Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
чтение
4 кл
01.08.2019
Серия уроков входит в систему уроков раздела «Чудесный мир классики» в 4 классе, включен в учебно-методический комплекс «Школа России» Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и являются 14 и 15 уроками в курсе предмета «Русский язык» 4 класса. Следовательно, основой уроков является деятельностный подход к обучению учащихся.
Методической целью данной серии уроков является создать условия для проявления познавательной активности учащихся в изучении литературной сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
литерат чтение серия уроков Свирида Н.В..docx
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 138»
Утверждаю
Руководитель
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
ФГКОУ «СОШ № 138»
_______________ К. Целищева
«___» ____________ 2019 года
Технологическая карта
по литературному чтению (серия уроков)
в 4 классе
по разделу «Чудесный мир классики»
Свирида Наталья Викторовна
учитель начальных классов
учитель высшей квалификационной категории
г. Трехгорный – 1 2019 г
Аннотация к серии уроков по разделу «Чудесный мир классики»
Серия уроков входит в систему уроков раздела «Чудесный мир классики» в 4 классе, включен в учебнометодический комплекс «Школа
России» Л.Ф. Климанова
«Литературное чтение» для начальных классов общеобразовательных учреждений, который
обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью
соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и являются 14 и 15 уроками в курсе
предмета «Русский язык» 4 класса. Следовательно, основой уроков является деятельностный подход к обучению учащихся.
Методической целью данной серии уроков является создать условия для проявления познавательной активности учащихся в изучении
литературной сказки П.П. Ершова «КонекГорбунок»
Для достижения данной цели на уроках решались следующие задачи:
уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
осуществлять характеристику героев;
уметь находить главную мысль эпизодов;
развивать память, речь, мышление, воображение;
учить понимать поступки героев.
Формы работы: учебная дискуссия. Инновационные приемы: мозговой штурм, форум. Инновационные методы: частичнопоисковый,
метод сотрудничества, эвристический метод. Вид уроков: проблемный урок, беседа, обсуждение.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
определение системы промежуточных целей и способов их достижений;
построение системы частных задач;
уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении
текста, воспринимать на слух художественное произведение;
уметь характеризовать героев сказки;
выполнение системы учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
моделировать ситуацию и контролировать свою деятельность; понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные УУД:
формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к
(старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков;
выполнять задания творческого и поискового характера;
осуществлять самоконтроль;
установление связи между целью учебной деятельное мотивом;
слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество с учителем и учениками;
контроль, коррекция, оценка действий партнёра, постановка учебной задачи;
определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
оценивать качество и уровень усвоения материала.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение формулирование познавательной цели;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие.
Использование современных образовательных технологий технология проблемного обучения, игровые технологии, технология
сотрудничества, технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, коммуникативноситуативный подход.
Используемые ресурсы:
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 часть;
Л.Ф. Климанова «Поурочные разработки по литературному чтению»;
https://infourok.ru/.
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2013/09/17/literaturnoechtenieumkshkolarossii4klasskontrolnaya
https://urok.1sept.ru/статьи/576084/
https://infourok.ru/urokliteraturnogochteniyavklasseppershovkonyokgorbunokssamoanalizom1632321.html Литературное чтение. 1 четверть. Серия уроков по разделу «Чудесный мир классики» Урок 1.
Использование современных образовательных технологий.
Название современных образовательных
технологий, применяемых в учебно
№
воспитательном процессе
Технология проблемного обучения.
Технология диалогового обучения.
Игровые технологии.
Технология сотрудничества.
Технология критического мышления.
Здоровьесберегающая технология.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Этапы урока, на которых технология применяется
Мотивация к учебной деятельности. Фиксирование затруднения и его причины.
Построение проекта выхода из затруднения.
Актуализация знаний. Введение в учебную деятельность. Фиксирование затруднения
и его причины.
На всех этапах урока.
Закрепление и самопроверка по эталону.
Мотивация к учебной деятельности. Фиксирование затруднения и его причины.
Рефлексия.
На всех этапах урока.
Инновационные приемы: мозговой штурм. Инновационные методы: частичнопоисковый, метод сотрудничества.
Тема урока: П.П. Ершов «КонекГорбунок» (из серии уроков)
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Вид урока: проблемный урок. Формы работы: учебная дискуссия.
Методическая цель урока: создать условия для проявления познавательной активности учащихся в изучении литературной сказки П.П.
Ершова «КонекГорбунок»
Задачи:
изучить жизнь и творчество П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам;
развивать память, речь, мышление, воображение;
учить понимать поступки героев, сравнивать литературную и народную сказки.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении
текста, воспринимать на слух художественное произведение;
определение системы промежуточных целей и способов их достижений;
построение системы частных задач;
выполнение системы учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;
планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;
моделировать ситуацию и контролировать свою деятельность;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные УУД:
формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к
(старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков;
выполнять задания творческого и поискового характера;
осуществлять самоконтроль;
установление связи между целью учебной деятельное мотивом;
слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД:
ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия (распределение обязанностей, со
ставление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
инициативное сотрудничество с учителем и учениками;
контроль, коррекция, оценка действий партнёра, постановка учебной задачи;
определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
оценивать качество и уровень усвоения материала.
Познавательные УУД: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск
необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор
книги;
самостоятельное выделение формулирование познавательной цели;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник.
Этапы урока.
Содержание урока.
Содержание педагогического
взаимодействия.
формируемые
УУД
1. Организационный
момент.
1. Приветствие.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
2. Проверка готовности к уроку.
3. Создание эмоционального настроя урока.
Пусть этот день несет нам
Деятельность
учителя.
Приветствует
учащихся.
Деятельность
учащихся.
Приветствуют учителя и
друг друга.
Л: осуществлять
самоконтроль;
К:
инициативное
сотрудничество
с учителем и
учениками;
Организует проверку
готовности учащихся
к уроку.
Включает учащихся в
учебную
Осуществляют
самооценку готовности
к уроку.
Настраиваются на
предстоящую работу. деятельность.
Организует работу.
Определяют область
знания /незнания.
Отвечают на вопросы.
Создаёт проблемную
ситуацию.
Разрешают проблемную
ситуацию.
2. Актуализация
знаний.
3. Мотивация к
учебной деятельности.
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Какой раздел мы с вами закончили на
прошлом уроке? (Летописи. Былины. Жития)
С какими интересными произведениями мы
познакомились?
Подведем итог знания по этой теме.
С кем воевал Олег?
В какое дерево попала стрела Ильи?
Где Илья нашёл сокровища?
Как звали мать преподобного Сергия?
Сколько кораблей было у Олега
Что делал Варфоломей, когда встретил
старца святого?
Почему родители не давали благословения
Варфоломею начать иноческую жизнь?
Прочитаю вам загадку, а вы попробуйте
определить, о ком идет речь?
Скачет лошадь непростая,
Чудогрива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок
Удивительный конёк.
О ком идёт речь?
Из какого произведения герой?
Кто автор этой сказки?
Л:
осуществлять
самоконтроль;
Позн: анализ,
сравнение,
классификация
объектов по
выделенным
признакам;
К: определять
последовательн
ости
промежуточных
целей с учётом
конечного
результата;
Р:
моделировать
ситуацию и
контролировать
свою
деятельность;
Л:
установление
связи между
целью учебной
деятельное
мотивом. 4. Целеполагание.
Сформулируйте тему урока, цели.
Организует работу.
(познакомимся с биографией писателя;
выявим тип и вид сказки;
проанализируем яркие образы героев и
составим их характеристики; выстроим
сюжетную композицию сказки; определим
основную мысль)
Формулируют тему
урока и цели.
5. Введение в учебную
деятельность.
Фиксирование
затруднения и его
причины.
Создает проблемную
ситуацию.
Разрешают проблемную
ситуацию.
характера
Определите жанр произведения:
Древнейший жанр повествовательной
преимущественно
литературы
фантастического
о
необыкновенных и вымышленных событиях и
приключениях, имеющий целью нравоучение
или развлечение. (Сказка)
На какие 2 группы делятся все сказки?
( авторские и народные)
– Чем же отличается авторская сказка от
народной сказки?
– В авторской сказке чаще описываются
случаи из жизни. Также очень ярки
персонажи: у каждого из них свой
характер и поступки.
– Автор в сказке использует свои замыслы и
наделяет
приёмы,
персонажей
Пр:
определение
системы
промежуточных
целей и
способов их
достижений;
построение
системы
частных задач;
К:
инициативное
сотрудничество
с учителем и
учениками.
Пр: выполнение
системы
учебных
действий.
Позн: анализ,
сравнение,
классификация
объектов по
выделенным
признакам;
Р: моделировать
ситуацию и
контролировать
свою
деятельность; которая даёт
характерной речью,
представление о них.
– При построении автор выдерживает
особенности композиции.
– Какие виды народных сказок вам знакомы?
– Народные сказки бывают: волшебные,
бытовые, о животных.
О чем рассказывают бытовые сказки?
(В бытовых сказках высмеивается
скупость, жадность, глупость богатых
людей и доброта, ум, смекалка бедных
людей. Каждая сказка обязательно чему
то учит, высмеивает плохие поступки или
отрицательные качества людей.)
О чем рассказывают волшебные сказки?
( В волшебных сказка присутствует
элемент волшебства, герои этих сказок
вымышлены. В ней происходят чудесные,
фантастические события)
О чём нам рассказывают сказки о
животных?
(В сказках о животных действующими
лицами являются дикие звери, реже
домашние животные.
Высмеивается
поведение животных за которыми стоит
человек.)
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова
«КонёкГорбунок»?
Для того, чтобы убедительно ответить
на этот вопрос, мы должны плодотворно
поработать над ее содержанием, языком
героев,
сказки,
характеристикой
6. Построение проекта
выхода из
затруднения.
Создает условия для
выполнения.
Участвуют в
разрешении данных
условий.
Позн:
самостоятельно
е выделение
формулировани
е
познавательной познакомиться с биографией писателя.
цели;
7. Реализация
построенного проекта.
Послушаем ребят, которые подготовили
краткую творческую биографию писателя.
Создает условия для
реализации проекта.
Активно участвуют в
реализации проекта.
в
где
и
обучение
Слушайте внимательно, в ней тоже есть
частичный ответ на наш вопрос.
Ученик 1: Петр Павлович Ершов – русский
писатель, поэт и прозаик. Поэт родился
Тобольской губернии в семье чиновника.
Многочисленные переезды с отцом по Сибири
обогатили представления молодого П.П.
Ершова о жизни русского народа.
Во время учебы в Тобольской гимназии
были написаны первые стихи. Продолжает
Петербургском
своё
университете,
занимается
самообразованием
литературным
творчеством. После окончания университета
вернулся в Тобольск, где работал сначала
учителем, позже директором гимназии.
Под впечатлением сказок В.А.
Жуковского и А.С. Пушкина была написана
стихотворная сказка «Конёкгорбунок»,
основанная на сюжетах русского фольклора.
Первое чтение сказки состоялось в
студенческой аудитории,
а первая
публикация – в 1834 г. В том же году вышло
отдельное издание сказки. На сегодняшний
день вышло более 170 изданий. А.С.
Пушкин после знакомства с рукописью
«КонькаГорбунка» одобрил её и признался,
к
Л:
формирование
системы
нравственных
ценностей
(любовь
природе,
за
гордость
свою страну,
красота
человеческих
отношений,
уважение
(старшим,
ценность
человеческой
жизни),
проявление
интереса
изучению
творчества
классиков;
и
к что «теперь этот род сочинений можно мне и
оставить» .
Ученик 2: Сказка П.П. Ершова стала
настолько популярной, что через некоторое
время появилась в сборнике русских
народных сказок. Сам писатель объяснял
этот факт так: «Вся моя заслуга тут, что мне
удалось попасть в народную жилку. Зазвенела
родная – и русское сердце отозвалось …»
Профессор Виталий Иванович Кодухов
(известный языковед, доктор филологических
наук) отзывался о сказке Ершова: « Сказка П.
Ершова «Конёк – Горбунок»
явление
уникальное. При кажущейся простоте текста,
лёгкости его восприятия. В ней россыпи
языковых жемчужин, оценить достоинство
можно лишь при внимательном чтении.»
Вы только что прослушали краткую
биографию автора. Что вы запомнили из
этого?
Где родился автор?
Чему способствовали многочисленные
переезды?
Чем занимался после университета?
Благодаря творчеству каких писателей была
написана сказка «КонекГорбунок»?
В чем признался А.С. Пушкин после
прочтения этой сказки?
Прежде чем мы начнем читать сказку (с. 39
—59 учебника), найдите объяснение
8. Первичное
закрепление.
Создает проблемную
ситуацию.
Разрешают проблемную
ситуацию.
К: ответы на
вопросы на (словарная работа)
выделенных слов в тексте.
Как называются слова, которые мы не
используем в нашей современной речи?
(устаревшие).
Откуда можно узнать значение этих слов?
(из словаря)
(Учащиеся читают слова и, пользуясь
словарем, объясняют их значение.)
9.Физминутка.
10.Закрепление и
самопроверка по
эталону.
Мы ногами топтоп,
Мы руками хлопхлоп,
Мы очами мигмиг,
Мы плечами чикчик.
Раз сюда, два туда,
Оборотись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки наверх все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькойвстанькой будто стали.
Давайте знакомиться со сказкой.
(учащиеся читают вслух)
– Подумайте, можно ли сказку «Конёк
горбунок» назвать народной?
Организует.
Выполняют.
Организует работу.
Выполняют задания.
основе
художественног
о текста
учебника,
осмысление
правил взаи
модействия
(распределение
обязанностей,
составление
плана
совместных
действий,
умение
договариваться
о совместных
действиях);
Л: осуществлять
самоконтроль.
К: инициативное
сотрудничество
с учителем и
учениками; Почему?
Значит, какая это сказка? (Авторская,
литературная)
Назовите героев этой сказки. Можете
использовать рисунки,
которые вы
нарисовали дома.
Почему героев сказки я разделила на две
группы? (Герои сказки отрицательные и
положительные)
11. Итог урока.
Какие места в сказке больше всего были
интересны и почему?
Организует
формулирование
вывода.
Формулируют.
контроль,
коррекция,
оценка действий
партнёра;
уметь
Пр:
прогнозировать
содержание
произведения,
читать вслух,
увеличивать
темп чтения
вслух,
исправляя
ошибки
повторном
чтении текста,
воспринимать
на
слух
художественное
произведение;
при
К: оценивать
качество и
уровень
усвоения
материала.
Л: осуществлять
самоконтроль;
12. Рефлексия.
13.Инструктаж д/з.
Незаконченное предложение.
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Меня удивило…
Мне бы хотелось, чтобы…
Сформулировать 3 вопроса по содержанию
Организует
самооценку работы
учащихся.
Осуществляют
самооценку.
Осуществляет
Записывают, задают
Л: осуществлять сказки для одноклассников.
Учебник стр.63 вопросы 1 – 3.
инструктаж по д/з.
вопросы (если есть).
самоконтроль;
Литературное чтение. 1 четверть. Серия уроков по разделу «Чудесный мир классики» Урок 2.
Использование современных образовательных технологий.
Название современных образовательных
технологий, применяемых в учебно
воспитательном процессе
Технология проблемного обучения.
Технология диалогового обучения.
Игровые технологии.
Технология сотрудничества.
Технология критического мышления.
Здоровьесберегающая технология.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Этапы урока, на которых технология применяется
Мотивация к учебной деятельности. Фиксирование затруднения и его причины.
Построение проекта выхода из затруднения.
Актуализация знаний. Введение в учебную деятельность. Фиксирование затруднения
и его причины.
На всех этапах урока.
Закрепление и самопроверка по эталону.
Мотивация к учебной деятельности. Фиксирование затруднения и его причины.
Рефлексия.
На всех этапах урока.
Инновационные приемы: мозговой штурм. Инновационные методы: частичнопоисковый, метод сотрудничества.
Тема урока: П.П. Ершов «КонекГорбунок». Характеристика героев (из серии уроков)
Тип урока: урок общеметодологической направленности. Вид урока: проблемный урок. Формы работы: учебная дискуссия.
Методическая цель урока: создать условия для проявления познавательной активности учащихся в изучении и анализе литературной сказки
П.П. Ершова «КонекГорбунок»
Задачи:
осуществлять характеристику героев;
уметь находить главную мысль эпизодов;
развивать память, речь, мышление, воображение;
учить понимать поступки героев.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
уметь характеризовать героев сказки; определение системы промежуточных целей и способов их достижений;
построение системы частных задач;
выполнение системы учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;
планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;
моделировать ситуацию и контролировать свою деятельность;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные УУД:
осмысливать нравственные ценности сказки;
осознавать, что благодаря использованию изобразительновыразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к
героям своих произведений;
выполнять задания творческого и поискового характера;
осуществлять самоконтроль;
установление связи между целью учебной деятельное мотивом;
слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД:
осмысление правил взаимодействия (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о
совместных действиях);
инициативное сотрудничество с учителем и учениками;
контроль, коррекция, оценка действий партнёра, постановка учебной задачи;
определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
оценивать качество и уровень усвоения материала.
Познавательные УУД:
ориентироваться в художественной книге;
самостоятельное выделение формулирование познавательной цели;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник.
Этапы урока.
Содержание урока.
Содержание педагогического
взаимодействия.
формируемые
УУД 1. Организационный
момент.
1. Приветствие.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация
знаний.
Самоопределение к
деятельности.
3. Создание эмоционального настроя
урока.
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Какой раздел курса «Литературное чтение»
мы начали изучать?
С каким произведением мы познакомились
на прошлом уроке?
Скачет лошадь непростая,
Чудогрива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок
Удивительный конёк.
О ком идёт речь?
Из какого произведения герой?
Деятельность
учителя.
Приветствует
учащихся.
Деятельность
учащихся.
Приветствуют учителя и
друг друга.
Организует проверку
готовности учащихся
к уроку.
Включает учащихся в
учебную
деятельность.
Осуществляют
самооценку готовности
к уроку.
Настраиваются на
предстоящую работу.
Организует работу.
Определяют область
знания /незнания.
Отвечают на вопросы.
Л: осуществлять
самоконтроль;
К:
инициативное
сотрудничество
с учителем и
учениками;
Р:
моделировать
ситуацию и
контролировать
свою
деятельность;
Л:
установление
связи между
целью учебной
деятельное
мотивом. 3. Целеполагание.
Кто автор этой сказки?
Что мы знаем об авторе этой сказки?
Назовите героев сказки.
Как вы думаете, какая сегодня будет тема
урока? Цели? (продолжать изучать сказку,
дать характеристику героям)
Организует работу.
Формулируют тему
урока и цели.
Организует работу по
закреплению
изученного
материала.
Определяют область
знания и незнания.
4. Закрепление
изученного материала.
животные
Каков жанр произведения? (сказка)
Докажите, что это произведение – сказка.
(Характеристика жанра)
(Здесь встречаются необыкновенные
фантастические приключения, сказочные
герои,
разговаривают,
волшебные превращения и т.д.)
Почему сказка авторская?
Докажите. (Написал П.П. Ершов. В сказке
выдерживается композиция)
Докажите это на примере данной сказки.
(Начинается с присказки шутливое
вступление, настраивает читателей и
слушателей на сказочные события.
Пр:
определение
системы
промежуточных
целей и
способов их
достижений;
построение
системы
частных задач;
К:
инициативное
сотрудничество
с учителем и
учениками.
Пр:
определение
системы
промежуточных
и
целей
способов
их
достижений;
К:
инициативное
сотрудничество
с учителем и
учениками;
контроль,
коррекция,
оценка действий
партнёра,
постановка
учебной задачи;
Позн: анализ,
сравнение,
классификация
объектов по
выделенным
признакам.
Экспозиция – исходная позиция, описание
времени, места действия, реальные сцены
крестьянской жизни, взаимоотношения в
семье.
Завязка – появление кобылицы, которая
приносит Ивану двух златогривых коней и
КонькаГорбунка.
Кульминация – для Ивана наступает не
один раз, а трижды, когда ему приходится
привезти Жар птицу, Царьдевицу и
достать кольцо со дна моря и искупаться в
котлах с кипящими водой и молоком.
Развязка – добро побеждает зло, Иван
становится красавцем удалым и царем, а
прежний царь сварился в молоке.)
Вывод: сказка авторская.
Сказка волшебная.
Но обратите внимание, Ершов построил
концовку сказки в соответствии с
традициями народной сказки. Вернемся к
сказке и докажем, что Ершов в своей
авторской сказке использовал приемы
народной сказки.
3,
(Зачин,
простонародная,
устаревшая лексика,
герои разговаривают как неграмотные
крестьяне.
Главные герои народные
персонажи: Иван – простой русский парень,
крестьянский сын, смешной игрушечка
конек с длинными ушами, с двумя горбами,
но верный товарищ)
магическое
число К какому виду народной сказки близка
сказка «КонекГорбунок»? (к волшебной).
Почему Иван получает красавицу –жену и
царство? (Обладает качествами, которые
ценят в народе.)
Вывод: Ершов умело сочетает в авторской
сказке традиции народных волшебных
сказок.
На разминку становись!
Вправовлево покрутись
Повороты посчитай,
Раздватри, не отставай,
(Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать—
Раздватричетырепять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком.
(Дети поднимают прямые руки над головой,
потом резким движением опускают их и
отводят назад,
потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левойправой, стой раздва.
Работа по группам над характеристикой
героев.
Давайте выясним, каким характером
5. Физминутка.
6. Закрепление
изученного материала.
Организует.
Выполняют.
Л: осуществлять
самоконтроль.
уметь
Пр:
характеризовать
героев сказки;
Л:
обладают герои: Иван, КонекГорбунок,
Царь. Для этого каждой группе предстоит
выполнить задание по плану
Характеристика героя
1.Имя героя. Где он живет?
2.Чем занимается?(отрывок)
3. Какие поступки совершает? (отрывок)
4.Какой характер у героя?
5.Опишите внешность и характер героя.
6. Отношение автора к герою.
7. Ваше отношение к герою.
Композитор Р. Щедрин написал музыку к
балету «Конёкгорбунок». Пока вы будете
работать, будет звучать эта музыка.
Выступление детей по группам.
Как вы думаете, для чего автором был
создан этот персонаж?
(Иванпростой русский парень, независимый,
немного ленивый,
но ответственный,
находчивый, смелый в нужную минуту. Автор
показывает своеобразную речь простого
народа через этот образ.
КонекГорбунок – верный друг и помощник.
Это характерно для русских сказок.
Царь капризный, глуповатый, не живет
своим умом, но у него власть и он
приказывает и хочет владеть всем, не
прилагая к этому никаких усилий.)
— Оцените свою работу на уроке. Что было
трудным? Что легко удавалось выполнить?
7. Рефлексия.
8. Итог урока.
Чему учит эта сказка? Что автор хотел
осмысливать
нравственные
ценности
сказки;
осознавать, что
благодаря
использованию
изобразительно
выразительных
средств автор
проявляет
собственные
чувства
и
отношение
к
героям своих
произведений;
задания
творческого и
поискового
характера;
Позн:
ориентироватьс
я в
художественной
книге.
выполнять
Организует
самооценку работы
учащихся.
Организует
Осуществляют
самооценку.
Л: осуществлять
самоконтроль.
Формулируют.
Позн:
уметь сказать читателю?
( Все по силам тому, у кого есть
настоящий друг.
Настоящий друг поможет пройти все
испытания.
Настоящий друг вытащит тебя из любой
беды.
Сказка учит многим добродетелям, но
главное Ершов хотел сказать,
что
неважно, как ты выглядишь, важно ,какое
у тебя доброе сердце. Учит дружить со
всеми, помогать в беде.)
Вывод:
заключается в
настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька –
Горбунка. Прославление дружбы, основанной
на честности, доверии и взаимовыручке.
Верный друг ценнее всех богатств.
Составить план сказки в тетради.
Главная мысль
9. Д/з.
формулирование
вывода.
Осуществляет
инструктаж по д/з.
Записывают, задают
вопросы (если есть).
структурироват
ь свои знания,
выбирать
эффективные
способы
решения
учебных задач.
Р:
моделировать
ситуацию.
Позн:
уметь
структурироват
ь свои знания.
Л: осуществлять
самоконтроль.
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Серия уроков по литературному чтению 4 класс раздел "Чудесный мир классики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.