Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
29.09.2017
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
2. Итоги анкетирования педагогов и родителей.
3. Выполнение заданий педагогами.
4. Домашнее задание педагогам.
5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
2. Итоги анкетирования педагогов и родителей.
3. Выполнение заданий педагогами.
4. Домашнее задание педагогам.
5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.
Семинар.docx
Семинар-
практикум для
педагогов
«Общение
воспитателя с
родителями
воспитанников»
Семинарпрактикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями
воспитанников»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах
взаимодействия с семьями воспитанников.
План:
1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
родителей.
2.
3.
педагогами.
4.
педагогам.
5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.
Выполнение
Домашнее
педагогов
заданий
задание
Итоги
анкетирования
и
«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,
активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически
развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того,
чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги
сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять
новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача
которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность
родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет
родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими
проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности
разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями
важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства
требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми
родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы
личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и
пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать
партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с
педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному»
общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы
выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в
проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог
должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в
успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров,
единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и
каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и
содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Ктото
считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые
не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не
всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно
другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в
себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении
с родителями нужно постоянно работать.
Сегодняшний семинарпрактикум как раз мы и посвятим этому вопросу: Общение
воспитателя с родителями воспитанников».
По итогам анкетирования все педагоги детского сада считают, что тесное сотрудничество с
родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Некоторые педагоги
испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание
родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и
обучения детей, проблемы родителей личного характера, семьи, которые не считают
нужным общаться с воспитателями.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с
семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных
задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель –
взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и
индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в
вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенкадошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в
воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах
ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь,
поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует
свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в
общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет
планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с
родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения
со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин,
заболеваний),
недостаточность
информированности)
недостаточная мотивация для деятельности,
7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег,
наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов,
обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в
проблемных семинарах)
8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж,
наблюдение за игровой деятельностью малыша,
«Родительское сочинение»,
диагностические рисуночные методы, и т.д.)
9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные
и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление
стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).
Следующее задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с
написанными заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить.
Стыд, обида, грусть, огорчение, радость, удивление, любопытство, злость, гордость,
высокомерие, страх, усмешка, недовольство, интерес, самодовольство.
Решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы
должны найти из неё выход. — мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;
— родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки
и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо
вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
— мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
— мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как
помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
Следующее задание: упражнение на развитие коммуникативности педагога. Ктото из
вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо изобразить
этот образ, а остальным угадать.
Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему
короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или
нет и почему.
Тезисы:
Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания,
стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного
мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не
может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой
стороны.
Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником
конфликтов между воспитателем и родителями.
Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников,
непременно страдает само общение.
Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
«Банк идей». Предлагаю всем участникам пополнить банк идей: как сделать общение с
родителями наиболее продуктивным и приятным?
Подведение итогов «Деловой игры».
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям,
особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви.
Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет
средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между
родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен
чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников
могут стать источником их психического нездоровья. Самым лучшим профилактическим
средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями
внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на
место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и
«приложишь» к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации. В качестве домашнего задания я предлагаю вам предложить некоторые рекомендации по воспитанию
детей родителям. В какой форме вы это сделаете – это ваш выбор. Самое главное, чтобы
выбранная вами форма оказалась наиболее эффективной. И на следующем семинаре мы
обсудим, почему вы выбрали именно те или иные формы, насколько эффективными они
оказались.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы
выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в
проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог
должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в
успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров,
единомышленников. И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации
педагогам в общении с родителями воспитанников:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям чтонибудь положительное
о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример
воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего
достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший
выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».
Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.