Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста»

  • Мероприятия
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста», направлен на повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ, ознакомление педагогов и родителей с понятием адаптация и степенями адаптационного периода. Обучение разрешений педагогических ситуаций с детьми в период прохождения адаптационного периода.Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста», направлен на повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ, ознакомление педагогов и родителей с понятием адаптация и степенями адаптационного периода. Обучение разрешений педагогических ситуаций с детьми в период прохождения адаптационного периода.
Иконка файла материала Семинар-практикум - «Взаимодействие педагогов и родителей.docx
Семинар­практикум «Взаимодействие педагогов и родителей  по успешной адаптации детей раннего возраста» Цель: повышение  психолого­педагогической грамотности педагогов в вопросах  адаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Представить информацию об особенностях адаптации детей,  родительских  ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ.  Познакомить с направлениями работы  педагогов с родителями. 1. Игры на знакомство, установление контакта  «Здравствуйте».  Педагоги садятся в  круг. «Давайте поприветствуем друг  друга по кругу разными способами (например, пожать руку, кивнуть головой и  т.д., повторяться нельзя). «Дети, какие они?». Педагоги также сидят в кругу. «Вспомните всех детей своей группы, дайте определение: какие они? Например: веселые, смелые, любопытные  и т.д. За каждое определение вы получаете жетон. Кто наберет больше всего  жетонов – тот выиграл» Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде. Почему   одни   ведут   себя   спокойно,   а   другие   неутешно   плачут,   как   только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными   могут   стать   для   ребенка   серьёзной   психической   травмой.   Малыш может   воспринимать   это   как   отчуждение,   лишение   родительской   любви, внимания   и   защиты.   Очень   важно,   чтобы   этот   период   был   плавным,   мягким, бестравматичным. 2. Определение понятия  адаптация.  ­Как вы думаете, что такое адаптация?(ответы педагогов)Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. 3. Различают три фазы прохождения адаптационного периода.  Острая фаза­ сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом  состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым  респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в  речевом развитии (длится в среднем один месяц);   Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все  сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне  замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними  возрастными нормами (длится 3­5 месяцев);   Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате  дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов  развития. Применительно к длительности протекания адаптационного процесса обычно  говорят о трех степенях Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20­му дню пребывания  в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от  контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не  более 10 дней, без осложнений и без изменений. Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок  отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фонетакого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок  становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции  восстанавливаются к 30­му дню пребывания в детском саду. Нервно­ психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес  несколько снизился. Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие:  ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть  ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции  нормализуются к 60­му дню пребывания в детском саду. Нервно­психическое  развитие отстает от исходного  на 1­2 квартала. Респираторные заболевания  более 3­х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в  течение 1­2 квартала. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка  в  дошкольном  учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти  безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы  формировать положительное отношение к детскому саду. В группах раннего возраста мы попросили родителей нарисовать  при  помощи художественных образов, как они понимают термин  «Адаптация» (интерпретация рисунков) А как  протекает адаптация в группах раннего возраста? (Сравнительная  характеристика успешности адаптационного процесса в трех группах по  диаграммам) ­Назовите  причины  плохой  адаптации   ребенка  к дошкольному  учреждению (педагоги работают в подгруппах)  особенности   высшей   нервной   деятельности   и   возраста   ребёнка   (дети   с различными   чертами   характера   и   типа   темперамента   к   детскому   саду привыкают по­разному);  отсутствие тренировки его нервной системы  состояние здоровья  (дети физически здоровые, т.е. не имеющие ни  хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным  заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и  когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу  с болезнью, это хороший «старт». отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме),   самостоятельное   принятие   пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками).   «горшечный»   этикет,  Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду)  Отсутствие   рациона   питания,   приближенного   к   садовскому (если ребенок видит   на   тарелке   более­менее   привычную   пищу,  он   быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния.   от   резкого   контраста   между   обстановкой,   в   которой   ребёнок привык   находиться   дома   и   той,   в   которой   находится   в   дошкольном учреждении;  Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;  Ребенок не умеет общаться с другими детьми;  Ребенок  настороженно относится к чужим взрослым;  Не умеет занять себя на некоторое время игрой; 3. Упражнение «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детском саду». Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям? ­как вы думаете, чего не должны делать родители, когда ребенок начинает ходить   в   детский   сад?   (педагогам   предлагается   решить   педагогические ситуации). 1.Папа Вовы (2.5 г.) спрашивает, как отучить ребенка от бутылочки во время  засыпания и от соски, ведь это не поощряется в дошкольном учреждении. Какие  советы можно дать папе 2.Мама Вероники (3г.) рассказывает, что девочка очень трудно привыкает к  режиму дня детского сада. Утром не хочет вставать, вечером ее не уложить, и  вообще до поступления в сад дома не соблюдался никакой режим. Что можно  посоветовать маме?3.Маленькая Вера пошла в детский сад в 2.6 года. Первые три дня у девочки не  было никаких проблем: расставалась спокойно с мамой, в группе играла,  рассматривала книжки. Мама, наблюдая положительную адаптацию дочери,  планирует выход на работу. Однако Веру как подменили: крик, плач при  прощании, неуемные истерики в группе. Что произошло с девочкой? Что  посоветуйте маме. 4.Родители Маши (3 г.), довольные работой детского сада  (внимательная,  заботливая воспитательница, доброжелательная няня, присутствие специалиста в  группе и т.д.), не так много уделяют внимания девочке как раньше. Маша  капризничает, не хочет ходить в садик, болезненно реагирует на приход других   взрослых. Что можно посоветовать родителям Маши. 5.Мама Миши (2.4 г.) устала от постоянных капризов сына, нежелания остаться в  детском саду – обвиняет и наказывает сына за слезы. Какой выход из ситуации,  ваши пожелания маме. 6.Мама Саши (3г.) часто отпрашивается с работы, чтобы посидеть с ребенком  дома. Саша, со слов мамы,  трудно адаптируется к саду, переживает, плачет.  Правильно ли поступает мама? 7.Мамы Леры (2.7 г.) и Оли (2.3 г.) очень переживают, как доченьки переносят   разлуку с мамой: подолгу расстаются, стоят у двери, прислушиваются  к звукам в группе. В свою очередь  ­ девочки тревожные, неспокойные, адаптироваться к  новым условиям им очень трудно. Правильно ли поступают родители? Какие  советы можно дать мамам? Подсказки для педагогов  Родители начинают отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду. Этого делать ни вкоем случае нельзя. Либо за 2­3 месяца до поступления в сад, либо после привыкания.  Болезнено реагируют на плач или уговоры пойти домой. Неготовность  родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.  Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он  охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша –  это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что  плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к  детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти  сама собой.  Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От  старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу –  это адаптация к новым условиям. Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к  детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать,  что сын или дочь могут привыкать к садику 2­3 месяца.  Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности.  Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний  дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и  «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют,  когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень  важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям  жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами  семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие  и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне  чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую  тревогу.  Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой  родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу.  Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с  ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего  бояться, потому что она все так же рядом.  Уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на  работе, попросить посидеть бабушку). Далее ребенок будет просить все  настойчевее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка, и знают,  когда он манипулирует ситуацией, а когда – на самом деле болеет.  Родители пугают детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять  в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни  любимым, ни безопасным  Плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может  навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают  плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.  Родители  обманывают ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее  целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. 4. Упражнение «Интересные факты об адаптации». Педагогам предлагается  прочитать  для всех участников информационные листы и высказать свое  отношение к данному факту. Ребенок,  который открыто протестует против детского сада, чаще всегодовольно хорошо адаптируется , если родители не ругают его, не стыдят, а  выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик – хороший  выбор для их ребенка.  Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети,  чрезмерно опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с  матерью, привыкшие к исключительному вниманию. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и  холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится нелегко. Они  медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут  быстро одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подстегивают,  подгоняют, не давая возможности побыть самим собой. Чаще всего болеют дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не  выражая явно, словами и  слезами, нежелнеи идти в садик. Это «послушные  дети», они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью,  и стараются их не растраивать. Но если адаптация для такого ребенка  происходить сложно, организм дает эмоциям «передышку»: ребенок болеет,  остается дома. Дома – «хороший», в садике – «ужасный». Такое вполне может быть. Дело в  том, что если родители очень много внимания уделяют правильному  воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от неверных  решений, то ребенок, оставшись в садике родителей, просто теряется. Он как  бы остается без своей совести, как говорит пословица – «без царя в голове».  Ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа. Причина постоянных простуд и хронических ОРВИ чаще всего не  медицинская, а психологическая. Одним из известных механизмов  психологической защиты так и называется – бегство в болезнь. Ребенок  не  простужается нарочно. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно.  Организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать  ослабленность, отказывается противостоять простуде. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье,  необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они  ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются,  поэтому не могут быть принятыми в группе.Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко ­  у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на  следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное  учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистки  настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок  установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется  на развитии его эмоциональной сферы ­ в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот  период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на  разлуку с ней. Тем малышам, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно  действовать с игрушками, легче адаптироваться в детском учреждении, они  быстрее откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом  исследуют новые игрушки. Для них это является привычным занятием. Такие  дети в случае затруднения упорно ищут выход из ситуации, при этом, не  стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.              5. « Чего ожидают родители от детского сада»    Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.        Дети в 1,5­2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому   передают   информацию   через   плач,   тревожное   ожидание   мамы. Появление   нехарактерных   для   ребенка   невротических   симптомов   тревожит   и пугает родителей.  Повышенной   тревожности,   страхам,   недоверию,   фантазиям   родителей    способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад… как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь   внешне   спокойными,   они   выдают   собственное   беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука – масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние   взрослых   усиливает   эмоциональное   напряжение   ребенка   в   детском саду.   Передача   чувств   происходит   моментально:   ребенок   улавливает   стойкое отвержение   детского   сада   родителями   и   тоже   начинает   испытывать   страх   и тревогу.      У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативноеотношение,   недоверие   к   сотрудникам   детского   сада:   за   ребенком   не   следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает   чувство   тревоги,   ожидание   неприятностей.   Если   мама,   придя   за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.      В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение.   Ребенок,   чувствуя   состояние   родителей,   начинает   бессознательно подыгрывать   им.   Таким   образом,   адаптация   ребенка   и   семьи   затягивается   на долгие годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды.      Материал подготовлен педагогом­психологом – Бондарь Е.М.

Посмотрите также