Семья и школа:пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника
Оценка 4.8

Семья и школа:пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника

Оценка 4.8
docx
21.11.2022
Семья и школа:пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника
Выступление для заседания ШМО учителей начальных классов..docx

Выступление для заседания ШМО учителей начальных классов.

Тема выступления: Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника.

Цель выступления: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

Задачи выступления:

1. Проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы;

2. Выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.

Форма проведения: деловая игра.

Используемые методы: «мозговой штурм»; групповая дискуссия; метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Вступительное слово. Обоснование актуальности выбора темы.

Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся – субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. И наше сегодняшнее заседание мы посвящаем теме взаимодействия семьи и школы.

Теоретические выступления по теме.

а) Задачи взаимодействия и приоритетные направления совместной деятельности семьи и школы.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Как писал Ш. Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную систему». Т.е. семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

·           воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся;

·           формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся;

·           привитие навыков здорового образа жизни;

·           развитие интересов, склонностей, способностей учащихся;

·           подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1) организация диагностической работы по изучению семей.

Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, и др.).

2) организация психолого- педагогического просвещения родителей.

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания. Основной формой пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).

3) создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники класса, походы, спортивные игры, ролевые игры.

4) создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

·           родительские комитеты (классные);

·           совет школы;

·           информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Родители информируются о новшествах и изменениях, происходящих в школе: ФГОС, «Школьная форма» и пр.

В школу родители чаще всего приходят на родительские собрания. Реже в тех случаях, если возникают вопросы с успеваемостью ребёнка, или же если в школу их взывает классный руководитель. Совсем мало кто из родителей приходит в школу для оказания помощи для организации классных и школьных мероприятий.

Работа педагогов в творческих группах.

Введение ФГОС требует иных взаимоотношении семьи и школы, взаимоотношений которые построены на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности.  Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далеких от педагогических теорий современных мам и пап, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка?
Сейчас предлагаю вам поработать в группах над поиском оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Каждая группа получит лист с заданием. На обсуждение и выработку вашего общего мнения вам даётся 10 минут. Чтобы работа всех членов группы была плодотворной и активной, мы предлагаем вам следующие роли в группе (обратите внимание на цветной кружок на вашем стуле):
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Завхоз (красный) – ответственный за оборудование:
Координатор (жёлтый) – руководитель группы:
Хранитель времени (фиолетовый)
Бодрила (синий)
Секретарь (зелёный) ведёт записи результатов работы группы.
Контролёр (оранжевый) проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.
Докладчик (серебристый) представляет результаты работы группы.

Задания группам (каждая группа получает лист с заданием и необходимые материалы). ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рефлексия «Всё дело в шляпах»

а) Каждой группе выдаётся одно из нарисованных на бумаге изображений шляпы (красной, черной, желтой, зеленой, белой). «Синюю шляпу» ведущий берет себе.  

Итак, подведём итоги нашего заседания.  А поможет нам в этом одна притча... 

"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, т. к. все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, они ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами – белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой. Сыновья решили, что это очень дорогой заказ и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали они заказчика, ждали, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый сказал: "Возьму белую шляпу, т. к. белый – благородный цвет". "Возьму черную, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал". Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвертый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло – и взял желтую шляпу. Пятый очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как все меняется, – он взял себе зеленую шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – и выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат начал видеть все в черном цвете, обращать внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше". 

Давайте и мы сегодня примерим эти шляпы. Обладатели белой шляпы изложат только факты, никаких эмоций и чувств; красной – проанализируют проблему, рассмотренную на заседании, с позиции чувств, расскажут, что ощущают в связи с этим; черной – попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности; желтой – будут искать только все самое хорошее, смотреть на проблему с позиции оптимиста; зеленой – фокусируются на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Человек с синей шляпой проанализирует все услышанное и предложит решение. 

б) Обсуждение в группах и представление результатов.

Примечание"Синяя шляпа" в ходе работы групп перемещается по залу и наблюдает, подсказывает, принимает активное участие в обсуждении, готовится к обобщению и проектирует решение МО.

Подведение итогов.

Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Конечно, самая большая работа с родителями возложена на плечи классных руководителей. В третьей четверти обязательно должно состояться методическое совещание по теме «Работа с родителями». Классные руководители будут работать в группах над разными проблемами:

•    разрабатывать правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся;

•    составлять краткий план подготовки к родительскому собранию, чтобы решить проблему низкой посещаемости родительских собраний;

•    предлагать интересные темы коллективных творческих дел совместно с детьми и родителями.

«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!»

 

Решения, принятые на заседании ШМО:

·       Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству;

·       Организовать методическое совещание по теме «Работа с родителями».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РОЛИ В ГРУППЕ

Завхоз – ответственный за оборудование:

1)    обеспечивает группу инструментами и материалами, которые получает

2)    следит за их сохранностью и использованием.

Координатор – руководитель группы:

1)    следит, чтобы все члены группы имели равную возможность участвовать в работе;

2)    подводит итоги обсуждения, обобщает предложения, высказывания.

Хранитель времени:

1)    следит, чтобы группа не отвлекалась от заданной темы;

2)    следит за временем работы.

Бодрила:

1)    следит за «атмосферой сотрудничества», помогает поддерживать в группе положительное рабочее настроение;

2)    воодушевляет членов группы на сотрудничество;

3)    поощряет членов группы.

Секретарь ведёт записи результатов работы группы.

Контролёр проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.

Докладчик представляет результаты работы группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 группа

Организация совместной деятельности педагогов и родителей – важнейший путь развития их сотрудничества. Эффективность этой работы повышается, если:

·               у взаимодействующих сторон сформирована положительная установка на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

·               осуществляется совместное планирование, организация, подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций в этом процессе;

·               участники взаимодействия могут выбирать виды и способы совместной деятельности.

Согласны ли вы с этим? От чего ещё зависит успех сотрудничества семьи и школы?

2 группа

В январе этого учебного года в школе проводился опрос родителей. В ходе анкетирования были получены следующие результаты (см. приложения)

Задача группы проанализировать результаты анкетирования, используя предложенные вопросы. А так же  внести предложения по данным вопросам для того, чтобы  реально что- то  изменить в нашей школе.

Вопросы для анализа:

·               Какие моменты, отмеченные родителями, преобладают в ответах (отрицательные или положительные)?

·               Какое представление имеют родители о жизни школы (полное, частичное, вообще никакого)?  Почему?

·               Какие проблемы наиболее актуальны для родителей в настоящее время?

·               Что предлагают родители для решения проблем, которые их волнуют?  Реально ли выполнить их предложения?

 

3 группа

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Какие формы поощрения родительской активности вы можете предложить?

 

4 группа «Трудные» родители. Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке?  Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?

Сформулируйте правила работы с «трудными» родителями.

5 группа

Иванов И.П. считает, что совместное творческое дело – это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат.

Предложите виды совместной деятельности родителей, педагогов, детей и социальных партнёров.

Какие формы работы могут быть использованы при организации этой деятельности?

 

 


 

Выступление для заседания ШМО учителей начальных классов

Выступление для заседания ШМО учителей начальных классов

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия: · воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся; · формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся; ·…

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия: · воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся; · формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся; ·…

В школу родители чаще всего приходят на родительские собрания

В школу родители чаще всего приходят на родительские собрания

Возьму черную, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал"

Возьму черную, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал"

Мы знаем: без сомнения, Продлится много дней

Мы знаем: без сомнения, Продлится много дней

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РОЛИ В ГРУППЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РОЛИ В ГРУППЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1 группа Организация совместной деятельности педагогов и родителей – важнейший путь развития их сотрудничества

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1 группа Организация совместной деятельности педагогов и родителей – важнейший путь развития их сотрудничества

Предложите виды совместной деятельности родителей, педагогов, детей и социальных партнёров

Предложите виды совместной деятельности родителей, педагогов, детей и социальных партнёров
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022