Открытый урок
обществознания в 8 классе по теме «Сфера духовной жизни» Цель урока: 1. Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, с путями приобщения человека к культуре, противоречивыми процессами, разворачивающимися в современной культурной жизни России.
2. Способствовать осознанию культурной привлекательности подлинных произведений духовной культуры, их влияния на культуру отдельной личности и всего общества, воспитанию гордости за вклад России в мировую культуру, уважения к культурному наследию прошлого и современного.
3. Создавать возможности для совершенствования умений использовать источники научной и текущей информации для характеристики процессов присущих современной культурной жизни страны. Использовать полученные знания и умения для успешной реализации роли хранителя и ценителя культуры совей страны.
Ход урока II. Актуализация опорных знаний На доске таблица основных
сфер общественной жизни общества 1. Какие сферы жизни общества вам известны? (экономическая, политическая, социальная, духовная). 2. В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? (ответ учеников по предыдущим темам).
Человек стремится выполнять не только различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, поиск смысла во всем сущем, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различается материальная и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке. Тема урока ««Сфера духовной жизни» -Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (ученики высказывают свои предположения). План урока 1. Духовная сфера жизни общества. 2. Культура личности и общества. 3. Развитие культуры в современной России.
Проблемные вопросы -Что отличает духовную сферу от других сфер общества? -Почему нет «царского» пути в культуре?
IV. Работа по теме урока Никто не станет спорить, что в
жизни каждого общества и отдельного человека существенную роль играет
культура. Культура (от лат. сulture – возделывание) – 1) всё созданное человеком, т.е. сотворённая человеком 2вторая природа»; 2) все виды преобразовательной деятельности человека, а также её результаты – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми. -Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать одно-два слова, наиболее полно, по его мнению, характеризующих слова «культура». (в ходе выполнения составляется перечень) Запись в тетради Культура – это 1) совокупность материальных и духовных ценностей; 2) то, что
создано руками и разумом человека, «вторая природа»; Учитель. -Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные особенности духовной сферы от других сфер общества. Результаты работы представьте наглядно.
(в ходе выполнения задания составляется схема).
Вопросы и задание к тексту: 1. Какие объекты составляют духовные ценности? 2. Как вы понимаете слова автора о том, что культурные ценности не ограничиваются только объектами, которые могут быть перечислены в списках и каталогах?
1) долговечны; 2) потребности в них безграничны; 3) запечатлевают особенности личности их создателей.
-Послушайте отрывок из рассказа американского писателя-фантаста. Рабочий материал Отрывок из рассказа Р.Шекли «Абсолютное оружие» Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По все равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы – всё говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившую земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на это планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было и одного разумного существа, н осталось даже животных. Вопросы к тексту -Является ли найденное оружие элементом культурного наследия? -К какой культуре – материальной или духовной – оно относится? (ответы учеников)
Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации – часть природного ландшафта, не более того. Такова мысль Шекли. Культура неразрывно связана с обществом – она всегда социальна. Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
(в ходе выполнения задания составляется схема).на слайде
У духовной культуры есть характерные особенности (слайд)
2. Культура личности и общества. - Может ли культура развиваться отдельно от общества? (ответы учеников) Внешняя культура проявляется в созданных человеком неодушевленных вещах. Внутренняя культура – это достояние и богатство человеческой личности. -Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре. (проверка выполнения задания) Вывод. К подлинной культуре ведёт единственный путь – это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины. Что же представляет собой культурный человек? -Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека. (в ходе выполнения задания составляется схема).
(проверка выполнения задания, подведение итогов по работы по данному заданию).
3. Развитие культуры в современной России Мнения о развитии культуры в современной России достаточно разнообразны. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности. -Разделитесь на две группы. Работая с п. 3§ 6 учебника, заполните таблицу. Первая группа определяет положительные черты развития культуры современной России. Вторая группа анализирует негативные черты развития культуры современной России. Развитие культуры в современной России
Вернемся к проблемным вопросам V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. 1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с.53-54 учебника. 2. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с.54 учебника. (проверка выполнения заданий). Наш урок подходит к концу. -Что вы получили от урока? -Что чувствовали? -Что вас удивило? -За что вы можете себя похвалить? -За что вы можете похвалить одноклассников?
Домашнее задание. 1. Прочитать § 6 учебника. 2. Выполнить задания 3 и 5 рубрики «В классе и дома» на с.54 учебника (на выбор).
Задание 1: Прочитать фрагмент документа на стр.47 учебника -
отрывок из декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым. (в ходе выполнения задания составляется схема).
Задание 2. Отрывок из рассказа Р.Шекли «Абсолютное оружие» Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По все равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы – всё говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившую земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на это планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было и одного разумного существа, н осталось даже животных. Вопросы к тексту -Является ли найденное оружие элементом культурного наследия? -К какой культуре – материальной или духовной – оно относится?
Задание 3. Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека. (в ходе выполнения задания составляется схема).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.