В семинаре-тренинге для родителей «Из семьи — в общество», говорится о том, что определение возможности участия детей в жизни общества, используя жизненное пространство города; осознание значимости совместного воспитания и обучения детей с особыми потребностями для развития гуманного, основанного на равноправии общества; развитие активной жизненной позиции участников.В семинаре-тренинге для родителей «Из семьи — в общество», говорится о том, что определение возможности участия детей в жизни общества, используя жизненное пространство города; осознание значимости совместного воспитания и обучения детей с особыми потребностями для развития гуманного, основанного на равноправии общества; развитие активной жизненной позиции участников.
Семинартренинг для родителей
«Из семьи — в общество»
Задачи:
определение возможности участия детей в жизни общества, используя жизненное
пространство города;
осознание значимости совместного воспитания и обучения детей с особыми
потребностями для развития гуманного, основанного на равноправии общества;
развитие активной жизненной позиции участников.
Содержание работы
1. Знакомство.
Участникам предлагается повернуться лицом друг к другу в парах и обыграть следующие
ситуации: «Представьте, что вы руководитель и напротив вас стоит коллега. Покажите,
как вы его приветствуете». «Представьте, что перед вами любимый человек...»,
«Представьте, что перед вами член вашей команды…» «Покажите, как вы будете
приветствовать их».
2. Сообщение о целях встречи участников семинаратренинга.
1. Родительское участие, родительское движение — важнейший фактор успешности
перемен в жизни их детей.
2. Ключ к полноценному включению детей в общество и жизнь — социальная интеграция и
интегрированное образование.
3. Реализация проекта «Скажем вместе детям «Да!» в дошкольном учреждении.
3. Деление участников на команды.
4. Работа в командах по определению понятия «достоинство» на каждую букву слова.
Д — ...доброе
О — ...открытое
С — ...славное
Т — ...терпимое
О — ...осмысленное
И — ...интересное
Н — ...необходимое
С —...стабильное
Т —...творческое
В —...верноеО — ...общественное
5. Игра «Мишень».
Участники произвольно скатывают шарики из бумаги и бросают в разные цели. Затем
другими шариками участникам предлагается попасть в нарисованную цель (мишень).
6. Обсуждение в командах преимуществ равноправного участия в совместной
деятельности:
для детей с особыми потребностями;
для детей без особых нужд;
для семьи;
для профессионального персонала;
для общества.
7. Игра «Спичка».
Участники становятся в круг. Зажигается спичка и пускается по кругу. У кого она гаснет,
тот имеет право высказаться о своей ответственности за ребёнка как родитель, педагог,
гражданин страны.
8. Работа в командах над проектированием совместной деятельности и презентация.
9. Внимание участников обращается на плакатсимвол акции «Вместе нам лучше». По
кругу передаётся изображение цветочного ростка. Каждый участник продолжает фразу,
написанную на плакате:
Я знаю ... (росток превратится в прекрасный цветок).
Я думаю ... (за ним нужно ухаживать и любить).
Я уверен(а) ... (что смогу защитить этот росток) и т.д.
II. Игротренинг.
Сегодня я, как обычно, расскажу вам об играх, которые помогут выяснить, насколько
развит словарный запас вашего ребёнка, и расширить его.
Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых? Цель игры: обогащать
словарь словпризнаков, навыки свободной речи, понятийные связи и
сообразительность.Называем ребёнку слово и просим описать его разными словами,
например: котёнок “хорошенький, игривый, пушистый, ласковый, серый, любимый”;
яблоко “круглое, красное, сочное, сладкое, душистое”. Одинаковые слова – это
синонимы. К слову маленький можно подобрать синонимы “крохотный, крошечный,
малюсенький, лилипутский”. Необходимо подсчитывать количество слов, стремясь
назвать как можно больше. Можно устроить соревнование с ребёнком на наибольшее
количество словпризнаков и придумать награду победителю. Значение незнакомых
слов необходимо объяснять. {6}
Хамелеон. Цель игры: обогащать словарь словпризнаков, развивать умение
ориентироваться в цветах, логически мыслить, быстро реагировать. Играпроводится как соревнование, отвечать нужно быстро. Если ответ неверный, право
задавать вопросы переходит к другому игроку. Вначале объясняем ребёнку, что
хамелеон – это ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от того, на какой
поверхности, она находится. Какого цвета будет хамелеон, если его поместить на
траву, на камни, на шахматную доску, на холодильник, на ковёр? Каждый ответ
должен затем обосновыватся игроком. Игра проводится с мячом. {6}
Найдите лишнее слово. Цель игры: обогащать словарь словпредметов,
развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать. Ребёнку
предлагаются четыре слова: три из одной тематической группы, а четвёртое из другой.
Он должен назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. При этом важно, чтобы он
правильно назвал обобщённое понятие обеих тематических групп и заменил лишнее
слово подходящим к данной группе слов. Примерные группы слов: яблоко, помидор,
капуста, горох; печенье, кефир, хлеб, сухари; ложка, кастрюля, диван, сковорода.
Вместо яблока можно назвать картофель, вместо кефира сушки, а вместо дивана
блюдце. Игра проводится с мячом. {6}
На развитие гибкости ума. Цель игры: обогащать словарь словпредметов,
развивать кругозор и логическое мышление. Называете какоелибо общее понятие
(овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт, одежда и т.д.) и просите ребёнка назвать
все предметы из этой группы, которые ему известны. Можете дополнять группу
новыми предметами, демонстрируя их ребёнку и объясняя значение новых слов.
Меняетесь ролями, ребёнок даёт вам понятие, а вы старательно выполняете его
задание. В этом случае неизвестные ребёнку слова обязательно объясняются. Игра
проводится с мячом. {6}
Родственники. Цель игры: обогащать словарь словпредметов, временных
представлений, развивать логическое мышление, сообразительность, умение
анализировать.Задаёте ребёнку вопрос следующего содержания: Никита – сын
Андрея. Кем доводится Андрей Никите? Если ребёнок затрудняется с ответом,
приводите аналогичный пример вашей семьи. Рассматриваете примеры семей ваших
родственников и знакомых. После этого ребёнку не составит труда научиться
разбираться в родственных связях. Можно дополнить игру разбором понятий “старше
младше”. Игра проводится с мячом.
Говори наоборот. Цель игры: обогащать словарь словпризнаков,
антонимов. Развивать кругозор, умение сравнивать,
сообразительность. Произносите фразу: “Эта тропа широкая, а эта тропинка …”
Ребёнок должен подобрать слово с противоположным значением. Дальше можно
продолжить: гора высокая, а горочка низкая, дорога прямая, а дорожка извилистая,
дерево старое, а деревце молодое и т.д. Меняетесь с ребёнком ролями. Игра
проводится с мячом. {6}
Угадай животное (Зоопарк). Цель игры: обогащение словаря словпредметов,
признаков. Развитие кругозора, связной речи, образного мышления. Перед началом
игры договариваетесь, из какой группы будете описывать животных: домашних, лесных
зверей, животных жарких стран. По очереди описываете внешний вид и повадки
животного. При описании незнакомого животного помогаете ребёнку и показываете
картинку с изображением.
Кто летает (прыгает, бегает, ползает). Цель игры: обогащение словаря слов
действий, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности,
логического мышления. Играете по очереди с ребёнком, перечисляя ряд живых
существ. Если названо существо, умеющее летать, ребёнок (вы) хлопает в ладоши. В
случае ошибки (с вашей стороны намеренной) живых существ называет ребёнок.
Примерный ряд: медведь, курица, собака, карась, ворона, рысь, воробей, кошка,
страус, синица…
Что растёт в лесу? (В саду? На огороде? В поле?) Цель игры: обогащать
словарь словпредметов, представления об окружающем мире, развивать
сообразительность, логическое мышление. Игра проводится, как и предыдущая,
только называется ряд растений. Например: сосна, клубника, шиповник, берёза,
костяника, осина, помидоры, маслята и т.д. Если прозвучало название нужного
растения, хлопаем в ладоши. В случае ошибки ведущий меняется.
Детёныши животных. Цель игры: обогащение словаря словпредметов,
представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического
мышления.Взрослый называет животное или птицу, а ребёнок – их детёнышей.
Например: как называется детёныш коровы, козы, овцы, лошади, верблюдицы,
скворчихи, рыси, львицы, воробьихи и т.д. Игра проводится с мячом.
Кто – что. Цель игры: развитие грамматической стороны речи, пополнение
словарного запаса, развитие сообразительности и логического мышления. Взрослый
кидает ребёнку мячик и задаёт вопросы “кто?” или “что?”. Ребёнок должен придумать
в ответ название живого либо неживого предмета. Затем происходит смена ролей.
Называя незнакомые ребёнку слова, взрослый обязательно объясняет их значение.
III. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Материал подобран педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь