывать в процессе выполнения, ориентируясь на действия друг друга.

Рефлексия упражнения:

1. Что помогало или что мешало выполнять это упражнение?

Упражнение 5. «Объявление»

Педагоги делятся на подгруппы по 3-4 чел.

Инструкция:В течение 5 минут каждая подгруппа должна составить объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.

Рефлексия упражнения:

1.В чем были трудности? 2.Как вы их разрешили?

Упражнение 6. "Помоги себе сам"

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения) (Приложение Б). Все вместе анализируют информацию из таблицы, проговаривая


аффирмации.

Рефлексия упражнения:

1. Замечали ли вы подобное у себя?

2. На какие мысли натолкнула вас представленная информация?

Упражнение 8. «Стратегии взаимопомощи»

“Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись - у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой.

Рефлексия упражнения:

1.  Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

2.  Что, по вашему мнению, не удалось?

3.  Как это можно исправить, что необходимо сделать?

Упражнение 8. «Это классно!»

Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня...», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

Рефлексия упражнения:

1.  С какими трудностями вы столкнулись?

2.  Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

Упражнение 9. «Расслабление»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Релаксация (сеанс релаксации) - погружение в состояние полного телесного покоя. (Можно заменить сеанс погружения в состояние полного телесного покоя системой упражнений, нацеленных на овладение различными приемами релаксации или уже готовой записанной на диск релаксацией.)

Сеансу предшествует краткое сообщение ведущего о сущности релаксации, и ее назначении в процессе внутреннего самопознания.

Текст сеанса прилагается (Приложение В).

Рефлексия состояний, ощущений в процессе сеанса и после. 1.Удалось ли вам полностью расслабиться? Если нет то, что мешало? 2.Что вы ощущали?

3.Какие чувства, образные представления возникали в процессе? 4.Что испытываете сейчас?

5.Каково ваше настроение до и после сеанса?

Упражнение 10. «Цвето-терапия, фито-терапия, музыка-терапия»

Педагогам предлагается посмотреть презентацию, в которой рассказывается о влиянии цветов на психологическое здоровье человека. (Приложение Г)

После рассказа о влиянии цветов предлагается сеанс фото-терапии и фито-терапии (это разнообразные картинки природы в цвете, собранные в фильм с красивой музыкой и чай с мелиссой, который прекрасно снимает нервное напряжение).

Перед просмотром можно сказать немного информации о предлагаемых методах.

О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Отечественный физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление. Отмечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку. Найдите время, чтобы послушать музыку, которая вам нравится. («Лунная соната» Людвига Бетховена, фортепьянные пьесы Фредерика Шопена, «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта, например, помогают от головной боли.)

Очень эффективно пение спокойных, длительных по звучанию песен. Утром, чтобы встать бодрым, в хорошем настроении, полезны песни ритмичные, с оптимистическим содержанием. Во время пения можно выполнять несложные движения руками, головой, туловищем.

На заре человечества жизнью управляли два фактора - день/ночь и темнота/свет. С этими двумя состояниями ассоциируются два цвета: ярко-желтый (дневной свет) и темно-синий (ночное небо). Поэтому темные цвета относятся к покою и пассивности, а светлые - к активности и надежде. Человек часто отдает предпочтение какому-либо цвету, хотя предпочтения могут меняться в зависимости от возраста и обстоятельств.

В зарубежных фильмах на рабочем столе героя можно увидеть фотографии близких людей. Этот обычай появился и в нашей жизни: в минуты грусти, тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает невидимую поддержку с их стороны, приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Еще больший эффект приносит рассматривание альбомов с фотографиями родных, друзей, коллег и других значимых людей. Многие в интерьере жилых комнат отводят большое пространство для фотографий. Как правило, на фото запечатлеваются самые радостные, значимые события, и, просматривая их, человек мысленно возвращается в то состояние, когда ему было хорошо и радостно. Не отказывайте себе в этом удовольствии: это хороший способ нормализовать свое состояние. Главное в это время - позитивно мыслить, желая благополучия себе и своим близким, верить в счастливое будущее.

Рефлексия упражнения:

1.Какие вы испытываете ощущения на данный момент? 2.Что вы отметили для себя?

Упражнение 11. «Завершение»

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?

Анкетирование «Обратная связь»

Завершением нашего занятия является заполнение анкеты «Обратная связь». Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на раздаточных листах.

Всем раздаются бланки анкет (Приложение Д). Вручается памятка (Приложение Е).

Всем спасибо за активное участие! Заключение

Психолого-педагогический тренинг самый интенсивный способ самосовершенствования. Он позволяет педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями, задуматься о своем здоровье.

Сделав анализ анкетирования после проведения тренинга можно отметить следующее:

-  участники испытывают неуверенность, неловкость и не знают, чего ожидать в начале тренинга, однако после занятия желают проводить такую форму работы каждую неделю;

-  преобладание положительного настроя, доброжелательности после тренинга;

-  каждый получил от тренинга, что-то своѐ: методы снятия стресса, общение с коллегами, позитивный настрой, сброс отрицательной энергии, расслабление;

-  100% участников тренинг понравился.


 

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СБЕРЕГИ

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СБЕРЕГИ

Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь»

Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента

Рефлексия упражнения: 1.

Рефлексия упражнения: 1.

Перед просмотром можно сказать немного информации о предлагаемых методах

Перед просмотром можно сказать немного информации о предлагаемых методах

Заключение Психолого-педагогический тренинг – самый интенсивный способ самосовершенствования

Заключение Психолого-педагогический тренинг – самый интенсивный способ самосовершенствования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021