Тема урока « Северная война 1700-1721».
Цель урока: определить значение Северной войны в истории России.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Задачи урока: Предметные : -создать условия для осмысления и систематизации информации по теме «Северная война» средствами критического мышления;
- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний
Метапредметные:- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.
- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Личностные :- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
-оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: - формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике, тетради, карте,;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, карте;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других;
- уметь аргументировано отвечать;
- искать информацию в нескольких источниках
Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.
Оборудование: Учебник «История России «ч.1,под ред. Арсентьева, Данилова,… карта «Северная война 1700-1721гг.», картосхемы « Сражение под Нарвой 19 ноября 1700г.», «сражение при Лесной 28 сентября 1708 г.», «Полтавское сражение 27 июля 1709 г.», Раздаточный материал –приложение №1, рабочие листы (Приложение 2).
Основные понятия: Приложение №1,(раздаточный материал)
План
1.Причины войны и её начало.
2. .Реформа армии
3. Прутский поход
4. Победы русского флота.
5. Ништадский мир.
Эпиграф к уроку:
«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первой четверти XVIII века… Человека, руководившем народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать, величайшим историческим деятелем…………..» Соловьёв С.М.
Ход урока: I. Актуализация пройденного материала. Беседа
В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?
– Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)
– Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)
– Когда и как закончилась эта война?
– Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство)
– Его итоги?
Введение в тему урока, целеполагание. - После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Укажите какие и прокомментируйте.
Ответы учащихся: (из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).
-Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I ? (Прямое военное столкновение со Швецией).
II.Объяснение нового материала.
1. Причины войны и её начало. (1700) Учитель: Перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива. Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их(запись в тетрадях):
1. Господство Швеции на Балтике. 2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.
Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом “Испанского наследства”, Россия в 1699г. заключила Северный союз с Данией, и Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах .
Начало боевых действий . Для Северного союза война началась неудачно.
Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац §14)
1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.
2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги. В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва (карта!). Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска. Закрепление : Назовите причины поражения русской армии под Нарвой(запись в тетрадь):
1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.
2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.
Первые победы.
После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши.
Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено?
Ответы учеников:1. Русские потеряли 8 тыс. солдат – шведы – 3 тыс.
2. Армия Петра осталась без артиллерии.
3.ПётрI решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.
2. Реформа армии
Учитель: Итак, «нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.
Задание выполняется в парах:Используя учебник (§4 п.2), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (3-4 минуты).
1. Замена стрелецких войск регулярной армией.
2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)
3. Создание военных заводов на Урале.
4. Создание военных учебных заведений.
5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).
6. Строительство военно- морского флота.
Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709гг?
(Ответ: Армия стала боеспособной и сильной.)
Учитель: И это привело к первым победам. В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург ( «ключ-город»)
В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России
3 Полтавская битва(задание на опережение подготовил и рассказывает ученик: Полтавская битва
Летом 1708 г. шведский король выступил из Польши в сторону Смоленска. 28 сентября русские войска во главе с царём дали бой шведам у деревни Лесной, в ходе которого разбили армейский корпус противника и захватили обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII из Риги. Теперь шведы были лишены припасов. Пётр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии». Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной.
Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа- правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шведов создать «самостийное» Украинское государство.
Карл XII не смотря на значительные силы русской армии, упрямо ведёт свою армию к катастрофе. Он настаивает на осаде и взятии Полтавы.
Весной 1709 г. шведские войска осадили Полтаву, небольшой гарнизон которой героически сражался на протяжении двух месяцев. Против осаждавших выступила русская армия в составе 40 тыс. человек во главе с прославленными полководцами Б. П. Шереметевым, А. Д. Меншиковым и Н. П. Репниным. Общее руководство войсками осуществлял Пётр I. Учитель : Сделайте вывод о положении шведской армии под Полтавой.
Вывод (учащиеся): армия Швеции морально ослаблена. По мнению генералов город будет взять трудно. Нет согласия среди командования. Карл по–прежнему самоуверен, не сомневается в победе, которая принесёт славу е
Ученик: Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения.
Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.му и армии.
Учитель: Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.
Зачитывают 2 ученика:
1.Карл XII Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!
2.Пётр I Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!
Ученик продолжает: 27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но Была обнаружена.Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…». Познакомимся с ходом Полтавской битвы.(просматриваем фрагменты о ходе Полтавской битвы).
Учитель: Определите причины победы русской армии в Полтавской битве
1. Военные реформы Пётра I.
2. Боеспособность и мобильность русской армии.
3. Возрос боевой дух армии.
4.Мужество и героизм солдат.
5.Умелое командование.
Учитель: Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?
(ответы учащихся)
В Европе сама мысль о том , что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось , что армия Карла XII фактически уничтожена…
III. Физкультминутка
3. Прутский поход. Учитель: Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.
Мы выясним : -Каковы последствия Прутского похода?
-В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?
(рассказ о Прутском походе подготовил ученик №2 )
Ответы на вопросы.
Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу.
4. Победы русского флота. Самостоятельная работа с учебником(работа в группах)
Учитель: После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.
Какие? - Найдите в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений ( в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам.)
-Значение морских побед.
6. Ништадский мир
Учитель: В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).
IV.Итоговое обобщение
1. Вернемся к цели нашего урока: - определить значение Северной войны .
-Какое значение для России имела победа в Северной войне?
(ответы учащихся) 2.Выполнить задание- приложение №2. V. Заключительный этап урока (рефлексия) 1. Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока. -Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся). -Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся). -Добились ли мы ее? (высказывания учащихся) 2 Подведение итогов Оценки за работу на уроке. VI. Домашнее задание: 1.Параграф 4(изучить).Представить ход Северной войны в таблице.
2. Напишите эссе о главных победах российского флота в Северной войне.
Словарь терминов Приложение №1
Агрессия - любое незаконное применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации).
Империя - обширное государство, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств.
Редут - сомкнутое полевое сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовленное к самостоятельной обороне. Редут являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций.
Рекрут - лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности. В русской армии в 1705—1874 лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности. В 1874 заменено словом «новобранец».
Рекрутская повинность - система комплектования русской регулярной армии в 18—19 вв. Рекрутской повинности подлежали все податные сословия, для которых она была общинной и пожизненной (т. е. рекрутов выставляла община на пожизненный срок).
Сепаратный мир- мир, заключённый с противником государством, входящим в коалицию стран, ведущих войну, без ведома и согласия своих союзников
Приложение №2
Сочинение по теме «Северная война».
Как вы считаете, все ли здесь правильно?
После знакомства с историей Северной войны, могу сказать, что это была самая короткая война. Длилась она всего 21 месяц. Думаю, что поляки и не могли больше воевать с Россией, ведь у нас была такая сильная армия, что русских боялись все. Правда, в начале войны все складывалось не так удачно, как хотелось. В сражении под Нарвой нам пришлось бежать, но через 5 лет мы её отвоевали. А дальше все происходило так: мы разбили шведов под Полтавой, потом на реке Прут, кстати, там же чуть было не поймали короля Норвегии Карла XII.
А какой для нас был удачным 1720 год. 27 июля российский флот одержал блестящую победу при Гангуте, захватив датские корабли. Это событие решило исход Северной войны. В Финляндии в городе Митаве был подписан Ништадский мирный договор. Мы получили земли по побережью Черного моря, а также 2 млн. рублей. Пусть все знают, что с нами связываться опасно. На этом мое сочинение заканчивается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.