"Северная война"
Оценка 4.7

"Северная война"

Оценка 4.7
docx
02.11.2022
"Северная война"
Разработка урока по теме Северная война..docx

                                 Тема урока « Северная война 1700-1721».

Цель урока: определить значение Северной войны в истории России.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Задачи урока:    Предметные : -создать условия для осмысления и систематизации  информации по теме «Северная война» средствами критического мышления;

- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника  дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний

Метапредметные:- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные :- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

 - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике, тетради, карте,;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, карте;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других;

 - уметь аргументировано  отвечать;

 - искать информацию в нескольких источниках

Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.

Оборудование: Учебник «История России «ч.1,под ред. Арсентьева, Данилова,… карта «Северная война 1700-1721гг.», картосхемы « Сражение под Нарвой 19 ноября 1700г.», «сражение при Лесной 28 сентября 1708 г.», «Полтавское сражение 27 июля 1709 г.», Раздаточный материал –приложение №1,  рабочие листы (Приложение 2).

Основные понятия: Приложение №1,(раздаточный материал)

                                                    План

        1.Причины войны и её начало.

         2. .Реформа армии

         3. Прутский поход         

         4. Победы русского флота.

         5. Ништадский мир.                                                                                      

Эпиграф к уроку:

«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первой четверти XVIII века… Человека, руководившем народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать, величайшим историческим деятелем…………..»                                                                                          Соловьёв С.М.                                                                                                                   

                                            Ход урока:                                                                               I. Актуализация пройденного материала.  Беседа

В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?

– Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)

– Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)

– Когда и как закончилась эта война?

– Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство)

– Его итоги?

Введение в тему урока, целеполагание. - После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I.  Укажите какие и прокомментируйте.

Ответы учащихся: (из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).

-Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I ? (Прямое военное столкновение со Швецией).

II.Объяснение нового материала.

1. Причины войны и её начало. (1700)                                                                                         Учитель: Перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.                                                                                             Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их(запись в тетрадях):

1. Господство Швеции на Балтике.                                                                                              2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.

Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом “Испанского наследства”, Россия в 1699г. заключила Северный союз с Данией, и Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах .

Начало боевых действий . Для Северного союза война началась неудачно.

Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац §14)

1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.

2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги.                                                                                           В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва (карта!). Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.                                                                    Закрепление : Назовите причины поражения русской армии под Нарвой(запись в тетрадь):

1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.

2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.

Первые победы.

После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши.

Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено?

Ответы  учеников:1. Русские потеряли 8 тыс. солдат – шведы – 3 тыс.

2. Армия Петра осталась без артиллерии.

3.ПётрI решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.

2. Реформа армии

Учитель: Итак, «нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.

Задание выполняется в парах:Используя учебник (§4 п.2), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (3-4 минуты).

1. Замена стрелецких войск регулярной армией.

2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

3. Создание военных заводов на Урале.

4. Создание военных учебных заведений.

5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

6. Строительство военно- морского флота.

Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709гг?

(Ответ: Армия стала боеспособной и сильной.)

Учитель: И это привело к первым победам. В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург ( «ключ-город»)

В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России

3 Полтавская битва(задание на опережение подготовил и рассказывает ученик: Полтавская битва

 

     Летом 1708 г. шведский король выступил из Польши в сторону Смоленска. 28 сентября русские войска во главе с царём дали бой шведам у деревни Лесной, в ходе которого разбили армейский корпус противника и захватили обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII из Риги. Теперь шведы были лишены припасов. Пётр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии». Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной.

Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа- правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шведов создать «самостийное» Украинское государство.

Карл XII не смотря на значительные силы русской армии, упрямо ведёт свою армию к катастрофе. Он настаивает на осаде и взятии Полтавы.

      Весной 1709 г. шведские войска осадили Полтаву, небольшой гарнизон которой героически сражался на протяжении двух месяцев. Против осаждавших выступила русская армия в составе 40 тыс. человек во главе с прославленными полководцами Б. П. Шереметевым, А. Д. Меншиковым и Н. П. Репниным. Общее руководство войсками осуществлял Пётр I.                     Учитель : Сделайте вывод о положении шведской армии под Полтавой.

Вывод (учащиеся): армия Швеции морально ослаблена. По мнению генералов город будет взять трудно. Нет согласия среди командования. Карл по–прежнему самоуверен, не сомневается в победе, которая принесёт славу е

Ученик: Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения.

Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.му и армии.

Учитель: Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.

Зачитывают 2 ученика:

1.Карл XII Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!

2.Пётр I Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!

Ученик продолжает: 27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но Была обнаружена.Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…». Познакомимся с ходом Полтавской битвы.(просматриваем фрагменты  о ходе Полтавской битвы).

Учитель: Определите причины победы русской армии в Полтавской битве

1. Военные реформы Пётра I.

2. Боеспособность и мобильность русской армии.

3. Возрос боевой дух армии.

4.Мужество и героизм солдат.

5.Умелое командование.

Учитель: Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?

(ответы учащихся)

В Европе сама мысль о том , что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось , что армия Карла XII фактически уничтожена…

III.  Физкультминутка

3. Прутский поход.                                                                                                            Учитель: Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.

 Мы выясним : -Каковы последствия Прутского похода?

-В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?

(рассказ о Прутском походе подготовил  ученик №2  )

Ответы на вопросы.

Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу.

4. Победы русского флота. Самостоятельная работа с учебником(работа в группах)

Учитель: После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.

Какие?                                                                                                                                            - Найдите в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений ( в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам.)

-Значение морских побед.

6. Ништадский мир

Учитель: В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).

IV.Итоговое обобщение

1. Вернемся к цели нашего урока:                                                                                                       - определить значение Северной войны .

-Какое значение для России имела победа в Северной войне?

(ответы учащихся)                                                                                                     2.Выполнить задание- приложение №2.                                                                              V. Заключительный этап урока (рефлексия)                                                                                 1. Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.                                                                                                                                                 -Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).                                                       -Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся).                                                   -Добились ли мы ее? (высказывания учащихся)                                                                                       2 Подведение итогов                                                                                                               Оценки за работу на уроке.                                                                                                   VI. Домашнее задание:                                                                                                                                     1.Параграф 4(изучить).Представить ход Северной войны в таблице.

2. Напишите эссе о главных победах российского флота в Северной войне.

                                                                                           

 

                                      

 

 

 

                                

                                        Словарь терминов                   Приложение №1

Агрессия - любое незаконное применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации).

Империя - обширное государство, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств.

Редут - сомкнутое полевое сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовленное к самостоятельной обороне. Редут являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций.

Рекрут - лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности. В русской армии в 1705—1874 лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности. В 1874 заменено словом «новобранец».

Рекрутская повинность - система комплектования русской регулярной армии в 18—19 вв. Рекрутской повинности подлежали все податные сословия, для которых она была общинной и пожизненной (т. е. рекрутов выставляла община на пожизненный срок).

Сепаратный мир- мир, заключённый с противником государством, входящим в коалицию стран, ведущих войну, без ведома и согласия своих союзников    

                                                                                               Приложение №2

                    Сочинение по теме «Северная война».

                 Как вы считаете, все ли здесь правильно?

      После знакомства с историей Северной войны, могу сказать, что это была самая короткая война. Длилась она всего 21 месяц. Думаю, что поляки и не могли больше воевать с Россией, ведь у нас была такая сильная армия, что русских боялись все.                                                                                                            Правда, в начале войны все складывалось не так удачно, как хотелось. В сражении под Нарвой нам пришлось бежать, но через 5 лет мы её отвоевали. А дальше все происходило так: мы разбили шведов под Полтавой, потом на реке Прут, кстати, там же чуть было не поймали короля Норвегии Карла XII.

      А какой для нас был удачным 1720 год. 27 июля российский флот одержал блестящую победу при Гангуте, захватив датские корабли. Это событие решило исход Северной войны. В Финляндии в городе Митаве был подписан Ништадский мирный договор. Мы получили земли по побережью Черного моря, а также 2 млн. рублей. Пусть все знают, что с нами связываться опасно. На этом мое сочинение заканчивается.

 


 

Тема урока « Северная война 1700-1721»

Тема урока « Северная война 1700-1721»

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь аргументировано отвечать; - искать информацию в нескольких источниках

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь аргументировано отвечать; - искать информацию в нескольких источниках

Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг

Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг

В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с

В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с

Полтавская битва (задание на опережение подготовил и рассказывает ученик:

Полтавская битва (задание на опережение подготовил и рассказывает ученик:

Зачитывают 2 ученика: 1.Карл

Зачитывают 2 ученика: 1.Карл

Учитель: После Прутского похода

Учитель: После Прутского похода

Словарь терминов

Словарь терминов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022