Подробное описание хода семинара - практикума для педагогов- дошкольников по теме " Мнемотехника, как метод развития связной речи дошкольников". Педагоги делятся своим опытом работы по теме, выполняют задания по созданию схем для запоминания стихотворений для детей 5-6 лет, схем для составления описательных рассказов.
Семинар – практикум для педагогов
По теме: «Моделирование как метод развития
связной речи дошкольников»
Цель: совершенствование образовательного процесса
в речевом развитии детей.
Ход семинара – практикума.
1. Теоретическая часть.
Вопросы педагогам:
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
-Что такое диалог?
-Что такое монолог?
-С какой возрастной группы начинается работа по обучению
детей монологической речи? (средняя группа)
- Ведущий прием для активизации речи и мышления
(вопросы педагога)
-Какие умения развиваются в диалоге?(умение выслушать
собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от
контекста)
-Рассказ, сюжет которого развертывается во времени.
(повествование)
-Как называется текст, в котором перечисляются признаки,
свойства, качества, действия предметов? (рассказ –описание)
-Какие формы работы используют при обучении детей
связной речи? (пересказ, описание предметов, рассказ по
сюжетной картине и серии картин, рассказывание из опыта,
творческое рассказывание).
Известно, что большое значение для развития связной речи
у детей имеет мотивация, т. е. желание высказаться,
поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание
может состояться при условии наличия у ребенкадостаточного словарного запаса, внутреннего плана
высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны
выступать в единстве, и задача педагога - чувствовать
речевую готовность к устному высказыванию у каждого
ребенка. Если у дошкольника достаточно богатый словарный
запас, но нет образа высказывания в голове, мыслей о чем и
как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать,
стимулировать его вопросами. Если у ребенка есть желание
высказаться, но нет словарного запаса и ясного плана
высказывания, то он будет тянуть руку, вскакивать, но уже
после нескольких слов начнет молчаливо ждать помощи от
взрослого.
Одно из успешных и эффективных средств развития связной
речи –моделирование. По своей сути оно представляет
применение знаковой символики, использование схем для
составления рассказов – описаний, при заучивании
стихотворений, пересказе текстов.
Знакомство детей со знаковой символикой, использование в
учебном процессе символической аналогии позволяет
преобразовать освоение учебного материала в игру, легче
запомнить необходимую информацию.
Применение графической аналогии учит детей видеть самое
главное, выделять опорные слова из полученной
информации, а также учит умению «свертывать»
информацию, обобщать понятия.
Моделирование развивает нестандартное мышление, память,
фантазию ребенка, делает обучение привлекательным,
интересным, творческим.
Формирование связной речи с применением метода
моделирования объединяет все три фактора: ребенок видит
перед собой зрительные образы, помогающие
воспроизведению словаря, видит план высказывания,
отраженный в последовательности изображения
графических символов, у него возникает желание рассказать
о том, что наглядно и понятно.2. Практическая часть.
Презентация «Моделирование как средство развития
связной речи дошкольников»
-Педагогам предлагаются примеры схем для заучивания
стихотворений.
(Презентация: слайды 1,2, 3, 4,5) и тексты стихотворений на
выбор для самостоятельного составления графического
плана – схемы.
Солнышко
Чтоб скорей раскрылись почки
У берез и тополей,
Чтобы клейкие листочки
Появились поскорей,
Чтоб сочней была трава,
Ярче неба синева,
Светит солнышко вокруг –
Наш горячий добрый друг.
Разные словаЕсть слово холодное – снег,
Есть слово веселое – смех,
Есть быстрое слово – вагон,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово колючее – ежик,
Есть милое слово – добро,
Есть некрасивое – зло
И надо не просто их знать,
Слова мы должны понимать.
Травка зеленеет
Солнышко блестит
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собойПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.Педагоги выбирали главные смысловые слова каждой
стихотворной строки и схематично его изображали. В
сравнении с образцами схемы получились подробнее и
красочнее.
- Педагогам были предложены схемы для воспроизведения
повествовательных рассказов цепной организации разных
видов
(Презентация: слайды 6, 7, 8,9), а также тексты и рисунки
для пересказа.
Необходимо было самостоятельно придумать рассказ цепной
структуры из 4 -5 предложений. С заданием педагоги также
справились.
- Далее вниманию присутствующих были предложены схемы
для составления рассказов – описаний предметов.
(Презентация: схемы 10, 11, 12, 13,14,15)Педагоги выполняли задание зарисовать план – схему
для составления описательного рассказа игрушки,
животного, предмета посуды, одежды на выбор.
Сложнее всего оказалось выполнить схему описания
времени года в соответствии с возможностями речевого
высказывания дошкольников.- Рассмотрев примеры графических схем для пересказа
сказок(Презентация: схемы 16,17,18,19,), педагоги совместными усилиями
зарисовали героев русских народных сказок «Теремок», «Курочка Ряба»,
«Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», « Лисичка со скалочкой».