Семинар-практикум "Профессиональное выгорание педагогов"

  • Мероприятия
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наверняка вам знакома ситуация, когда все вроде бы отлично. Но вы ощущаете усталость, депрессию, не хочется идти на работу, ничего не хочется. Выходные для вас – пытка, но поход на работу в понедельник – ещё больше пытка. Вы как будто плаваете кругами по совершенно замкнутому пространству… Иногда вы можете испытывать вялость или апатию, вам может вдруг стать все равно, как вы работаете. Все ваши принципы, все ваши идеалы и цели могут вдруг показаться глупыми и незначительными… За годы педагогической работы мы эмоционально, умственно и физически истощаемся, чувствуем опустошенность и усталость...
Иконка файла материала Семинар.docx
Семинар­практикум  «Профилактика професионального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.  Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, схематические изображения лестницы, карточки. I часть. Упражнение «Поза Наполеона»  Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.  Комментарий   ведущего:  это   упражнение   показывает,   насколько   вы   готовы   к   работе.   Если большинство   показали   ладони,   значит,   вы   готовы   к   работе   и   достаточно   открыты.   Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. II часть. Мини­лекция. Уважаемы коллеги!      Представьте себе такую ситуацию – вам нравится работа, коллектив хороший, вами довольно начальство, и денег вроде бы достаточно, а если нет, то, по крайней мере, зарплату мы получаем без задержки. Вроде бы работать и работать…      Однако не все так просто. Наверняка вам знакома ситуация, когда все вроде бы отлично. Но вы ощущаете усталость, депрессию, не хочется идти на работу, ничего не хочется. Выходные для вас – пытка, но поход на работу в понедельник – ещё больше пытка. Вы как будто плаваете кругами по совершенно замкнутому пространству… Иногда вы можете испытывать вялость или апатию, вам может вдруг стать все равно, как вы работаете. Все ваши принципы, все ваши идеалы и цели могут вдруг показаться глупыми и незначительными… За годы педагогической работы  мы эмоционально, умственно и физически истощаемся, чувствуем опустошенность и усталость. Некоторые из нас начинают работать не в полную силу. Другие начинают сомневаться в своей компетентности. Особенно это актуально сегодня. Ведь каждый новый день несет массу новообразований.   Часто  бывает  просто  трудно  понять,  к  чему  мы  идем  и   для  чего  все   это делается.   К   этому   нужно   добавить   интенсивное   общение   с   детьми   и   коллегами,   постоянно возрастающий  объём  выполняемой  работы.  Не  секрет,  что  психические  перегрузки,  которые испытывает   педагог   ежедневно   в   своей   работе,   отражаются   на   его   личностном   развитии, истощают   нервную   систему.   Многие   педагоги   после   нескольких   лет   работы   испытывают состояние, близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу,   общее   ухудшение   здоровья,   выраженное   неврозами,   сердечнососудистыми нарушениями,   ослаблением   иммунитета.   Приходя   на   работу,   переутомленный   педагог утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится раздражительным, переходит к давлению на детей, проявляет нетерпение и гнев. По   причине   хронического   переутомления   педагог   становится   не   готовым   к   позитивному принятию   нововведений   в   образовании,   повышению   собственной   профессиональной компетентности.   Работа   перестает   приносить   удовлетворение,   чаще   раздражает,   вызывает враждебность.   Появляется   ощущение   собственной   некомпетентности,   беспомощности,   и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Наблюдая за своими ощущениями и за поведением своих коллег мне было не понятно, почему с годами работать в образовании труднее и труднее. Почему мы так устаем, часто бываем раздражительными? Ведь каждый из нас любит своих детей, свою профессию, беззаветно ей предан и вряд ли сменит её на какую­то другую. Почему любимая работа не приносит радость и чувство удовлетворения?       Оказывается, на это есть простой ответ.  Налицо типичное  «профессиональное выгорание».      Что же это такое ­ «профессиональное выгорание»? (Ответы участников)Профессиональное выгорание ­ это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий   к   истощению   эмоционально­энергетических   и   личностных   ресурсов   работающего человека.  Вы можете входить в «группу риска» по СПВ изначально. Есть целый ряд профессий, которые чреваты таким синдромом, вот некоторые из них. 1. Врачи 2. Учителя 3. Психологи 4. Кадровые специалисты 5. Секретари всех уровней и рангов 6. Сотрудники правоохранительных органов 7. Менеджеры по продажам 8. И многие, многие другие, принадлежащие к системе «человек­ человек».      Риску выгорания также подвержены:      люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;  стремящиеся к непременному успеху;  не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;  уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать ту или иную работу.   начинается   приглушение   эмоций,   сглаживание   остроты   чувств   и   свежести   переживаний;          Синдром профессионального выгорания   имеет свои стадии, и начинается, как правило, настолько тихо и незаметно, что не каждый профессиональный психолог его выловит. Если вас постиг СПВ, то, прежде всего, вы почувствуете: ПЕРВАЯ СТАДИЯ: ▪ неожиданно можно заметить: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; ▪ членами семьи; ▪   возникает   состояние   тревожности,   неудовлетворенности;   возвращаясь   домой,   всё   чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» Если на этом этапе не начать борьбу, то вас ждет вторая стадия.   исчезают   положительные   эмоции,   появляется   некоторая   отстраненность   в   отношениях   с ВТОРАЯ СТАДИЯ: ▪   вы   ощущаете   чувство   загнанности   в   клетку,   негативные   чувства   к   коллегам   и   детям, неадекватные эмоциональные реакции, интерпретируемые партнерами, как неуважение к ним, упрощение профессиональных обязанностей, хотя интеллект и навыки сохранены, но при пустом взгляде и холодном сердце. Эта стадия не может длиться вечно. Вспомните физиологию – если боль слишком сильна, чтобы защитить вас, мозг рано или поздно отключит болевые ощущения. И тогда вас ждет третья стадия:  третья стадия не случайно именуется «стадией истощения»: ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: ▪ ­   у   вас   больше   нет   эмоций,   сил,   воли.   Один   ум,   но   работа   на   автопилоте,   резкость, озлобленность,   грубость,   осуждение   бывших   профессиональных   ценностей,   отстраненность, уединение вплоть до близких. Первые психосоматические симптомы: головные и спинные боли, бессонница или просоночное состояние, апатия, депрессия, тошнота, а затем и любые другие психосоматические болезни, обжорство или анорексия.      По данным социально­демографических исследований,  наш труд относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров, банкиров и генеральных директоров. Постепенно ресурсы нашего   организма   истощаются.   Учёными   выявлено,   что   за   день   работы   в   образовательномучреждении тратится столько душевных сил и энергии, что к следующему рабочему дню наши психологические   ресурсы   практически   не   восстанавливаются.   Поэтому   нужно   научиться   их беречь, прибегая к тем или иным мерам психологической защиты. Некоторые специалисты через какое­то время меняют профиль работы и даже профессию. Кто­то уходит из педагогики, но более типичный вариант  экономии ресурсов – эмоциональное выгорание.          За 10 лет педагогического стажа педагоги вырабатывают для себя «энергосберегающую стратегию» своей педагогической работы: бывают всплески и времена затишья; часто делают акцент на преподавании предмета и начинают «экономить» на процессе воспитания; начинается  экономия на общении с коллегами; проявление безразличия к своим ученикам и апатия к исполняемым обязанности.              Психологи говорят о том, что выгорание может быть заразительно. Те, кто подверглись выгоранию,   становятся   циниками,   негативистами   и   пессимистами,   общаясь   на   работе   с коллегами, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших». Каждый из педагогов может проанализировать, есть ли у него симптомы эмоционального выгорания.      Интересно ли вам узнать, есть ли у вас такие симптомы? (Ответ участников)      Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующее: Чувства:   усталость   от   всего,   подавленность,   незащищенность,   отсутствие   желаний,   страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; (ощущение, что «что­то не так, как надо») Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе,   недостаточной   оценённости  окружающими   собственных   трудовых   усилий,   общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как не старайся, все равно ничего не получится») Действия:  критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться; постоянно, без необходимости брать работу домой, но дома ее не делать.       Итак, оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.     Давайте сейчас попробуем определить своё эмоциональное состояние с помощью следующего упражнения: Упражнение «Тест геометрических фигур»  Участникам   предлагается   нарисовать   одну   из   пяти   геометрических   фигур:   квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг.  Комментарий ведущего:  ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность,   позитивная   установка   ко   всему   новому,   смелость,   низкая   самооценка, неуверенность   в   себе,   доверчивость.   Нервозность,   быстрые,   резкие   колебания   настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно­транспортным происшествиям.  ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость,   неукротимая   энергия,   склонность   к   риску.   Высокая   работоспособность,   буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.  ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всемуновому,   восторженность,   энтузиазм,   непосредственность.   Непрактичность,   импульсивность, непостоянство   настроения,   поведения.   Стремление   работать   в   одиночку,   отвращение   к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.  КВАДРАТ:   организованность,   пунктуальность,   строгое   соблюдение   инструкций,   правил. Аналитическое   мышление,   внимательность   к   деталям,   ориентация   на   факты.   Пристрастие   к письменной   речи,   аккуратность,   чистоплотность,   рациональность,   осторожность,   сухость, холодность.   Практичность,   экономность,   упорство,   настойчивость,   твердость   в   решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.  КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость,   способность   к   сопереживанию,   хорошая   интуиция.   Спокойствие,   склонность   к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение   окружающих,   нерешительность.   Болтливость,   способность   уговаривать,   убеждать других,   сентиментальность,   тяга   к   прошлому.   Склонность   к   общественной   работе,   гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.      А сейчас я хочу предложить упражнение, которое стабилизирует эмоциональное состояние. Упражнение «Вверх по радуге»  Цель: стабилизация эмоционального состояния. Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они   взбираются   вверх   по   радуге,   а   выдыхая   –   съезжают   с   нее,   как   с   горки.   Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.            Теперь  совет  о способах саморегуляции: 1. Никогда   не   страдайте   в   одиночку   (не   держите   в   себе   свои   тревоги,   проблемы), поговорите с тем, кому доверяете ­ подругой, домашним питомцем (котом, щенком ­ молчаливым и благородным слушателем). 2. Примите теплый душ, расслабьтесь и дайте волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит). 3. Тщательно проанализируйте ситуацию ­ там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию). 4. Используйте все виды терапии:  музыка (тихая, негромкая, любимая);     природотерапия: полистайте альбомы с натюрмортами; погуляйте на свежем воздухе; трудотерапия: вымойте посуду, полы, поработайте в саду; спите, когда хочется и сколько хочется, спите днем (15­40 минут), дневной сон ­ сон красоты; помогает частое мытье рук под струей холодной воды; пройдите курс массажа.   5. Займитесь   спортом,   любым   –   шейпингом,   фитнесом,   степ­аэробикой,   танцем   живота, просто бегайте по утрам. Физическая усталость всегда «вышибает» умственную.  6. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3­5 раз.      Упражнение «Лестница» Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и   профессиональной   деятельности.   Всем   участникам   тренинга   раздаются   листочки   со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:  — Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?  — Что мешает Вам находиться наверху?  — Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх? Упражнение «Удовольствие» Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том,   что   лучшим   способом   отдыха   и   восстановления   являются   наши   увлечения,   любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1­2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако   существует   много   других   возможностей   отдохнуть   и   восстановить   свои   силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени   удовольствия.   Затем   объяснить   педагогам,   что   это   и   есть   ресурс,   который   можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.             М.Е.   Литвак   разработал   практические   навыки   и   специальные   приемы   под   названием “Психологическое айкидо”. Дело в том, что многие наши шаблоны действуют автоматически, без включения   мышления.   На   этом   основана   спонтанная   психологическая   защита.   Техника психологического   приёма   заключается   в   том,   что   когда   мы   делаем   человеку   комплимент, указываем   на   его   достоинства,   одобрительно   киваем   или   соглашаемся   с   его   доводами,   тем самым мы как бы обезоруживаем человека, заранее снимаем с себя негатив и располагаем его к сотрудничеству. Опережающая защита заключается в том, что вы опережаете противника в его высказываниях и таким образом оставляете его в состоянии фрустрации, потому что все, что хотел сказать ваш оппонент, вы уже сказали.      Предлагаю сейчас всем выполнить упражнение «Комплименты». Целью этого упражнения является: позитивная обратная связь. Ведущий   напоминает,   как   приятно   бывает   получать   комплименты,   называет   имя   любого участника, который должен сказать какой­либо комплимент  ведущему.  Далее этот  участник выбирает   другого   участника,   и   тот   также   говорит   комплимент   выбравшему   его   участнику. Желательно, чтобы каждый услышал что­то приятное о себе. Упражнение «Продолжи фразу» Цель: осознание личностного и профессионального ресурса. Каждый из участников продолжает фразы: «Я горжусь своей работой, потому что...» и «Не хочу хвастаться, но в своей работе...». Упражнение «Любящий взгляд» Цель: осознание своего невербального эмпатийно­экспрессивного арсенала. Водящий выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным, ироничным, угрожающим и т.п.) взглядом. Водящий должен по мимике и позе участников догадаться, кто смотрит на него любящим или каким­либо другим взглядом. (Обсудить, что помогло догадаться; как удалось изобразить взгляд.)      В заключении я хочу дать один совет: улыбка. Улыбка всегда обезоруживает человека в его негативном отношении к вам, поэтому выходя из дома, не забудьте “положить в карман” улыбку и надевать ее при каждой сложной жизненной ситуации.       Конечно, мы далеки от полного решения проблемы профессионального выгорания, но ведь это   остается   проблемой   даже   для   профессионалов.   Но   мы   хотим,   чтобы   наши   педагоги, сотрудничая с нами, поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам ГариЧернисса «Мы не можем быть большим, чем мы есть…, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».       III часть. Рефлексия «Дельфинотерапия»

Посмотрите также