Р.Р.Сафиуллин
Ведущий специалист отдела образования
администрации Асекеевского района,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Асекеевская СОШ» «Асекеевский район»
Оренбургская область
«Семья в системе воспитания
и социализации личности»
Оглавление
1. Воспитание в семье
2. Отношение родителей и детей в семье
3. Содержание воспитания в семье
4. Методы воспитания детей в семье
5. Правила семейного воспитания
6. Педагогическая поддержка семьи
7. Приложения
Введение
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формировании личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Будем надеяться. Что человеческая мудрость все же найдет выход , и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни- 30мин. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль – выяснению того, какие оценки получены.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующее:
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию
(зарплаты, продуктов питания, товаров и.т.д.)
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома – 36ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11ч.
4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.
6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.
7. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа , вследствие многих причин ставшая не престижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать двойственную помощь семье.
Впервые за последние 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорностью. Некоторая часть детей )около 5-6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров.
Исходя из этого, педагоги перестраивают свою деятельность в плане:
гуманизации отношений в семье. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя – когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие. Конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей.
Актуальность исследования:
«Учите терпению в страдании, бодрости в несчастии, мужеству в правом деле», - призывал выдающийся педагог Н.И.Новиков. Познакомьтесь с его советами, имевшими в прежние времена большое влияние на родителей. (Новиков Н.И. О образовании сердца // Избранное. – М., 1983. – С.406-407).
«Отклоняющееся поведение детей в семье принято классифицировать в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наиболее характерными из них являются: непослушание, детский негативизм, упрямство, капризы, а также своеволие, недисциплинированность и, наконец, правонарушения».
( Островский А.Н. Образование и воспитание // Избр. Пед.соч. – М., 1985. – С.262-263)
Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л.Кассиль.
«Семья дает ребенку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которая школа должна не подавлять, а поддерживать». ( Кассиль Л.А. навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1983. – С.90-93 )
Также работ, касающихся семейного воспитания можно увидеть в работах:
Антонов А. И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М.,1990; Зацепин В.И. и др. Молодая семья. – Киев, 1991.; Игошев К.Е., Минковский Г.м. Семья, дети, школа. _ М., 1989.; Капралова Р.М. работа класного руководителя с родителями. – М., 1980.; Мудрость воспитания: Книга для родителей – М., 1989.; Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989; Отец в семье: Книга для родителей. М., 1970.; Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. –М., 1977.;
Хорошо отображены отношения семьи и детей в работах:
Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М., 1988.; Афанасьева Т. семья М., 1985.; Джайнот Х. Родители и дети М., 1986.; Земска М. Семья и личность. М.. 1986.; Ковалев С. Психология семейных отношений. М., 1987.; Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание . М., 1999.; Макаренко А.С. Лекция о воспитании детей // Избр. Пед. Соч.: В 2т. М., 1977.; Нельсен Дж. И др. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. М., 1995.
Подытоживая эти в общем хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к выводу:
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
- семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое общество;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
· существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Цель исследования – на основе изучения теоретических аспектов и организации опытно - экспериментальной работы определить роль семьи в системе воспитания и социализации личности.
Объект исследования - роль семьи в системе воспитания и социализации личности.
Предмет исследования – семья в системе воспитания и социализации личности.
Гипотеза исследования – семья в системе воспитания и социализации личности будет эффективным, если:
- семейное воспитание и социализация личности организуется через взаимодействие школы, общественности, направленное на повышение педагогической культуры родителей, укрепление семьи и родственных связей, пропаганду здорового образа жизни, педагогической поддержки семьи, отношение учителей, родителей и детей.
Задачи исследования – проанализировать состояние проблемы в исторической, этнографической, философской, социологической и психолого-педагогической литературы;
- выявить воспитательный потенциал семьи в социализации личности;
- опытно - экспериментальным путем проверить эффективность роли семьи в системе воспитания и социализация личности.
Методологическую основу исследования составляют идеи о развитии личности и ее направленности, основные философские положения о природе и сущности человеческой деятельности и общения, единстве теории и практики, соотношение биологического и социального в
человеке, взаимоотношениях, общечеловеческой и национальной культуры, взаимообусловленности и взаимосвязи общественной и семейной жизни, природосообразности и естественности воспитания, работы педагогов, психологов по использованию опыта в воспитании молодежи, обще дидактическая теория содержания образования, научные знания связанные с проблемой семейного воспитания и социализации личности.
Очень беспокоят учащихся проблемы будущей семейной жизни.
По данным исследования, о специфике отношений между мужчиной и женщиной узнали в 9-10 лет и раньше 42% респондентов, в 10-12 лет – 24%, в 13-14 лет – 33%. Отсюда вывод: когда изучаются отношения между женщиной и мужчиной в школе, уже практически все «образованные». Кем же? Отметим, что для 50% их «просветителями» стали сверстники, 24% - старшие ребята, 30% - специальная и популярная литература. Только 3% назвали своих родителей, которые тактично объяснили сложные вопросы физиологического рождения человека. Никто из опрошенных не назвал учителей.
В исследованиях, проведенном в школах 190 учащихся, изучался вопрос: насколько совпадают мнения родителей и учащихся при выборе профессий? Данные показывают, что около 45% юношей, ориентировались при выборе профессии на мнение матерей. Так как их взгляды совпадают со взглядами молодежи на жизнь. Значительно ниже авторитет отцов, его отметили лишь 37,5% юношей.
Кто влияет на выбор профессии
|
% |
Мать Отец Другие родственники Учителя Друзья |
47,0 25,1 14,9 7,0 57,5 |
В целом можно сказать, что совпадение интересов семьи и учащихся 11 классов имеет место приблизительно у 1\3 учащихся старших классов. Приоритетную роль в жизни самоопределении, в том числе профессиональном, играют друзья.
Практически расходятся во мнениях о решении жизненных проблем учителя и школьники. Лишь 4,9% юношей отмечают, что изменения совпадают с мнениями педагогов.
В среднем еще около 40% опрошенных считают, что по отдельным проблемам их мнения совпадают с мнениями родителей, друзей, родственников, а по вопросам оценок учебы – и педагогов.
Более 50% опрошенных отметили, что их мнения по жизненно важным вопросам практически не совпадают с мнениями педагогов.
Снижение авторитета учителя за последнее десятилетие обусловлено не только неэффективной системой воспитания, но и качеством подготовки
педагогов, которые часто не способны налаживать эффективные коммуникации со школьниками, а основным типом общения считают «социальное давление» и даже оскорбление.
Таким образом, можно сказать, что современная школа не выполняет своих функций по профессиональной ориентации молодежи, а следовательно, их подготовка к труду и жизни.
Отношение родителей , педагогов и детей – сложная проблема. Сложность ее – в скрытом. Интимном характере человеческих отношений, трудности и щепетильности «внешнего» проникновения в них. Педагоги установили, что отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений, и возникают они постепенно. Родители же обращаются к педагогу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» конфликтной ситуации. т.е они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт – жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но несмотря на все их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.
2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные , сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечается едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родителями и детьми. Фактическое данные дают основание обозначить наиболее частые причины этой «трещинки»:
а) некоторые расхождения между характером требований и личным поведением;
б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью.
Подчас родители психологически не поспевают за динамизмом развития детей. А они уже школьники, подростки, уже старшеклассники, уже имеют свое мнение, уже не соглашаются. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена.
3. Материально- ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью – чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряются только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.
Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются в низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить на будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.
Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях – с аморальными поступками.
Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте, родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры
общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.
5. Антисоциальные семьи. Это скорее, не семья, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали. Не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.
Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.
Острые конфликты могут возникнуть и из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.
На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов – в частности. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Есть на то объективные, субъективные причины, но детям от них не легче. Исследования Г.А.Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% - к отцам: «отец пьет много», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».
Отсюда можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.
На первом месте – педагогическая несовместимость родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным факторам человеческой деятельности. А значительное большинство родителей приступают к этому важнейшему делу, не имея о нем сколько-нибудь ясных, а тем более педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности.
В типичном варианте такие родители «упускают» детей, между ними складываются отношения, поправить которые часто уже невозможно. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения.
Другая причина – жестокие, варварские методы «воспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут на смену нормальному общению приходит полное отчуждение, вражда.
Содержание воспитания в семье.
Содержание воспитания в семье обуславливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуальную развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления- физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.
Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается – приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и.т.д.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.
Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: »Ваши дети очень опрятные»,»Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяю в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.
Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание – процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.
Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три вида отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С.Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей ( чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих.
«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей – явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.
Попустительский тип отношения А.С.Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С.Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.
3.Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.
Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.
Всему миру известен опыт воспитания Л и Б Никитиных. Они создали в своей семье уникальные условия воспитания детей. Сейчас Никитины делятся своим опытом со страниц книг «Мы и наши дети», «Мы, наши дети и внуки», «Развивающие игры» и другие.
Важнейшим условием развития всех способностей Никитины считают своевременное начало. Каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. С возрастом эти возможности постепенно угасают, слабеют. Поэтому очень важно, чтобы условия опережали развитие, которое будет просто своевременным, а вовсе не «ранним».
Ребенку необходимо широкое поле деятельности, нужно, чтобы в его руки попадали карандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, краски, картон, пластилин, кубики – все то, чем можно работать. А это обеспечивает богатство условий для развития ребенка. У Никитиных для такой деятельности существует комната-мастерская, где можно клеить, резать, пилить, забивать гвозди и.т.д., т.е проявлять себя в каком бы то ни было творчестве. Никитины постарались воспользоваться чуткостью и восприимчивостью детского ума в обучении грамоте, счету, в знакомстве детей с мерами длины, веса, времени и.т.д. Дети с раннего возраста пользуются наглядностью, которая представлена в доме Никитиных в широком ассортименте. Это касса письменных букв из проволоки, учебный термометр метрового роста, самодельные часы, простые математические таблицы, измерительные приборы: весы, динамометры, секундомеры. Особое место среди учебных пособий занимают развивающие игры. В них можно играть уже на втором году жизни. О развивающих играх Никитиными написана целая книга. Развивающие игры могут дать пищу для ума с раннего возраста, они создают условия для опережающего развития способностей. Как и любые игры, они создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Никитины считают, что предоставив своим ребятишкам максимум свободы, избежали сразу трех зол: и перегрузки, и возможного отвращения детей от нужных и полезных дел, и тяги к уличным соблазнам.
Наряду со свободой в поступках и времяпрепровождении уживаются в семье Никитиных обязательные дела, которая надо делать безо всяких «хочется, не хочется». И таких дел в доме много. Главное не упустить тот момент, когда ребенок хочет помочь, пытается делать все, что делает папа или мама. Эту помощь нужно принять, а не отвергать. Давая какие-то поручения, нужно предлагать помощь другому, а не отдавать приказания.
Лена Алексеевна Никитина уверена, что и физическое, и умственное, и трудовое воспитание важны. Но самое главное в жизни с детьми- налаживание человеческих отношений. Она убеждена, что, например, школьная жизнь
ребенка зависит не только от его здоровья и умственного развития, но и от того, каков он будет в ребячьем коллективе. Отзывчив или эгоистичен, общителен или замкнут, сможет ли остаться самим собой в разных сложных ситуациях. Это все зависит от того, каков у него был опыт общения до школы: было ли ему о ком заботиться, с кем поспорить, перед кем отстоять себя, научился ли он жалеть, сочувствовать, понимать других и почувствовал ли он ни с чем не сравнимую радость сделать что-то для людей, радость отдачи, радость ощущения нужности людям. На пути к этим азбучным истинам Никитиным помогло то, что у них была большая семья, где дети выступали в разнообразной связи со взрослыми и между собой – помощь, забота, подражание, отстаивание, обида, жалость и.т.д. и.т.п. А родители регулировали эти отношения, налаживали их на основе взаимного уважения среди членов семьи и на основе заботы друг о друге. Так у детей вырабатывается правильная ориентация в нравственных ценностях, твердое знание того, что такое хорошо, а что такое плохо.
Методы воспитания детей в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но не имеют свою специфику:
· влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности.
· Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и.т.д.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод- поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению,
проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.
Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение ( объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение
( похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание ( лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение,
режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздник, символы, атрибуты, реликвии ит.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:
1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и.т.д. Простые, казалось бы , сведения, но 41% родителей не знают какие книги читают их дети;48% - какие фильмы смотрят; 67% - какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 105 учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997), 86% юных правонарушителей ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.
Исходя из этих опросов, я провел в стенах нашего Профессионального училища свой опрос среди правонарушителей. 90% опрошенных ответили, что их родители не контролируют и не знают, где они находятся вечерами, и чем занимаются. Это показывает, что в настоящее время возрастает незнание родителей своих детей.
2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.
3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.
4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте
от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека» - писал В.А.Сухомлинский (Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч. – М., 1979. – Ч.1. С.152)
За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекает важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют
всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекает советы родителям, правила семейного воспитания.
Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если ставим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам. Природа выходит, проблем не создает.
Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание? Во первых, наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве. Во-первых, и это уже подвластно родителям, - изменяющиеся и постоянно усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда и подавляющее число проблем. В- третьих, постоянно снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от народной педагогики, традиций и воспитания всем обществом.
Социальная педагогика семьи замечает все более тонкие связи и советует использовать их для повышения качества воспитания современных детей.
1. Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом.
2. Следующее положение – «власть любимого» напоминает нам, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами. Любите детей, и они станут воспитанными без дополнительных усилий с вашей стороны
3. Избегайте действия зависимости «давящего молчания»: контактная ситуация, сознательно удерживаемая одной стороной от превращения ее в общение, становится для другой стороны нарастающе и очень быстро непереносимо – неприятной с появлением унизительно явственного чувства, когда человек сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное чужое «Отстань» или «Пошел прочь».
4. Еще никому не удавалось прожить свой век гладко – без ошибок, потерь и унижений. Жизнь сложна и удивительна. Больше беседуйте о жизни. Вместо нотаций – пример, притча, жизненный опыт, семейная история.
5. С непослушными детьми чаще применяйте прием «попадания впросак». Ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или очевидно глупо, причем он понимает, что «подставился» сам – своей неуступчивостью, глупостью, своим непослушанием, - спешит скорее выбраться из нее. Спровоцируйте несколько подобных ситуаций, и вы увидите, как плодотворно они повлияют на осмысление жизни вашим чадом.
6. Учитывайте факторы доступности, простоты и очевидности. Не усложняйте своего педагогического воздействия ненужными подробностями, пояснениями. Требование должно быть четко поставлено и четко выполнено.
7. Совет, данный кому-либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек. При общении с подростками об этом нужно помнить постоянно.
8. Чем ближе к ребенку надзор над ним, тем эффективнее функция подчинения. Выбирайте, что вам больше по душе, а потом устанавливайте степень надзора.
Педагогическая поддержка семьи.
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.
Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:
1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.
2. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.
3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер их устранению.
Основную работу с родителями школа проводит родительские объединения, носящие различные названия – родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, президиумы, комиссии, клубы и.т.п. Каждое из таких объединений имеет свой устав, которым определяется главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности.
Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.
Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.
Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя
становится открытой системой для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.
Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:
· креативности – свободного развития способностей детей;
· гуманизма – признание личности в качестве абсолютной ценности;
· демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;
· гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;
· ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;
· приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.
В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания – нравственном, физическом, трудовом , интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности – экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей; гражданственности и патриотизма.
Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна- недовольство поведением или учебой, а повод – конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей.
Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
· не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;
· проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
· исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
· беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;
· не предъявляйте претензии к родителям;
К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутренних взаимосвязей родителей и детей.
Давайте посмотрим один пример отношения классного руководителя с родителями:
Перед родительским собранием учитель предлагает родителя сесть на места своих детей в классе. На каждой парте перед родителем он кладет тетради детей и лист бумаги, сложенный вдвое. На внутренней стороне листа сделаны записи только для этого родителя.
Например: «Саша стал заниматься лучше. Однако прошу усилить внимание к занятиям математикой. Прошу прийти на консультацию в ближайшую субботу в 13.00»
«Миша стал рассеянным, невнимательным. Прошу остаться для беседы»
«Света плохо пересказывает прочитанный материал. Прошу обратить внимание на ее речь, когда она рассказывает вам о школе, пересказывает фильмы, сказки»
Из этого примера можно сделать вывод, что классный руководитель поставил для себя цель, что ни в коем случае нельзя оглашать перед всеми родителями проблемы ученика в обучении, поведении и выяснения причин и совместного решения в их преодолении в индивидуальном порядке.
Вдумчивый учитель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказывать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.
Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу- воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.
Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира- вот конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и школы. Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, студента, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает учебное заведение и которого, естественно, должны желать и родители, может быть достигнут только совместными усилиями.
Недостатки в поведении старших школьников определяются рядом причин, на которые указали классные руководители.
Причины |
% к числу опрошенных |
Семья: излишняя опека, захваливание, пресыщение материальными благами, высокое служебное положение родителей |
61 |
Семья: бедность, недовольство жизнью, необходимость подрабатывать |
46 |
Школа: захваливание с младших классов, опекунство в учебе, прощение проступков, предоставление привилегий за спортивные успехи и участие в общественной работе |
24 |
Особенности возраста |
19 |
Среда: улица, двор, друзья |
10 |
Низкий уровень культуры |
8 |
Приложение 1
Анкета для родителей.
Знаете ли вы своего ребенка?
(примерная программа наблюдения за ребенком в семье и составление на него психолого-педагогической характеристики)
1. Психологические данные
1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?
2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающим?
3. Как развита воля? В чем она проявляется?
4. Разговорчив или замкнут?
5. Ленив или нет? В чем это проявляется?
6. Какова память?
7. Как реагирует на обиды?
8. Проявляется ли озлобленность?
9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?
10. Капризен ли? В каких случаях?
11. Драчливость? Чем вызывается?
12. Имеет ли стремление к самостоятельности?
13. Проявляет ли потребительские отношения к родителям, учителям?
14. Кого уважает и за что?
15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?
16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?
17. Упрямство. В чем выражается?
1. Аккуратность (примеры)
2. Как поднимается с постели?
3. Умывание (его способ и отношение к нему).
4. Когда ложится спать?
5. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.
6. Еда. Что любит и не любит? Когда ест и сколько раз в день?
1. Играет ли дома?
2. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?
3. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?
4. Какие игры и развлечения больше всего любит?
Физический труд
1. Несет ли какие – либо обязанности дома? Какие?
2. Понимает ли необходимость труда?
3. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?
4. Чем занимается, когда бывает дома?
Социальная жизнь
1. Как относится к товарищам?
2. Как относится к соседям, знакомым родителей?
3. много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?
4. Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?
5. В каких общественных организациях участвует (активно, неактивно, по принуждению)?
Приложение 2
Умственная и эстетическая жизнь
1. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?
2. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознателен ли? Примеры
3. Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?
4. Как реагирует на наказание и поощрение? Укажите конкретно, какие и как на него действуют?
5. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявляется?
6. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательная, эмоциональная, логическая, произвольная, непроизвольная)?
7. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку?
8. Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?
9. Любит ли пересказывать виденное и услышанное? Что именно?
Данная анкета не только позволяет родителям узнать степень знания ими своего ребенка. Она решает еще три важные педагогические задачи:
1. Узнав с помощью анкеты пробелы в своем знании ребенка, родители обратятся за помощью к классному руководителю, что будет способствовать укреплению контактов со школой, с педагогами. Таково первое преимущество анкетирования.
2. С другой стороны, и классный руководитель, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполненной анкеты многое из того, что в школьных условиях он мог и не увидеть.
3. Проведя такое анкетирование спустя хотя бы один год, родители могут наглядно увидеть, как развивается их ребенок, что прибавилось в его характеристике и что еще нужно сделать для всестороннего развития личности ребенка
Приложение 3
1. Хотел ли Ваш ребенок пойти в школу?
2. Изменилось ли отношение Вашего ребенка к школе за время учебы
(если «да», то когда именно изменилось и почему)?
3. Какими учебными дисциплинами интересуется Ваш ребенок больше всего?
4. По каким предметам он делает домашние задания быстро?
5. По каким предметам он выполняет домашние задания медленно и неохотно?
6. Проверяете ли вы домашние задания?
а) всегда
б) часто;
в) иногда;
г) не нахожу нужным
7. Ваш ребенок утром идет в школу:
а) с желанием
б) неохотно
в) без выраженного интереса
8. Что вызывает Ваше беспокойство в учебной деятельности ребенка?
9. Как, по Вашему мнению, это можно исправить?
10. Ваши пожелания педагогам.
Приложение 4
Какое место в вашей жизни занимают дети?
Варианты ответов:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
Вопросы: можете ли Вы…
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребенку ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя? Поставить себя на место ребенка?
6. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея, прекрасный принц?
7. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
8. всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
9. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
10. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет?
11. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
Подсчитайте общую сумму набранных баллов: каждый ответ «а» оценивается в 3 балла; «б»- 2 балла; «в» - 1 балл.
Вы набрали:
- менее 16 баллов - у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает знаний, либо желания, либо терпения сделать ребенка личностью. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов;
- от 16 до 30 баллов – забота о ребенке для вас вопрос первостепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях- излишне мягки, вы склонны к компромиссам, которые могут ослабить воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка;
- от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Литература
1. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. –М., 1990
2. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. – Киев, 1991
3. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. –М., 1989.
4. Корчак Я. Как любить детей. – М., 1973
5. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки – М., 1989
6. Отец в семье: Книга для родителей. – М., 1970
7. Прощицкая Е.Н. Выбирайте професию. – М., 1991
8. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. _., 1977
9. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими \ Пер. с англ. –М., 1993
10. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. М.. 1997
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.