Семья

  • docx
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Интегрированный урок занятия по праву и обществознанию на тему Счастливая семья.docx

 

 

Школа-гимназия № 33

с углубленным изучением экономики и права

г. Бишкек

 

 

 

 

Разработка урока по курсу

«Человек и общество»

 

Счастливая семья: что это такое?

 

11 класс

 

Разработал: Прокушкин А.В.

 

 

 

 

 

25.11.2017 г.

 

Интегрированный урок занятия по праву и обществознанию на тему Счастливая семья: что это такое?

 

Целевая установка:

§  закрепить знания учащихся по правовым и нравственным аспектам семейных отношений;

§  сформировать ответственное отношение к созданию семьи, родительству;

§  продолжить: воспитание навыков достойного поведения (равенство, уважение, взаимопонимание, умение оценивать ситуацию, бесконфликтность); воспитание социально – ответственной личности.

Оборудование: плакаты, выставка литературы и иллюстраций; слайды, проектор, экран; ЦОРы по обществознанию; музыкальная запись песни в исполнении М.Боярского «Остров детства» в формате mp3.

 

Ход урока

 

1. Вводное слово учителя.

Однажды, хочется думать, что на основе любви, вы сделаете свой выбор и станете не просто девушкой или юношей, а приобретёте совершенно иной статус:

«Семья!» И она должна стать надёжной и прочной, а ещё – счастливой! А для этого необходимо уметь строить прочные, бесконфликтные отношения, доверять, прощать. Ведь вы такие разные: у вас разное воспитание, разные жизненные принципы, разные увлечения.

В 9-ом классе мы изучали правовые основы брака и семьи, в 10-м - нравственные проблемы семьи. Сегодня мы проводим интегрированный урок совместно с психологом, поскольку данная тема имеет огромное социальное значение. Тема сегодняшнего урока: «Счастливая семья, что это такое?»

Откройте тетради, запишите тему урока. По ходу урока прошу вести записи интересных на ваш взгляд моментов.

(слайд №1)

 

2. Целевой установкой нашего урока являются следующие задачи:

(слайд № 2)

§  закрепить знания учащихся по правовым и нравственным аспектам семейных отношений;

§  сформировать ответственное отношение к созданию семьи родительству;

§  продолжить воспитание навыков достойного поведения (равенство, уважение, взаимопонимание, умение оценивать ситуацию, бесконфликтность), социально ответственной личности;

 

3. Прежде чем перейти к изучению новой темы нам необходимо повторить изученное ранее.

Что такое:

§   семейное право?

§   брак

§   семья

§   каковы основные функции семьи?

Посмотрите на экран, проверим правильность ответов. На слайде даны ответы на поставленные вопросы.

(слайд № 3)

 

4. Выступление психолога Каркоцкой Е.Э.:

В архиве одной счастливых семей найдена фотография, но часть изображения на фото стерта временем. Вам предлагается дорисовать недостающие фрагменты фотографии счастливой семьи. (слайд № 5)

Тренинг «Дорисуй фотографию».

Рисунки собрать. (Далее Каркоцкая Е.Э. обрабатывает материалы тренинга «Дорисуй фотографию»)

 

5. Переход к изучению нового материала. Прокушкин А.В.

(слайд № 4)

Семья – это сложный комплекс естественно-биологических, психологических, духовных, материальных связей. И, понятно, что далеко не все стороны семейных отношений могут быть урегулированы правом. Право бессильно, например, в регламентации духовных, психологических связей, взаимных чувств между членами семьи. Однако право оказывается единственно возможным и действенным средством в регулировании узловых моментов семейной жизни. Оно вносит в семейные отношения необходимую определённость, их признание и защиту обществом и государством. Вы уже владеете базовыми знаниями по праву об условиях заключения брака, брачного контракта; взаимных правах и обязанностях супругов, родителей, детей. Сегодня на эти понятия мы посмотрим несколько с другой стороны. Каждый, кто вступает в брак, надеется, что он будет счастливым. Что же вкладывается в понятие «счастливая семья?» Хочется обратить внимание, что мы будем с вами говорить о тех семьях, которые создадите вы сами в будущем.

 

6. Прокушкин А.В. дает задание классу, проводит опрос:

— каковы, на ваш взгляд, 3 главные составляющие семейного счастья?

(учащиеся называют, предварительно записав в тетради).

 

7. Каркоцкая Е.Э. Сопоставление проанализированных рисунков и ответов со статистическими данными по всей школе:

-113 опрошенных учащихся 8-10 классов ШГ № 33 ответили, что для них эти составляющие:

1.                 Любовь – 67%

2.                 Взаимопонимание – 49%

3.                 Уважение – 23%

4.                 Доверие – 23%

 (Сравнить с результатами в классе, показать первоначальный вариант фотографии).

8. Учитель обществознания:

Печально, что в последние годы всё чаще говорят о кризисе семьи. Она стала неустойчивой, конфликтной, малодетной или даже бездетной.

§     Почему, как вы считаете, возникают подобные конфликты?

(неумение общаться, отсутствие собственного жилья, неумение распределить, пусть и скромный, бюджет).

В последние годы всё меньше и меньше семей хотят иметь детей.

§     Как вы думаете, почему?

 

9. Каркоцкая Е.Э.:

Вы можете быть счастливыми и здоровыми, если будете ответственными, а чтобы ими стать, нужно хорошо представлять себе, что такое планирование семьи.

§     На ваш взгляд, что это такое? (несколько ответов учащихся)

А на самом деле «Планирование семьи» — это:

§     Ответственное родительство;

§     Право человека решать, когда и сколько иметь детей.

(сделайте записи в тетради).

 

10. Учитель обществознания:

Основными функциями семьи являются биологическая и репродуктивная. Создание новой семьи, становление новых правил, законов, обычаев, дело сложное и нескорое. Вступая в брак, вы становитесь участниками небывалого социального эксперимента. А насколько он труден, можно судить хотя бы потому что даже юридические нормы семейных отношений изменялись на протяжении жизни одного поколения четырежды.

Это не удивительно, ведь семья это в первую очередь социальная структура, изменяется общество, изменяется и семья.

Мы по-разному воспринимаем мир, по-разному смотрим на одни и те же вещи. У каждого из нас свое представление о семье. Но самые разные представления можно объединить стихотворением 12-летнего мальчика:

(слайд №5)

Дни бегут в трудах упрямо,
Но живем мы очень дружно;
Я, братишка, папа, мама, —
Что еще для счастья нужно?

Прошу обратить внимание на иллюстрацию на доске «Счастливая семья!?» (комментарий к иллюстрации)

 

11. Психолог:

Первое слово в жизни человека – слово «мама». Предлагаю вам посмотреть слайды, посвященные всем мамам планеты.

просмотр слайдов «Моей мамочке»

 

12. Учитель обществознания:

Оцените “Послание родителям от ребенка” (стр.34 из справочного пособия для молодой семьи)

Памятка родителям от ребенка. Прислушаемся к советам своих детей

1.                  Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

2.                  Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком».

3.                  Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

4.                  Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.

5.                  Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

6.                  Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

7.                  Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.

8.                  Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

9.                  Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

10.              Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.

11.              Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

12.              Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, – я окажусь с прибылью.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

 

С детьми не стоит ударяться в крайности,
И за свои заботы и усилия
Ворчливо упрекать в неблагодарности:
Они ведь вас рождать их не просили.

 

 

Э. Севрус

 

(обсуждение результатов и мнений учащихся).

Всем хорошо известно, что маме в семье без папы очень трудно.

(слайд №6)

Из письма 12- летней девочки:

У меня самый замечательный папа на свете.
Мы с ним учимся, отдыхаем.
Я самая счастливая потому, что меня родил папа.

 

13. Психолог:

А сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.

Предлагаю конкурс для юношей, будущих отцов: кто быстрее и лучше запеленает куклу.

Жюри- класс (зрители).

Кто лучше — определяете аплодисментами. (Призы–пустышки)

 

14. Психолог проводит тестирование «Ваша потребность в детях»

(стр. 20 из справочного пособия для молодой семьи).

Тест для родителей 
«Ваша потребность в детях» 
Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, суждения, связанные 
с рождением в семье ребенка. Отметьте, с какими из них вы согласны (напишите напротив «Да»), а с какими не согласны (напишите «Нет»). 
1. Рождение ребенка – это благотворная встряска, новые впечатления.

2. Рождение ребенка – это радость в доме.

3. Рождение ребенка – это возможность проявить свою нежность, заботу.

4. Рождение ребенка – это риск для здоровья.

5. Рождение ребенка – это большая физическая нагрузка.

6. Ребенок – это детская ласка, привязанность к отцу, матери.

7. Ребенок – помощник в семье, опора в старости.

8. Рождение ребенка – это предоставляемая возможность вырастить образованного интересного человека.

9. Ребенок – наследник всего хорошего во мне.

10. Рождение ребенка – это трудность воспитания и обучения.

11. Рождение ребенка – это разлад, напряжение в семье.

12. Рождение ребенка – это материальные затруднения.

13. Ребенок надежда и будущее родителей.

14. Рождение ребенка – это необходимость на время оставить работу, коллектив.

15. Рождение ребенка – это бессонные ночи.

16. Ребенок – это возможность проявить свой воспитательный потенциал.

17. Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами.

18. Рождение ребенка – это возможность вырастить доброго отзывчивого человека.

19. Рождение ребенка – это радость материнства/отцовства.

20. Рождение ребенка – это возня с пеленками и т.д.

21. Ребенок – это проблема жилья.

22. Ребенок – самый благодатный объект вложения наших сил.

23. Родить ребенка – значит столкнуться с трудностями его устройства в ясли, детский сад.

24. Завести ребенка – значит привязать себя к дому.

25. Дети – это потеря лучшей части нашей жизни.

26. Ребенок придает смысл жизни.

27. Дети – это волнение за их судьбу, будущее.

28. Рождение ребенка – это сложность в будущем дать ему хорошее образование, профессию.

29. Ребенок – это самый близкий человек в горе и в радости.

30. Рождение ребенка – это зависимость от бабушек и дедушек.

31. Дети – это гордость родителей.

32. Дети – это веселые игры, содержательный досуг.

Запишите себе по одному баллу за каждый ответ «Да» на следующие высказывания: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 18, 19, 22, 26, 29, 31, 32.

Теперь запишите по одному баллу за ответ «Нет» на высказывания: 4, 5, 10, 11, 12, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 30. Суммируйте набранные баллы.

Высокую потребность родителей в детях характеризует условный показатель, равный или превышающий (для мужчин) 18 баллов и (для женщин) 20 баллов. 

Тексты заранее приготовлены. (Ключ к тесту в конце текста)

 

15. Прокушкин А.В. Работа по вариантам:

I в. Чего хотят от вас родители?
II в. Чего вы хотите от своих родителей?

Обобщение ответов учащихся. Данные опросов учащихся школ Бишкека:

§     все дети знают, что родители хотят, чтобы они хорошо учились, убирались, были самостоятельными, послушными и т.д.

§     подростки же в один голос требуют от родителей понимания, уважения, свободы действий, чтобы не вторгались в их внутренний мир.

Но самое главное, что все родители желают видеть своих детей счастливыми.

Вот пожалуй и все…

Мы вновь вернулись к слову «Счастье», «счастливый», «счастливая семья».

В жизни часто бывают трудные ситуации.

 

16. Психолог:

Мы предлагаем вам адреса, куда вы можете обратиться при необходимости за советом, помощью, консультацией.

(слайд №7).

Более подробную информацию вы можете индивидуально получить в кабинете социального педагога и психолога.

 

17. Учитель обществознания:

Попробуйте записать 2 -3 предложения в тетради обобщающих и подводящих итог теме сегодняшнего нашего урока.

(Зачитываются ответы, учитель обобщает).

В заключение урока хочется сказать, что  оценки за урок вам поставит жизнь.

 

Домашнее задание:

Подобрать стихи, высказывания и оформить из семейных фотографий композицию «Счастливая семья» на листах формата А4.


 

Скачано с www.znanio.ru