Семинар- практикум для педагогов " Мнемотехника,как метод развития связной речи дошкольников"

  • Семинары
  • docx
  • 08.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подробное описание хода семинара - практикума для педагогов- дошкольников по теме " Мнемотехника, как метод развития связной речи дошкольников". Педагоги делятся своим опытом работы по теме, выполняют задания по созданию схем для запоминания стихотворений для детей 5-6 лет, схем для составления описательных рассказов.
Иконка файла материала мнемотехника как метод развития связной речи дошкольников семинар- практикум для педагогов.docx
Семинар – практикум для педагогов По теме: «Моделирование как метод развития связной речи дошкольников» Цель: совершенствование образовательного процесса в речевом развитии детей. Ход семинара – практикума. 1. Теоретическая часть. Вопросы педагогам: - Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая) -Что такое диалог? -Что такое монолог? -С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа) - Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога) -Какие умения развиваются в диалоге?(умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста) -Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (повествование) -Как называется текст, в котором перечисляются признаки, свойства, качества, действия предметов? (рассказ –описание) -Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание предметов, рассказ по сюжетной картине и серии картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание). Известно, что большое значение для развития связной речи у детей имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенкадостаточного словарного запаса, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педагога - чувствовать речевую готовность к устному высказыванию у каждого ребенка. Если у дошкольника достаточно богатый словарный запас, но нет образа высказывания в голове, мыслей о чем и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его вопросами. Если у ребенка есть желание высказаться, но нет словарного запаса и ясного плана высказывания, то он будет тянуть руку, вскакивать, но уже после нескольких слов начнет молчаливо ждать помощи от взрослого. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи –моделирование. По своей сути оно представляет применение знаковой символики, использование схем для составления рассказов – описаний, при заучивании стихотворений, пересказе текстов. Знакомство детей со знаковой символикой, использование в учебном процессе символической аналогии позволяет преобразовать освоение учебного материала в игру, легче запомнить необходимую информацию. Применение графической аналогии учит детей видеть самое главное, выделять опорные слова из полученной информации, а также учит умению «свертывать» информацию, обобщать понятия. Моделирование развивает нестандартное мышление, память, фантазию ребенка, делает обучение привлекательным, интересным, творческим. Формирование связной речи с применением метода моделирования объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, видит план высказывания, отраженный в последовательности изображения графических символов, у него возникает желание рассказать о том, что наглядно и понятно.2. Практическая часть. Презентация «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников» -Педагогам предлагаются примеры схем для заучивания стихотворений. (Презентация: слайды 1,2, 3, 4,5) и тексты стихотворений на выбор для самостоятельного составления графического плана – схемы. Солнышко Чтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей, Чтобы клейкие листочки Появились поскорей, Чтоб сочней была трава, Ярче неба синева, Светит солнышко вокруг – Наш горячий добрый друг. Разные словаЕсть слово холодное – снег, Есть слово веселое – смех, Есть быстрое слово – вагон, Есть кислое слово – лимон, Есть слово промокшее – дождик, Есть слово колючее – ежик, Есть милое слово – добро, Есть некрасивое – зло И надо не просто их знать, Слова мы должны понимать. Травка зеленеет Солнышко блестит Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей. Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собойПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.Педагоги выбирали главные смысловые слова каждой стихотворной строки и схематично его изображали. В сравнении с образцами схемы получились подробнее и красочнее. - Педагогам были предложены схемы для воспроизведения повествовательных рассказов цепной организации разных видов (Презентация: слайды 6, 7, 8,9), а также тексты и рисунки для пересказа. Необходимо было самостоятельно придумать рассказ цепной структуры из 4 -5 предложений. С заданием педагоги также справились. - Далее вниманию присутствующих были предложены схемы для составления рассказов – описаний предметов. (Презентация: схемы 10, 11, 12, 13,14,15)Педагоги выполняли задание зарисовать план – схему для составления описательного рассказа игрушки, животного, предмета посуды, одежды на выбор. Сложнее всего оказалось выполнить схему описания времени года в соответствии с возможностями речевого высказывания дошкольников.- Рассмотрев примеры графических схем для пересказа сказок(Презентация:   схемы   16,17,18,19,),   педагоги   совместными   усилиями зарисовали   героев русских народных сказок «Теремок»,   «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина  избушка», « Лисичка со скалочкой».

Посмотрите также