Семья как субъект педагогического взаимодействия
Оценка 4.9

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Оценка 4.9
Документация
doc
обществознание
10 кл
13.01.2018
Семья как субъект педагогического взаимодействия
Структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей – ещё не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. «Семья есть микрокосм того общества, которое её создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, - писал русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891), - каждая семья настолько дурна или настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание». Недолог век семьи на фоне истории развития человечества – по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникла с разложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то можно увидеть, как по мере развития орудий труда и форм хозяйствования человек обретал силыЛекционный материал к уроку обществознания в 10 классе по теме "Семья"
Урок по обществознаниюСемья как субъект педагогического взаимодействия.doc
Лекция № 4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она  связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и  родителей. Брак двух людей – ещё не семья, она появляется с рождением детей. В  воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены  основные функции семьи. Семья – это социально­педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального  удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении  (самоуважении) каждого её члена. «Семья есть микрокосм того общества, которое её создало, и потому между обществом и  семьей существует самая тесная солидарность, ­ писал русский общественный деятель,  публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824­1891), ­ каждая семья настолько дурна или  настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама  обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание». Недолог век семьи на фоне истории развития человечества – по мнению ученых, как  устойчивое объединение она возникла с разложением родового строя. Если заглянуть в  глубокую древность, то можно увидеть, как по мере развития орудий труда и форм  хозяйствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава  родовой, а позднее соседской общины. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (все совместное  хозяйство, управлялось отцом, включая его потомков с их женами и детьми, а также  домашних рабов). У слова «семья» есть синоним ­­ «фамилия». Любопытна этимология  этого понятия : Familia (лат.) – в Древнем Риме – это:  1) семейная хозяйственно­юридическая единица, в состав которой входили и рабы;  2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку. Одной из основных функций патриархальной семьи являлось продолжение рода, связанное  с воспитанием детей – передачей им накопленного опыта, формированием трудовых  навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения. Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой моногамию в воспитании подрастающего  поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи на протяжении  многих тысячелетий оставались практически неизменными. Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из  экономических функций лишь организацию быта. Большинство семей состоит из супругов  и их детей (так называемая нуклеарная семья). Формирующее влияние изменяется по  характеру (активную роль приобретает система общественного воспитания, пример  родителей перестаёт быть главным фактором социализации личности, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания  семья не утрачивает. Словарь «Профессиональное образование»(1999 г.) даёт следующее определение семьи.  Семья – малая социальная группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве,  объединенная общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождением и  воспитанием детей. Выделяются следующие функции семьи: общение, организация быта и  ведение хозяйства, поддержание физических и духовных сил, создание условий для  профессиональной деятельности, для полноценного развития каждого члена семьи,  организации досуга, создание гармонии интимных отношений супругов, продолжение рода. Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности  взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально­ психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй ёе  воспитательных задач. Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей  является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных  особенностях друг друга и обеспечивает их нормальное общение. Специфика общения  родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает  огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в  условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание –  сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально­экономическая обеспеченность, социальное положение,  уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Задачи семьи: 1. Создать максимальные условия для и развития ребенка. 2. Обеспечить социально­экономическую и психологическую защиту ребенка. 3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к  старшим. 4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на  самообслуживание и помощь близким. 5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Принципы семейного воспитания: 1. Гуманность и милосердие к растущему человеку. 2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников. 3. Открытость и доверительность отношений с детьми. 4. Оптимистичность взаимоотношений в семье. 5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного). 6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Правила семейного воспитания: 1. Запрещение физических наказаний. 2. Запрещение читать чужие письма и дневники. 3. Не морализировать. 4. Не говорить слишком много. 5. Не требовать немедленного повиновения. 6. Не потакать и др. Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потом, что они  хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др. В ближайшее время во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом  человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством  таинств и традиционных обрядов. Воспитательные функции семьи: 1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С  возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. 2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы  быть не могут. 3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением  её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены  общества: какая семья – такое и общество. 4. Семья обеспечивает преемственность традиций. 5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота,  будущего семьянина, законопослушного члена общества. 6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. Дети – «зеркальное» отражение своих родителей. Родители – первые воспитатели – имеют  самое сильное влияние на детей. Еще Ж.­Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий  воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Русский просветитель Н.И. Новиков в работе «О воспитании и наставлении детей» писал, в частности: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти  примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже  и тверже примера родителей». Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее приоритетное использование  некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, наказ, проявление любви,  сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала,  сочувствие и т. д.. Отбор методов идет сугубо индивидуально с учетом конкретных  ситуативных условий. Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье  выделяют следующие: 1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей. 2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная  напряженность, неуверенность в завтрашнем дне. 3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью. 4. Высокий процент разводов. Развод – это всегда проблема воспитания детей. 5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей.  Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике  нарушается. 6. Обострение конфликтов между поколениями (информация о семейных убийствах не  исчезает со страниц прессы). 7. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Школа почти устранилась от выполнения  роли помощника семьи. Основные типы неправильного воспитания в семье. 1. Безнадзорность, бесконтрольность. 2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором  родителей; приказы, запреты). 3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка  беспрекословно выполняются. 4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).  5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он  растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный  источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество). 6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку  внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые  надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы). Одним из самых недопустимых методов воспитания используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое  наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном  итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка  возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих  детей пропадает интерес к учебе. Ученые выделили это явление в особый феномен и  назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми). Исследования Сирса показали, что поведение и воспитательный стиль родителей влияют на формирование различных форм зависимого поведения ребенка. Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения: «Поиск негативного, отрицательного влияния» (Ребенок привлекает к себе внимание с  помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет  агрессивность.) Это связанно с недостатком внимания к ребенку со стороны родителей.  «Поиск постоянного подтверждения» (Извинения, просьбы обещаний, поиск защиты,  утешения, помощи или руководства со стороны родителей.) Все это связано с высокими  требованиями достижений ребенка со стороны обоих родителей.  «Поиск позитивного внимания» (поиск похвалы – включает усилия, направленные на  получение одобрения от окружающих людей)  «Пребывание поблизости» (Постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или  группы детей либо взрослых.) Возникает из­за неопределенности, какое именно поведение  заслуживает поощрения родителей. «Прикосновение и удержание» (Обнимание, прикосновение, удержание других ребенком.)  Возникает, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается  атмосфера инфантилизации.  Успех каждого метода воспитания, подчеркивает Сирс, зависит от умения родителей найти «средний путь». Правилом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая  идентификация. В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями.  По Сирсу, детское развитие – зеркало практики воспитания ребенка. История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности – революции,  войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только  те, где не была разрушена основная ячейка общества – семья. Вопросы по теме: 1. Дайте определение понятия «семья». 2. Назовите функции семьи. 3. В чем заключаются задачи семьи? 4. Расскажите о принципах и методах семейного воспитания. 5. В чем заключаются причины неудовлетворительного воспитания в семье? 6. Назовите основные типы неправильного воспитания в семье. 7. Как поведение и воспитательный стиль родителей влияют на формирование различных  форм зависимого поведения ребенка? Литература. 1. И.П. Подласый Педагогика. Книга 2.­ М., 1999. 2. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин Психология и педагогика в вопросах и ответах – Ростов  – на – Дону,1999. 3. Т.А. Стефановская Педагогика: наука и искусство. – М.,1998. 4. В.И. Смирнов Общая педагогика.– М.,1999. 5. Н.В. Щелгунов письма о воспитании // Умом и сердцем. Мысли о воспитании.–М., 1986. 6. Положение детей в России / Под ред. А.И. Лихачова. – М.,1992. 7. Семья как объект социальной работы. Соц. Работа.–выпуск № 7. – М., 1993. 8. Семья и общество /Под ред. А.Г. Харчева – М., 1982 9. М.И. Буянов Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра – М., 1998. 10. С.М. Вишнякова Профессиональное образование: Словарь – М., 1999.

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья как субъект педагогического взаимодействия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2018