Методическая разработка внеклассного мероприятия
Аннотация: в разработке собран и систематизирован материал для профилактической работы по формированию элементов общественного сознания и гражданской позиции студентов техникума в отношении террористических проявлений.
Цель:
- формирование элементов общественного сознания и гражданской позиции студентов техникума в отношении террористических проявлений.
Задачи:
1. Раскрыть сущность ложных представлений о терроризме;
2. Выработать у студентов способность противостоять террористическим проявлениям.
3. Воспитывать у студентов культуру толерантности и межнационального согласия.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОКОПЬЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Аннотация: в разработке собран и систематизирован материал для
профилактической работы по формированию элементов общественного
сознания и гражданской позиции студентов техникума в отношении
террористических проявлений.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Россия, Прокопьевск, 20172
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по БЖ
_____________ Н.Ю.Панова
от «____» __________ 2017г.
УТВЕРЖДАЮ:
и.о.директора ГПОУ
«Прокопьевский строительный
техникум»
____________ Зайкова Л.Л.
«____» ____________ 2017 г.
Встреча с интересными людьми
«Моя Россия без террора»
ПЛАН
открытого интегрированного урока
1,2
Группы 1 и 2 курсов
Панова Н.Ю.
Королева Л.Д, Прокудина А.Р., Цикорина Е.Н.
28 февраля 2017г.
60 мин.
сущность ложных представлений о
Моя Россия без террора
формирование элементов общественного сознания и
гражданской позиции студентов техникума в отношении
террористических проявлений.
1. Раскрыть
терроризме;
2. Выработать у студентов способность противостоять
террористическим проявлениям.
3. Воспитывать у студентов культуру толерантности и
межнационального согласия.
фронтальная, индивидуальная, творческие выступления
мультимедиа, видеоролик «Многоточие «Беслан»,
«Моя Россия без террора», театральный реквизит,
выставка плакатов.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний
(для юношей).
Курс
Группа
Зам.директора,
кураторы
Дата проведения:
Время
проведения:
Тема:
Цель:
Задачи:
Организация
познавательной
деятельности
обучающихся:
Материально
техническое
оснащение:
Компетенции:3
Слайд 1 (заставка)
Вступительное слово зам.директора по БЖ.
Актуальность:
Особенно важно проведение профилактической работы по формированию в среде
молодежи негативного отношения к проявлению террористических идей, тенденций, так
как именно указанная среда, в силу целого ряда различных факторов является одной из
наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных
асоциальных и криминальных групп.
Новизна заключается в том, что творческой группой преподавателей и студентов
собран и систематизирован материал антитеррористической направленности, который был
использован в организации и проведении цикла семинарских открытых встреч студентов с
представителями антитеррористического подразделения.
Практическая значимость заключается в том, что данная методическая разработка
может быть рекомендована для проведения классных часов, внеаудиторных мероприятий
антитеррористической направленности.
Вступительное слово преподавателя
На протяжении многих веков на нашей планете происходят различные природные
катаклизмы, распри и раздоры, войны. Продолжаются локальные войны, военные
конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами.
В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление,
как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе
и мы.
Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в
условиях угрозы террористических актов и о гражданской бдительности лучше всего нам
расскажет специалист в этой области.
В наше беседе принимает участие представитель антитеррористического
подразделения…
Актуальность сегодняшней встречи обусловлена тем, что многие молодые люди
становятся приверженцами нетрадиционных религий. Они оказываются заложниками
ошибочных идей.4
С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый
человек взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и
возможные способы борьбы с ним.
Сегодня, пожалуй, больше нет на нашей планете места, где бы в той или иной степени
не обсуждалась проблема терроризма. С конца ХХ века слово «терроризм» не сходит со
страниц журналов и газет, постоянно звучит с телеэкранов и в радиоэфире.
Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется глобальным
размахом и отсутствием государственных границ, взаимодействием с международными
террористическими центрами. По сути, всему человечеству объявлена война без границ и
фронтов, без видимого противника. Поэтому борьба с терроризмом, оказание помощи его
жертвам и поддержание в мире атмосферы активного неприятия террора требует
объединения усилий всего мирового сообщества.
Терроризм это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться
достичь своей цели при помощи насилия.
Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в
многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся
невинные люди, среди которых есть и дети.
За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали:
взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске;
взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая;
захват театра на Дубровке, во время представления “НордОст”.
Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана
(Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители –
всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка.
559 человек получили ранения.
Видео – «Многоточие Беслан».
Иванютин Илья:
Ктото подумал сначала, что на линейке стали стрелять салют, ктото ругался, приняв
происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в
масках, "поясах шахидов" и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в
школе более тысячи учеников, учителей и гостей праздника.
Еще никто не знал, а кто знал не говорил, что выстрелы в школе это первые расстрелы.
Шаталов Николай:5
В кабинете русского языка боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили
к стенке тех, кто "плохо себя вел" кричал или не слушал команд.
"Непослушных" в первый же день оказалось сразу 20 человек.
После того как людей расстреливали, их выбрасывали в окно.
Иванютин Илья:
День второй. Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом
Аушевым, отпустили 26 человек женщин с грудными детьми.
Это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.
Шаталов Николай:
Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников.
Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в
спортзале чтото взорвалось. Это взорвались закрепленные к стенам на скотч несколько
мин. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в
спины. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали
родственники и военные.
Иванютин Илья:
С этого взрыва и начался вынужденный штурм. Бойцы спецназа, которые после взрывов
пошли в бой, попытались закрыть собой заложников, оттесняя их в безопасную зону. Тем
временем боевики, прикрываясь заложниками, вели прицельный огонь.
Часть террористов отстреливалась, другая добивала из оружия оставшихся в спортивном
зале заложников, тех, кто не мог идти.
Шаталов Николай:
Слезы, ненависть, горе... Такой короткий промежуток от счастья праздника к своей гибели.
В результате террористической акции погибло 333 человека, 186 из которых дети, более
800 получили ранения.
Ильиных Сергей:
То утро звенело светло и лучисто,
Как песнь колокольчика в школьном дворе,
...Мы только не знали, что звон его чистый
Набат погребальный застит на заре!
Осада, захват ведь словато какие!6
Воюйте с подобными, но не с детьми!
"День знаний", затопленный кровью безвинных,
Останется в памяти Эхом войны.
Три дня без воды как листочки опали.
Голодные, голые, в минном кольце,
Друзей на глазах у детей убивали
Такое в кошмарном не свидится сне!
К чему эти смерти, и что изменилось?
Ведь мир перед злом на колени не встал!
Лишь боли людские удесятерились,
Лишь в символ Беды превратился спортзал!
Безвинные души ушли в поднебесье,
Телам обнаженным сырая земля...
Мы, люди Земли, скорбим с вами вместе,
Мы с вами, погибшие дети, всегда!
Под рыданье безутешных матерей,
Под печальный звон колоколов.
Ставлю эту свечку за детей,
И спасавших тех детей бойцов.
Всё смешалось, ненависть и скорбь,
Как будто в душу кровью наплевали.
И словно из ружья по сердцу дробь –
В секунду сотню жизней оборвали.
Скорбит по убиенным Божий храм!
В их память зажигают люди свечи,
Объявлена минута тишины.
Мы молимся о тех, кто изувечен,
О жертвах необъявленной войны.
Валегжанина Гуля (Выступление со свечами)
K.A.R.I.N.A- - Беслан(песня посвящена трагедии 1 сентября 2004 года в школе Бесл.mp3
Прокудина А.Р.7
Террористы день ото дня совершенствуют методы вербовки новых сторонников, а также
алгоритмы их идеологической обработки.
Видеоролик. Россия против террора.
Живущие в разных странах, увлекшись идеями радикального ислама, они продолжают
попытки проникнуть к боевикам ИГ на Ближнем Востоке. Все дело в том, что картинку об
этом «государстве» им преподносят совершенно в другой обертке. Все, как в кино. Только
это в реальности. Спецслужбы уверяют: в России и Европе создана целая система
вербовки подростков в ИГИЛ.
Ловят везде в сети, в барах, на дискотеках, в институтах. Обещают разное любовь до
гроба с арабским красавцем, рай после смерти, справедливое будущее в случае победы
джихадистов. Кому что ближе.
И от попадания в эту сеть не гарантирован никто, уязвимая точка есть у любого
особенно, если есть обычное для подростков чувство одиночества и непонятости.
А потом переправка, пустыня, лагеря боевиков. Каждый день на турецкосирийской
границе пограничники ловят десятки людей, которые хотят отправиться в «Исламское
государство».
Вербовка начинается с интернета — там ищут потенциальных жертв. Если человек
идет на контакт, его обучают, устраивают тренинги, потом подключаются радикалы из
стран, соседствующих с Сирией. Их задача — перевезти человека сначала к себе, в Турцию
или, например, в Ливан, а оттуда перебросить через сирийскую границу. И уже дальше из
Сирии человек, как правило, попадает в тренировочный лагерь исламистов.
Если человек попадает в лапы этой организации и приезжает туда, то сделать из него
террористасмертника очень просто — его накачивают наркотиками, оказывают
психологическое давление, и он становится просто орудием, совершенно безвольным,
готовым на любой поступок. Простая и доступная идеология. Четкое определение добра и
зла, а значит, врагов и друзей — вот залог успеха "Исламского государства", строящегося
на руинах Ближнего Востока.
Еще совсем недавно малоизвестная бандгруппа, сегодня самая радикальная и самая
опасная из террористических группировок демонстрирует — от страшного террора и
казней не защищен никто. Попасть под влияние вербовщиков могут люди совершенно
разных сословий.
Васильев Павел8
Раннее утро. Аэропорт. Самолет Москва – Стамбул. Вместо лекций – билет в один
конец. Когда родители думали, что Варя пошла на учебу, она уже была высоко над землей.
В кармане – оформленный втайне от близких загранпаспорт, а в мобильном приложении –
уже измененное имя, написанное арабской вязью – Амина. То есть надежная, верная и
честная.
Варвара Караулова она же Александра Иванова студентка философского факультета
МГУ, получившая известность после неудачной попытки проникнуть в Сирию и попасть на
контролируемую "Исламским государством" (признано в России
территорию,
террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда).
Попытки бежать в Сирию для Карауловой оказались неудачны. В Турции её встретили и
перевезли на конспиративную квартиру в город Кириз, где она была задержана
спецслужбами. Позднее студентку вернули домой. Девушка на словах раскаялась в
содеянном.
5 октября 2016 года суд приступил к рассмотрению дела Варвары Карауловой. В ходе
процесса Варвара своей вины не признала, но не отрицала того, что продолжала общаться с
[вербовщиком] Саматовым и хотела вновь попытаться уехать в Сирию. Также Караулова
призналась в том, что предупредила Саматова о слежке спецслужб за ним.
22 декабря 2016 года суд признал Караулову виновной и приговорил ее к 4,5 года
лишения свободы. Суд заключил, что "Иванова, проживая в Москве, являясь сторонницей
организации "Исламское государство", решила совершить попытку участия в запрещенной
организации, осознавая, что это может оказать негативное влияние на интересы РФ".
Проблема вербовки новых членов ИГИЛ на территории России уже становится на
поток. Вербовщики работают везде: в социальных сетях, на различных сайтах, просто на
улицах, а также существуют специальные центры, где людям прививают радикализм и
исламизм как стиль жизни. Проблема распространения терроризма в России должна быть
локализована и уничтожена.
Предлагаем вашему вниманию мини спектакль, поставленный творческой группой
студентов техникума «Кто стучится в дверь ко мне».
(просмотр отрывка спектакля)
Преподаватель. Спектакль призывает граждан ценить мир, родину и семью, а также не
повторять ошибок главных героев.9
Ужасно, когда все, во что они верили, оказывается просто способом управлять сознанием
доверчивых людей. Боясь признаться себе в том, что их обманули, они уже не могут сойти
с этого пути и становятся марионетками в руках кровожадных убийц.
Панова Наталья Юрьевна
(Обсуждение фрагмента спектакля)
Как противостоять технологиям вербовки?
(беседа со студентами, раздача памяток, приложение 1)
Предлагаю решить несколько ситуативных заданий.
(Приложение 2) Комментарии к решению заданий дает представитель
антитеррористического подразделения.
Печально, что наша страна столкнулась с таким явлением, как терроризм. Только
критическое мышление и развитые интеллектуальные способности, а также высокая
степень занятости молодых людей, независимо от того, где они проживают – в городе или
селе, помогут уберечь наших граждан от заблуждений.
У нас есть одна Родина – Россия. Ради чуждых нам идей отправляться на войну – это
трагедия не только одной семьи, но и всех россиян.
Победить терроризм сложно, но научиться жить в эпоху терроризма нужно.
Иванютин Илья: Помните, терроризм – это война против беззащитных.
Шаталов Николай: От великого до низкого – одна ступень.
Иванютин Илья: От человека до скота – один грех.
Шаталов Николай: От добра до зла – одно мгновение.
Иванютин Илья: Так и хочется крикнуть:
Вместе “Научи, меня, Родина, в современном мире жить!”.10
Постфактум
По итогам проведенного мероприятия в холле 1
этажа техникума оформлена открытая
информационная общественно географическая
студия «Терроризм угроза миру», где размещены
материалы по истории развития терроризма,
фото жертв
актов,
информация по географии ИГИЛ, памятки
инструкции ,отрывки воспоминаний выживших в
терактах, сочинения студентов техникума о
терроризме.
террористических
Приложение 1
Памятка «Как противостоять технологиям вербовки»
Общаясь с новыми людьми, особенно оnlain, помните о важных правилах безопасности:
Сохраняйте осознанность, понимание,
что с вами происходит сейчас.
Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем вы мне это говорите?»,
«Для чего вам это нужно?»
Перепроверяйте информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в
Интернете и заканчивая сводками МВД.
1.
2.11
3.
Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда
ни одна секта, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете
вы для достижения намеченных планов.
Приложение 2
Ситуативные задания для студентов
(комментарий компетентных лиц)
1.Вопрос: Представьте ситуацию, когда вы оказались заложником, а ваш друг Рустам,
находящийся с вами, говорит вам о том, что террористы не такие уж и плохие. И что
властям лучше выполнить их требования. Как вы ему ответите?
Комментарий (представителя антитеррористического подразделения, пример):
такое поведение заложников названо «Стокгольмским синдромом». Данный термин ввел
криминалист Нильс Биджерот (Nils Bejerot) во время анализа ситуации с захватом
заложников, возникшей в Стокгольме в августе 1973 года.
Психологический механизм стокгольмского синдрома состоит в том, что в условиях
полной физической зависимости от агрессивно настроенного террориста человек начинает
толковать любые его действия в свою пользу, особенно, если террорист не проявляет
физического насилия. Сознание заложника «цепляется», старается найти любые
проявления человечности у террориста, расценивая это как оптимистический сигнал,
увеличивающий шансы на освобождение. В то же время заложник может испытывать
ненависть и страх по отношению к тем, кто попытается насильственным способом их
освободить.
В случае, если такое чувство возникает, надо отдавать себе отчет, что террорист уже
совершил дерзкое преступление, когда заставил вас и ваших близких страдать, захватив в
заложники. Ему нет оправдания, какими бы «справедливыми», на его взгляд, мотивами он
не руководствовался.
2. Вопрос: Возникла стрельба, ты оказался на улице, Ваши действия …
Комментарий:
3. Вопрос: Если вам поступили угрозы по телефону, Вы должны…
Комментарий:
4. Вопрос: Вы обнаружили подозрительный предмет. Ваши действия.
Комментарий:
5.Вопрос: Если вы услышали выстрелы, находясь дома. Вам необходимо..12
Комментарий:
6.Вопрос: Если рядом прогремел взрыв. Ваши действия.
Комментарий: