В семинаре-практикуме для родителей детей, которые не посещают детский сад, говорится о том, чтобы познакомить родителей и воспитателей друг с другом. Начать формировать положи¬тельное взаимодействие взрослых. Расширить теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста, создание благополучной адаптации для детей раннего возраста.В семинаре-практикуме для родителей детей, которые не посещают детский сад, говорится о том, чтобы познакомить родителей и воспитателей друг с другом. Начать формировать положи¬тельное взаимодействие взрослых. Расширить теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста, создание благополучной адаптации для детей раннего возраста.
Семинарпрактикум для родителей детей, которые не посещают детский сад
Цель: создание благополучной адаптации для детей раннего возраста.
Задачи: 1. Познакомить родителей и воспитателей друг с другом.
Начать формировать положительное взаимодействие
2.
взрослых.
3.
вопросах воспитания детей раннего возраста.
Расширить теоретические и практические знания родителей в
Воспитатель. Уважаемые родители! Добро пожаловать на нашу встречу в клубе «Счастли
вая мама счастливый малыш». Сегодня здесь собрались родители, у которых есть дети до 3 лет,
не посещающие детский сад.
Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекции, а в форме разго
вора друг с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю принять несколько
правил, которым мы все будем следовать в ходе разговора:
обращаться друг к другу по имени;
говорить только то, что чувствуем, если не можете говорить правду — молчать;
отказаться от безличных речевых форм, заменять такие высказывания, как «большинство
моих друзей считают, что», «некоторые думают» на следующие суждения: «Я считаю...», «Я
думаю...».
Согласны?
Поскольку мы с вами собрались впервые, давайте познакомимся и расскажем немного о себе.
Упражнение «Знакомство» (10 15 мин)
Родители и воспитатели стоят или сидят на стульях по кругу. Воспитатель, держа мяч в
руках, представляется. После чего передает мяч следующему сидящему (справа или слева), и так
до тех пор, пока мяч не вернется в руки воспитателя.
Воспитатель. Появление ребенка в семье серьезное испытание для родителей. Роди
тельство уникальный труд, который требует самоотдачи и самовоспитания. Каждый родитель
хочет своему ребенку добра, но как это добро «вырастить», каждый понимает поразному. Мы
порой не задумываемся, как наши методы воспитания влияют на то, каким будет наш малыш:
вырастит ли он уверенным в себе, успешным человеком или будет замкнутым, агрессивным.
Я попрошу Вас сейчас ответить на вопросы теста о стилях воспитания в вашей семье. Из
трех ответов на каждый вопрос Вы должны выбрать один, наиболее подходящий.
Тест для родителей А.И. Баркон «Стиль воспитания ребенка в семье» (3
мин)
1. Ребенок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти изза стола;
в) не выпустите изза стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою
старую игрушку плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор искать игрушку;
б) погрустите вместе с ребенком, так как вам тоже жаль потерянного мишку он был
любимым другом (когда чтото теряется, всегда грустно);
в) успокаиваете ребенка, приговаривая, чтобы не ревел изза пустяков.
3. Ваш ребенок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы ложиться спать. Вы:
а)без слов выключите телевизор;
б) спросите, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказать
ся, что просто сесть рядом с ним);
в) начнете стыдить ребенка за непослушание.
14. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а)часть игрушек уберете в не доступное для ребенка место: «пусть поскучает без них»;
б)предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребенка поддерживающей фразой,
типа: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;
в)накажете ребенка.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и вы успеете зай
ти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время».
Вы:
а)отчитаете ребенка, показывая свое недовольство им;
б)говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы
в) пытаетесь сами его побыстрее одеть.
чтобы (сообщаете ребенку, чего вы хотите сейчас от него);
Ключ. Если в Ваших ответах преобладает ответ «б» значит, вы с уважением
относитесь к своему ребенку, признаете его право на личный опыт и ошибки, учите брать
ответственность за себя и за свои поступки. Такие дети уверены в себе, способны к самоконтролю,
легко чувствуют себя в окружающем мире.
Если больше ответов «а» и «в», то Вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания,
когда родители ждут от своего ребенка неукоснительного выполнения своих требований. Такие
дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.
В о с п и т а т е л ь . Этот тест можно взять с собой, как руководство к отношениям между
родителями и детьми.
А легко ли вообще жить детям под постоянными запретами, когда все решения за них
принимают другие?
Далее следуют небольшие рассуждения. Родители вспоминают случаи, когда они были
маленькими, и что они чувствовали в подобных ситуациях (5 7 мин). Затем воспитатель пред
лагает родителям ролевую игру.
Упражнение с шарфами
Воспитатель выбирает одного из родителей и предлагает ему немного побыть ребенком.
Далее предлагает малышу прогуляться.
Пойдем, малыш, в магазин. Чтото ручки твои шалят (завязывает малышу руки
шарфом). Идут дальше.
Да, что ты все скачешь и скачешь! (Завязывает шарфом ноги.)
У меня голова болит от твоей болтовни!(Завязывает лентой рот.)
Не верти головой и не смотри на меня так! (Завязывает глаза.)
Остановившись, воспитатель предлагает родителю снова превратиться из малыша во
взрослого ему хотелось развязать в первую человека и спрашивает, что очередь (развязывает), во
вторую и т.д.
Игру можно повторить с другими родителями, в конце, обсудив ситуации со всеми
родителями.
Воспитатель. Чтобы наши дети не чувствовали тех неудобств, которые мы с вами
сейчас испытали, нам всем необходимо учиться формировать у них положительные
самоощущения. Они появляются в результате эмоционально наполненных контактов
ребенка с близкими людьми. Ответьте, пожалуйста, могут ли взрослые научиться вести
себя так, чтобы ребенокпостоянно чувствовал: его любят, о нем заботятся? (Могут.)
А что для этого необходимо?(Почаще ласково и нежно разговаривать с малышом, не
скупиться на тактильный контакт: гладить по голове, обнимать и т.д.)
Роль положительной эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни очень
важна, особенно в раннем возрасте,
2Раннее детство «золотое время» для эмоциональной жизни человека. Физическое и
интеллектуальное развитие идет на фоне эмоционального благополучия, которое зависит от
нас и наших эмоций,
Родителям раздается шкала общения с ребенком.
Задание
отметить те позиции, которые во вчерашнем дне превалировали при
взаимодействии с ребенком:
Положительные эмоции, если его Отрицательные эмоции, если его
одобряли,
ласкали,
поощряли,
обнимали,
унижали,
хвалили,
целовали,
отвергали,
симпатизировали, сопереживали, одергивали, позорили, читали нотации,
лишали чегонибудь необходимого,
улыбались, восхищались, делали
приятные сюрпризы или подарки
шлепали, пороли, ставили в угол
__________________________________________________________________________________
подавляли,
осуждали,
упрекали,
обвиняли,
Показатели эмоций
Градация
1
Весь день наполнен одними отрицательными
2
эмоциями на уровне словесной агрессии, вплоть
Весь день наполнен одними отрицательными
эмоциями на уровне словесной агрессии
В течение дня отрицательных и положительных
эмоций было поровну
В течение дня положительные эмоции
превалировали
Весь день был наполнен одними положительными
Оценка
2
2
1
0
+1
+2
эмоциями
Результат. Если день ребенка был наполнен одними положительными («+») эмоциями, или
положительные эмоции превалировали, можно судить о том, что малыш ощущал себя нужным,
необходимым. Итоговый «+» свидетельствует о нормальных отношениях между Вами и ребенком и
говорит о хорошем климате в семье. В то время как итоговый «—» зовет на помощь. Малыш
чувствует себя отверженным, никому не нужным, это сигнал о том, что Вы должны проанализировать,
за что малыш получил замечания.
Воспитатель. Если мы выражаем недовольство, это должно быть недовольство действиями
ребенка, а не ребенком как таковым и его чувствами. Следовать такому правилу очень не просто кого
из нас порой не раздражают сын или дочь? Чтобы наши замечания не задевали детского самолюбия,
были высказаны не в приказном тоне и оставляли за детьми возможность самим принимать решения,
нужно говорить о своих чувствах, о себе, а не о поведении ребенка. Сейчас мы с вами потренируемся.
Выдает на листочках фразы с отрицательными эмоциями, например:
почему ты меня не слушаешь никогда? (я расстроен, когда ты меня не слушаешь...)
ты безобразно себя ведешь! (я вижу, ты шалишь...)
ты всегда будешь грязнулей! (давай представим, что к тебе пришла красивая девочка...).
После чего обсуждает с родителями каждый вариант.
3На этом наша сегодняшняя встреча закончилась. Я прошу Вас сейчас сказать несколько слов о
том, что Вам сегодня понравилось, а что нет.
До свидания! До встречи в следующем месяце.
Журнал Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №4 2008 г.стр.104 – 108
4