Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Оценка 4.8
Семинары
docx
чтение +1
Взрослым
16.02.2018
Одной из основных задач современной школы является использование таких методов обучения, которые способствуют развитию творческого характера мыслительной деятельности. Большой интерес представляет технология развития критического мышления - ТРКМ. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Применение образовательных технологий.docx
ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Н. Н. Карпова
Принципиальным отличием образовательных стандартов нового
поколения является их ориентация на развитие способности ребенка к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу»
приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено
не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его
«добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности,
самообразованию. В основе стандарта общего образования лежит системно
деятельностный подход, который ориентирует не только на усвоение знаний,
но и на способы этого усвоения, на развитие познавательного интереса и
творческого потенциала ребёнка.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности
ученика, продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он
воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной
деятельности, направленной на раскрытие нового знания.
И одной из основных задач современной школы является использование
таких методов обучения, которые способствуют развитию творческого
характера мыслительной деятельности.
В этой связи большой интерес для меня представляет технология
развития критического мышления ТРКМ. Цель данной технологии развитие
мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в
обычной жизни. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий
из трех этапов (стадий).
Базовая модель технологии развития критического мышления (слайд 1)
В технологии развития критического мышления (ТРКМ) урок строится
по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий
набор методических приемов и стратегий ведения урока.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют
исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют,
только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя
звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний
учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная
изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это
закрепление материала, проверка усвоения.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям
образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего
урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных
действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого
урока.
Первый аспект Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель
можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД
учащихся.
Второй аспект современного урока
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками
Деятельностный аспект.
в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Всем
этим требованиям отвечает технология критического мышления.
Положительная мотивация использования этой технологии заключается,
на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в
один целостный процесс развития творческой личности.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке –
формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а
разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить
обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление
предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на
авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Рассмотрим на примерах.
На уроке русского языка, посвященном частям слова, происходит
следующий диалог (приём «Да – Нет»)
Это значимая часть слова?
Да.
Она стоит после корня?
Нет.
Она служит для образования новых слов?
Да.
Это приставка.
Или посвященном частям речи:
Это самостоятельная часть речи?
Да Она обозначает предмет?
Нет
Она обозначает действие предмета?
Нет
Признак предмета?
Да
Это прилагательное
Верные неверные высказывания
Урок окружающего мира по теме "Почва и ее состав"
№ Верныеневерные высказывания
1 Почва это тонкий слой земной поверхности
2 При изменении климата почва остается неизменной
3 На состав почвы оказывает влияние животный и
растительный мир
4 В состав почвы входит воздух
5 В составе почвы можно обнаружить воду
6 Гумус и перегной это разные вещества
7 Есть места, где почвенный слой совсем отсутствует
8
1 см почвы образуется в природе достаточно быстро
9 Основное свойство почвы плодородие
1
0
Есть еще много других важных свойств почвы
До
чтения
После
чтения
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через
включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.
Создаются условия для возникновения внутренней потребности в изучении
материала.
Или другой вариант:
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица,
как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если
согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас
пока останется пустой. Вопросы:
1. … ветер может разрушить горы?
2. … опавшие осенью листья вредят почве?
3. … 1см почвы образуется за 300 лет?
4. … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
5. … растения участвуют в образовании почвы?
6. … почва и камень родственники?
7. … почва – наша кормилица?
1
2
3
4
5
6
7
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть,
насколько были правы.
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после
предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Или
Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
Как видите у нас нет однозначного ответа на этот вопрос. Какую
же цель мы поставим на этом уроке?
«Корзина идей» на уроке литературного чтения:
Например работа над басней Крылова «Зеркало и обезьяна».
По названию басни и иллюстрации к ней давайте предположим, о чём
будет говориться в басне. (Дети предполагают: Она будет разговаривать с зеркалом. – Она будет любоваться какая она красивая «я ль на свете
всех милее…». – Будет смотреть в зеркало и не узнает себя. – Будет
ссориться со своим отражением, кто из них красивее…). Давайте
прочитаем как развивались события и проверим чьё предположение было
верным.
Таблица ЗХУ на уроке окружающего мира «Питание животных». Знаю,
что есть животные которые питаются растениями, есть которые
питаются мясом, есть которые питаются и растениями и мясом. Хочу
узнать чем питается кит и кашалот, хочу узнать, что такое пищевая
цепочка…Узнал, что пищевая цепь начинается с растений, каждое
животное приспособлено к своим условиям жизни. и т. д.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при
этом границы собственного знания и незнания.
« Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить
предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или
повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные
предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа
или повествования. Ствол дерева тема, ветви предположения, которые
ведутся по двум основным направлениям "возможно" и "вероятно"
(количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" обоснование этих
предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Например работа над рассказом Толстого "Прыжок"(чтение с
остановками)
1. Рассмотрим иллюстрации к этому рассказу. Как вы думаете, о чём
этот рассказ? (Дети предполагают, что об обезьянках, т.к. на иллюстрации
обезьяна, или о цирке, где гимнасты исполняют прыжки, или о прыжках в
воду. 2. Как вы думаете, что будет делать мальчик? Может быть, полезет
догонять обезьяну и отбирать шляпу? (А я думаю, что он посмеётся со всеми,
что ему шляпы жалко, что ли?
Давайте прочитаем и проверим, как будут развиваться события.
3. Что же будет дальше, как вы думаете? Может быть, мальчик
опомнится и аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в
сетку? Или он прыгнет в море?
Давайте читать дальше.
Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих
действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их
самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по
ее результатам, делают выводы.
На уроке русского языка по теме "Приставка" был составлен синквейн:
1. Приставка
2.Важная, нужная
3. Служит, образовывает, изменяет
4. Стоит перед корнем
5. Часть слова
На этапе рефлексии дети учатся оценивать и определяют результат
своей деятельности.
Домашнее задание на подобных уроках учащиеся выбирают
самостоятельно с учётом индивидуальных возможностей и вопросов, которые
возникли у детей на стадии вызова, но ответ на уроке не был получен.
Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся
в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности,
научились критически относиться к различным высказываниям и
предположениям, искать объяснения, доказательства. Лучше всего, на мой взгляд, эта технология работает при изучении
новой темы, когда учащиеся должны заинтересоваться нахождением ответов
на свои возникшие вопросы, причём это новое они будут открывать, опираясь
на имеющиеся у них знания. Сложнее использовать данную технологию на
уроках закрепления, когда идёт отработка добытых знаний. Хотя можно
использовать приёмигру «Данетка», . Я пока не смогла использовать эту
технологию на уроках математики, для меня это проблематично и приходится
искать другие приёмы и технологии.
В результате применения технологии критического мышления
предполагается достижение следующих метапредметных результатов:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности и, как опережающее развитие, умение самостоятельно
определять свою цель;
в результате проведения уроков по данной
технологии дети научились грамотно задавать вопросы, логично
высказывать свои мысли.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности; измениться отношение детей к собственным ошибками
они перестанут бояться их и поймут, что не ошибается лишь тот, кто
ничего не делает.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; хочется, чтобы оживился
их интерес к познанию всего нового.
активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач. у детей должно измениться
отношение к урокам, и они из нудных и неинтересных станут
познавательными и захватывающими.
Литература: Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г.
1.
Васильева// http://www.rcio.rsu.ru/webp/class1/potok86/Vasil%27eva/ycht.htm
Загашев И.О., ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить
2.
критически.СПб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
ЗаирБек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления
3.
на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011;
ЗаирБек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо /
4.
С. ЗаирБек// Директор школы. — 2005. — № 4. — С. 60–72.
5.
Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления
учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.—
2007. — № 8. — С. 1115.
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Семинар "ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.