СЕТЕВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА - НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
С.И.Голякова,
учитель начальных классов
МБОУ "Волоконовская СОШ№1"
Волоконовского района Белгородской области
Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин
Аннотация: В данной статье рассматривается инновационность образования в современных социально-экономических условиях. На каком бы этапе своего жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Таким образом, участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для продуктивной работы любого учителя, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс приобретает актуальность.
Ключевые слова:
Интернет-сообщество; образовательное сообщество; сетевое сообщество; сетевое
профессиональное сообщество; сетевое педагогическое сообщество.
Одной из важных отличительных особенностей современного
этапа развития общества является его информатизация, которая понимается как
«процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания
образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и
развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во
всех видах деятельности в системе образования России [3].
Почти в каждом новом документе Правительства РФ, посвященном перспективам развития образования и страны, фигурирует вопрос информатизации образования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и мадиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникативных технологий» [2].
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения-сетевые профессиональные сообщества.
Единого определения, что такое сообщество не существует. Так, Дж. Дьюи, пишет, что: «Сообщество - это множество людей, общающихся между собой» [1, с.63].
Сетевое профессиональное сообщество — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не смотря на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве; группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Могучим ресурсом поддержки профессиональной деятельности учителя сегодня являются сетевые педагогические сообщества, что признано как на научно-методическом уровне, так и на уровне государственной поддержки в нашей стране. Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных технологий. Сетевое педагогическое сообщество – это Интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать необходимую информацию.
В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности: дистанционное обучение в рамках сообщества, обучающий семинар, виртуальная конференция, конкурс, проект, акция, мастер-класс, опрос, обсуждение в чате, фестиваль проектов, телеконференция, проектировочный семинар, создание веб-страниц и т.д.
Целью сетевого сообщества является:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого
члена сообщества;
- организация общения на профессиональные темы;
- обмен опытом;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив.
Самым продуктивным способом продемонстрировать результаты педагогического творчества является размещение различных материалов в Интернете. Множество редких разработок, методик, статей, дидактического материала находится в наших учительских классах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Каждый педагог, вступив в сетевое сообщество, получает возможности для обмена опытом, общения с коллегами.
Сетевое сообщество - это универсальный способ профессионального
взаимодействия для решения педагогических проблем. Своевременность совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах определяется тем, что очные встречи педагогов для обсуждения и решения профессиональных задач не могут проводиться слишком многократно. Проводятся, как правило, 3-4 раза в год, что явно недостаточно для решения многих образовательных проблем, которые возникают постоянно. А сетевое сообщество позволяет без всяких ограничений и трудностей организовать виртуальное заседание учителей, которые находятся на больших расстояниях друг от друга, причем делать это в обычном режиме, не связывая такую работу с конкретными датами.
Участие в сетевых сообществах предполагает обмен опытом и
существующими наработками (конспекты уроков, разработки внеклассных и внеурочных занятий), а также обсуждение актуальных методических вопросов.
Сетевое сообщество открывает перед учителем следующие возможности:
- использование бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- наблюдение за деятельностью коллег сообщества.
Проект «Инфоурок» Infourok.ru предоставляет педагогам исчерпывающие возможности для самореализации в своей профессиональной среде. Сайт разбит на пять подразделов, каждый из которых выполняют свою уникальную функцию.
В России в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных объединений учителей. Самый бесчисленный, содержащий большое количество ценных материалов, постоянно организующий разнообразные конкурсы, акции, интернет-семинары, удобную форму общения учителей всей страны - Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/. Это крупнейший учительский Интернет-проект России. Широкая площадка созидательного взаимодействия профессионалов-учителей, различных победителей, методистов. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей - предметников, профессиональные конкурсы, методический марафон, творческие группы по самым разнообразным направлениям педагогической деятельности, тематические форумы. Там можно найти различные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ и программного обеспечения в учебном процессе, набор ссылок на аналитические и тематические статьи для педагогов.
Опыт портала “Сеть творческих учителей” убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие профессионалов позволяет выстроить особую систему тьюторства, включающую в себя бесчисленные мастер-классы, консультативные недели, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации и многое другое. Значительно важно при этом, что каждый участник портала может выбрать собственную траекторию профессионального роста.
Еще один масштабный интернет-проект для учителей-http://pedsovet.org/ Интернет-педсовет – это широкое пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Можно размещать на сайте свои материалы, быть участником форумов и конкурсов, вести различные блоги.
Сетевое сообщество “Открытый класс ”http://www.openclass.ru/ предлагает ЦОР, мастер-классы, дистанционное обучение и многое другое. Это открытая площадка для общения, обучения и обмена знаниями педагогов.
Сетевое сообщество российских учителей это проект “Интернет - государство учителей” (ИнтерГУру www.intergu.ru), проект Минобразования России, издательства “Просвещение”. Основная цель проекта - Создание сетевого сообщества творческих учителей.
Профессиональное сообщество педагогов “Методисты.ру”. http://metodisty.ru/ Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации.
Завуч. Инфо: http://www.zavuch.info/ Профессиональное сообщество учителей и педагогов России.
Организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту,
учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. Есть
методическая библиотека (презентации, разработки уроков,
учебно-исследовательские проекты, тесты, внеклассные мероприятия). Организована
работа форумов на актуальные для педагогов темы. Есть огромное количество
материала для скачивания. Имеется ссылка на сайт Минобр.орг (http://www.minobr.org/)
- Всероссийские олимпиады и конкурсы. Возможна
публикация собственных материалов. Преимущество данного педагогического
сообщества: основательность, серьезный подход к материалам, размещаемым на сайте,
обсуждение актуальных вопросов, активность в защите прав педагогов с помощью
обращений к вышестоящим руководителям образования.
Педсовет.org: http://pedsovet.org/Цели работы: популяризация в сети деятельности работников
образования, активизация и формирование профессиональной педагогической
аудитории.
ПроШколу.ру:http://www.proshkolu.ru/. Бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Вы можете посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ. Есть раздел «Источник знаний», где можно пройти тесты по разным предметам. Имеется возможность публикации личных материалов. Превосходство данного педагогического сообщества: удобный интерфейс, общительная и отзывчивая аудитория.
Уже сегодня число педагогических сетевых сообществ растет практически в геометрической прогрессии. Их уже тысячи, если не десятки.
На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою.
Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.
Если говорить конкретно о своем опыте, хочется отметить, что мы являемся членами различных сетевых сообществ, на уроках активно используем доступные ЦОР из сетевых сообществ, происходит постоянное активное общение с педагогами страны.
Являемся активными пользователями всех этих сайтов, мы размещаем свои материалы и получаем доступ к ресурсам других педагогов. Это позволяет разнообразить нашу педагогическую деятельность, овладевать новыми педагогическими приёмами. За размещённые материалы, которые были одобрены администрацией сайта, можно получить свидетельство или сертификат. Это в будущем пригодится учителю для аттестации.
Невозможно представить без сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.
Информационно-коммуникационные технологии создали новые подходы
к образованию, обеспечив альтернативные возможности распространения знаний, не зависящие от расстояния, времени и физической структуры, первостепенную важность приобретает тип человеческих отношений, который при этом поддерживается[4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы [Текст] / Дж. Дьюи: пер. с анг. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстого, Е. Н. Косиловой. — Москва: Идея — Пресс, 2002. –160 с. 2.
2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — М., 2008.
3. Концепция информатизации сферы образования РФ, 1998 г.
4. Новиков, А.Е. Сетевое обучение как перспективное направление в системе образования // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-с.53-55.
Ссылки на использованные материалы сети интернет:
1. http://www.it-n.ru/
2. http://pedsovet.org/
3. http://www.openclass.ru/
4. www.intergu.ru
5. http://metodisty.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.