Школа-гимназия № 33
с углубленным изучением экономики и права
г. Бишкек
Разработка урока по курсу
«Человек и общество»
“Счастливая семья: что это такое?”
11 класс
Разработал: Прокушкин А.В.
25.11.2017 г.
Интегрированный урок занятия по праву и обществознанию на тему “Счастливая семья: что это такое?”
Целевая установка:
§ закрепить знания учащихся по правовым и нравственным аспектам семейных отношений;
§ сформировать ответственное отношение к созданию семьи, родительству;
§ продолжить: воспитание навыков достойного поведения (равенство, уважение, взаимопонимание, умение оценивать ситуацию, бесконфликтность); воспитание социально – ответственной личности.
Оборудование: плакаты, выставка литературы и иллюстраций; слайды, проектор, экран; ЦОРы по обществознанию; музыкальная запись песни в исполнении М.Боярского «Остров детства» в формате mp3.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
Однажды, хочется думать, что на основе любви, вы сделаете свой выбор и станете не просто девушкой или юношей, а приобретёте совершенно иной статус:
«Семья!» И она должна стать надёжной и прочной, а ещё – счастливой! А для этого необходимо уметь строить прочные, бесконфликтные отношения, доверять, прощать. Ведь вы такие разные: у вас разное воспитание, разные жизненные принципы, разные увлечения.
В 9-ом классе мы изучали правовые основы брака и семьи, в 10-м - нравственные проблемы семьи. Сегодня мы проводим интегрированный урок совместно с психологом, поскольку данная тема имеет огромное социальное значение. Тема сегодняшнего урока: «Счастливая семья, что это такое?»
Откройте тетради, запишите тему урока. По ходу урока прошу вести записи интересных на ваш взгляд моментов.
(слайд №1)
2. Целевой установкой нашего урока являются следующие задачи:
(слайд № 2)
§ закрепить знания учащихся по правовым и нравственным аспектам семейных отношений;
§ сформировать ответственное отношение к созданию семьи родительству;
§ продолжить воспитание навыков достойного поведения (равенство, уважение, взаимопонимание, умение оценивать ситуацию, бесконфликтность), социально ответственной личности;
3. Прежде чем перейти к изучению новой темы нам необходимо повторить изученное ранее.
Что такое:
§ семейное право?
§ брак
§ семья
§ каковы основные функции семьи?
Посмотрите на экран, проверим правильность ответов. На слайде даны ответы на поставленные вопросы.
(слайд № 3)
4. Выступление психолога Каркоцкой Е.Э.:
В архиве одной счастливых семей найдена фотография, но часть изображения на фото стерта временем. Вам предлагается дорисовать недостающие фрагменты фотографии счастливой семьи. (слайд № 5)
Тренинг «Дорисуй фотографию».
Рисунки собрать. (Далее Каркоцкая Е.Э. обрабатывает материалы тренинга «Дорисуй фотографию»)
5. Переход к изучению нового материала. Прокушкин А.В.
(слайд № 4)
Семья – это сложный комплекс естественно-биологических, психологических, духовных, материальных связей. И, понятно, что далеко не все стороны семейных отношений могут быть урегулированы правом. Право бессильно, например, в регламентации духовных, психологических связей, взаимных чувств между членами семьи. Однако право оказывается единственно возможным и действенным средством в регулировании узловых моментов семейной жизни. Оно вносит в семейные отношения необходимую определённость, их признание и защиту обществом и государством. Вы уже владеете базовыми знаниями по праву об условиях заключения брака, брачного контракта; взаимных правах и обязанностях супругов, родителей, детей. Сегодня на эти понятия мы посмотрим несколько с другой стороны. Каждый, кто вступает в брак, надеется, что он будет счастливым. Что же вкладывается в понятие «счастливая семья?» Хочется обратить внимание, что мы будем с вами говорить о тех семьях, которые создадите вы сами в будущем.
6. Прокушкин А.В. дает задание классу, проводит опрос:
— каковы, на ваш взгляд, 3 главные составляющие семейного счастья?
(учащиеся называют, предварительно записав в тетради).
7. Каркоцкая Е.Э. Сопоставление проанализированных рисунков и ответов со статистическими данными по всей школе:
-113 опрошенных учащихся 8-10 классов ШГ № 33 ответили, что для них эти составляющие:
1. Любовь – 67%
2. Взаимопонимание – 49%
3. Уважение – 23%
4. Доверие – 23%
(Сравнить с результатами в классе, показать первоначальный вариант фотографии).
8. Учитель обществознания:
Печально, что в последние годы всё чаще говорят о кризисе семьи. Она стала неустойчивой, конфликтной, малодетной или даже бездетной.
§ Почему, как вы считаете, возникают подобные конфликты?
(неумение общаться, отсутствие собственного жилья, неумение распределить, пусть и скромный, бюджет).
В последние годы всё меньше и меньше семей хотят иметь детей.
§ Как вы думаете, почему?
9. Каркоцкая Е.Э.:
Вы можете быть счастливыми и здоровыми, если будете ответственными, а чтобы ими стать, нужно хорошо представлять себе, что такое планирование семьи.
§ На ваш взгляд, что это такое? (несколько ответов учащихся)
А на самом деле «Планирование семьи» — это:
§ Ответственное родительство;
§ Право человека решать, когда и сколько иметь детей.
(сделайте записи в тетради).
10. Учитель обществознания:
Основными функциями семьи являются биологическая и репродуктивная. Создание новой семьи, становление новых правил, законов, обычаев, дело сложное и нескорое. Вступая в брак, вы становитесь участниками небывалого социального эксперимента. А насколько он труден, можно судить хотя бы потому что даже юридические нормы семейных отношений изменялись на протяжении жизни одного поколения четырежды.
Это не удивительно, ведь семья это в первую очередь социальная структура, изменяется общество, изменяется и семья.
Мы по-разному воспринимаем мир, по-разному смотрим на одни и те же вещи. У каждого из нас свое представление о семье. Но самые разные представления можно объединить стихотворением 12-летнего мальчика:
(слайд №5)
Дни
бегут в трудах упрямо,
Но живем мы очень дружно;
Я, братишка, папа, мама, —
Что еще для счастья нужно?
Прошу обратить внимание на иллюстрацию на доске «Счастливая семья!?» (комментарий к иллюстрации)
11. Психолог:
Первое слово в жизни человека – слово «мама». Предлагаю вам посмотреть слайды, посвященные всем мамам планеты.
просмотр слайдов «Моей мамочке»
12. Учитель обществознания:
Оцените “Послание родителям от ребенка” (стр.34 из справочного пособия для молодой семьи)
Памятка родителям от ребенка. Прислушаемся к советам своих детей
1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком».
3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
9. Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.
11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, – я окажусь с прибылью.
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта.
Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
|
С
детьми не стоит ударяться в крайности, |
|
|
Э. Севрус |
|
(обсуждение результатов и мнений учащихся).
Всем хорошо известно, что маме в семье без папы очень трудно.
(слайд №6)
Из письма 12- летней девочки:
У меня самый замечательный папа на свете.
Мы с ним учимся, отдыхаем.
Я самая счастливая потому, что меня родил папа.
13. Психолог:
А сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.
Предлагаю конкурс для юношей, будущих отцов: кто быстрее и лучше запеленает куклу.
Жюри- класс (зрители).
Кто лучше — определяете аплодисментами. (Призы–пустышки)
14. Психолог проводит тестирование «Ваша потребность в детях»
(стр. 20 из справочного пособия для молодой семьи).
Тест
для родителей
«Ваша потребность в детях»
Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, суждения, связанные с рождением в семье ребенка. Отметьте, с
какими из них вы согласны (напишите напротив «Да»), а с какими не согласны
(напишите «Нет»).
1. Рождение ребенка – это благотворная встряска, новые впечатления.
2. Рождение ребенка – это радость в доме.
3. Рождение ребенка – это возможность проявить свою нежность, заботу.
4. Рождение ребенка – это риск для здоровья.
5. Рождение ребенка – это большая физическая нагрузка.
6. Ребенок – это детская ласка, привязанность к отцу, матери.
7. Ребенок – помощник в семье, опора в старости.
8. Рождение ребенка – это предоставляемая возможность вырастить образованного интересного человека.
9. Ребенок – наследник всего хорошего во мне.
10. Рождение ребенка – это трудность воспитания и обучения.
11. Рождение ребенка – это разлад, напряжение в семье.
12. Рождение ребенка – это материальные затруднения.
13. Ребенок надежда и будущее родителей.
14. Рождение ребенка – это необходимость на время оставить работу, коллектив.
15. Рождение ребенка – это бессонные ночи.
16. Ребенок – это возможность проявить свой воспитательный потенциал.
17. Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами.
18. Рождение ребенка – это возможность вырастить доброго отзывчивого человека.
19. Рождение ребенка – это радость материнства/отцовства.
20. Рождение ребенка – это возня с пеленками и т.д.
21. Ребенок – это проблема жилья.
22. Ребенок – самый благодатный объект вложения наших сил.
23. Родить ребенка – значит столкнуться с трудностями его устройства в ясли, детский сад.
24. Завести ребенка – значит привязать себя к дому.
25. Дети – это потеря лучшей части нашей жизни.
26. Ребенок придает смысл жизни.
27. Дети – это волнение за их судьбу, будущее.
28. Рождение ребенка – это сложность в будущем дать ему хорошее образование, профессию.
29. Ребенок – это самый близкий человек в горе и в радости.
30. Рождение ребенка – это зависимость от бабушек и дедушек.
31. Дети – это гордость родителей.
32. Дети – это веселые игры, содержательный досуг.
Запишите себе по одному баллу за каждый ответ «Да» на следующие высказывания: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 18, 19, 22, 26, 29, 31, 32.
Теперь запишите по одному баллу за ответ «Нет» на высказывания: 4, 5, 10, 11, 12, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 30. Суммируйте набранные баллы.
Высокую потребность родителей в детях характеризует условный показатель, равный или превышающий (для мужчин) 18 баллов и (для женщин) 20 баллов.
Тексты заранее приготовлены. (Ключ к тесту в конце текста)
15. Прокушкин А.В. Работа по вариантам:
I в. Чего хотят от вас родители?
II в. Чего вы хотите от своих родителей?
Обобщение ответов учащихся. Данные опросов учащихся школ Бишкека:
§ все дети знают, что родители хотят, чтобы они хорошо учились, убирались, были самостоятельными, послушными и т.д.
§ подростки же в один голос требуют от родителей понимания, уважения, свободы действий, чтобы не вторгались в их внутренний мир.
Но самое главное, что все родители желают видеть своих детей счастливыми.
Вот пожалуй и все…
Мы вновь вернулись к слову «Счастье», «счастливый», «счастливая семья».
В жизни часто бывают трудные ситуации.
16. Психолог:
Мы предлагаем вам адреса, куда вы можете обратиться при необходимости за советом, помощью, консультацией.
(слайд №7).
Более подробную информацию вы можете индивидуально получить в кабинете социального педагога и психолога.
17. Учитель обществознания:
Попробуйте записать 2 -3 предложения в тетради обобщающих и подводящих итог теме сегодняшнего нашего урока.
(Зачитываются ответы, учитель обобщает).
В заключение урока хочется сказать, что оценки за урок вам поставит жизнь.
Домашнее задание:
Подобрать стихи, высказывания и оформить из семейных фотографий композицию «Счастливая семья» на листах формата А4.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.