Содержание учебной программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Требования к уровню усвоения предмета
4. Учебно – тематический план
5. Содержание тем учебного курса
6. Контроль уровня обученности
7. Перечень литературы и средства обучения
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Шахматный всеобуч» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта начального общего образования (пункт 19.5), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г №373, курса «Шахматы – школе» автор Сухин И.Г. Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В программе дается распределение учебных часов по темам для учеников первого года обучения шахматам. На изучение данного курса отводится 34 часа в год – 1 час в неделю. Рабочая программа служит планом работы во 2-4 классе начальной школы.
В процессе обучения в начальной школе происходит интенсивное развитие психических качеств, способностей обучающихся. Для успешного обучения в школе необходимо развивать устойчивость и концентрацию внимания, увеличивать объем внимания, вести систематическую и целенаправленную работу по развитию познавательных способностей, прививать интерес к познанию с первых дней обучения в школе.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
· ознакомить с историей шахмат;
· обучить правилам игры;
· дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
· развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
· сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
· формировать навыки запоминания;
· вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
· бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
· прививать навыки самодисциплины;
· способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
1. техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
· участии в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам;
· в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
· в проведении педагогом инструктажей;
· в применении индивидуальных форм работы;
· в корректировке игры;
· в рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
· педагогическое наблюдение;
· учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.
2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
· осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
· изучении специализированной литературы;
· просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
·
Компетентностный подход выражен:
· в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
· в проведении бесед;
· в применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
· оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
· определение уровня эрудиции обучаемых.
Содержание программы направлено на системное освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Требования к уровню усвоения предмета
На первой ступени школьного обучения обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· готовность ученика целенаправленно использовать знания в повседневной жизни ;
· формулировать вопросы;
· устанавливать, какие из предложенных жизненных задач могут быть им успешно решены;
· допускать существование различных точек зрения у людей, в том числе не совпадающей с его собственной;
· познавательный интерес к естественным наукам;
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные результаты:
· устанавливать пространственные отношения объектов, строить алгоритм поиска необходимой информации;
· определять логику решения практической задачи;
· планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты:
К концу 2 класса
Ученик научится: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
· правила хода и взятия каждой фигуры.
Ученик получит возможность научиться:
· ориентироваться на шахматной доске;
· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
· правильно помещать шахматную доску между партнерами;
· правильно расставлять фигуры перед игрой;
· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
· рокировать;
· объявлять шах;
· ставить мат;
· решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу 3 класса
Ученик научится:
· обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
· ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
Ученик получит возможность научиться:
· записывать шахматную партию;
· матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
· проводить элементарные комбинации.
К концу 4 класса
Ученик научится:
· принципы игры в дебюте;
· основные тактические приемы;
· что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Ученик получит возможность научиться:
· грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
· точно разыгрывать простейшие окончания.
· принципы игры в дебюте;
· основные тактические приемы;
· что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
· грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Учебно-тематический план
(2 класс 34 ч)
№ |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
|
Лабораторные, практические работы |
Контрольные работы |
|||
1 |
Шахматная доска |
3 |
1 |
|
2 |
Шахматные фигуры |
10 |
10 |
|
3 |
Начальная расстановка фигур |
8 |
8 |
|
4 |
Ходы и взятие фигур |
7 |
7 |
|
5 |
Цель шахматной партии |
3 |
3 |
|
6 |
Игра всеми фигурами из начального положения. |
3 |
2 |
1 |
итого |
|
34 |
31 |
1 |
Содержание тем учебного курса
2 класс (34 часа)
Шахматная доска- (3ч)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания:
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски фишками.
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Ученик научится:
· употреблять такие термины как горизонталь, вертикаль, диагональ ;
· различать черные и белые поля.
Ученик получит возможность научиться:
·использовать приобретенные навыки наблюдения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта.
Шахматные фигуры (10 ч)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания:
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке прячутся все фигуры, каждый из учеников на ощупь должен определить какая фигура спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Что общего?» Педагог берет две фигуры и спрашивает, чем они похожи, а чем отличаются?
«Большая и маленькая». На столе 6 разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить фигуры по высоте.
Ученик научится:
·распознавать шахматные фигуры;
·называть шахматные фигуры.
Ученик получит возможность научиться:
·распознавать сходство и различия шахматных фигур.
Начальная расстановка фигур ( 8 ч)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания:
«Мешочек». Ученики по одной вынимают фигуры и расставляют начальную позицию.
Ученик научится:
·расставлять фигуры в определенной последовательности (начальная позиция).
Ученик получит возможность научиться:
·устанавливать связи между фигурами в начальной позиции.
Ходы и взятие фигур (7 ч)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра на «уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания:
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные. (черные считаются заколдованными-недвижимыми).
«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кротчайший путь».
Ученик научится:
·научится правилам хода;
·играть на уничтожение;
Ученик получит возможность научиться:
·отличать белопольных и чернопольных слонов.
·правильно вести себя во время игры.
Цель шахматной партии (3 ч)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания:
«Кротчайший путь» - важнейшая игра курса.
«Шах или не шах», «Мат или не мат», «Рокировка».
Ученик научится:
·научится правилам хода;
·играть на уничтожение;
·ставить цели;
Ученик получит возможность научиться:
·достигать поставленных целей во время игры.
·правильно вести себя во время игры.
Игра всеми фигурами из начального положения (3 ч)
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания:
«Два хода» - важнейшая игра курса. «Защита королевского поля», «Лабиринт», «Взятие».
Ученик научится:
·научится правилам хода;
·играть на уничтожение;
·ставить цели;
Ученик получит возможность научиться:
·достигать поставленных целей во время игры.
·правильно вести себя во время игры.
Материально- техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
Кол-во |
Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1. Примерная программа «Шахмапты-детям» Сухин И.Г. |
Д |
Для педагога |
2. Шахматы. Первый год обучения. Задачник. Мат в один ход. Сухин И.Г |
Д |
Для педагога |
3. Тетрадь для проверочных работ. Часть 1 и 2 первый год обучения. |
Д |
Для учащихся |
Печатные, демонстрационные пособия. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||
Демонстрационный материал (картины предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. |
П
|
Многоразового использования
|
Технические средства обучения |
||
Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Принтер струйный цветной |
_ _ Д _ |
|
Электронно-звуковые пособия |
||
Компьютерная игра в шахматы «Дино» |
Д
|
|
Оборудование класса |
||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников , дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Полки для уголка книг |
_
К Д Д _
_ |
|
Игры |
||
Настольные развивающие игры. Конструкторы. Электронные игры развивающего характера |
Ф Ф _ |
|
Контроль уровня обученности.
(2 класс)
Задачи в проверочных тетрадях
Перечень литературы и средств обучения
Нормативные документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М: Просвещение, 2010.-32с.-(Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана М. «Просвещение» 2011
3. Сборник нормативных и методических материалов для проектирования рабочих учебных программ на основе ФГОС НОО /авт.-сост. Ю.В. Панченко; ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2011. – 72с.
4. Примерная программа «Шахмапты-детям» Сухин И.Г.
Учебно-методическая литература для педагога:
1. Шахматы. Первый год обучения. Задачник. Мат в один ход. Сухин И.Г
Учебные пособия для обучающихся:
2. Тетрадь для проверочных работ. Часть 1 и 2 первый год обучения.
Календарно - тематический план.
(2 класс 34 часа)
№ занятия |
Тема занятия |
1 |
Шахматная доска. |
2 |
Шахматная доска. |
3 |
Шахматная доска. |
4 |
Шахматные фигуры. |
5 |
Начальное положение. |
6 |
Ладья |
7 |
Ладья |
8 |
Слон |
9 |
Слон |
10 |
Ладья против слона |
11 |
Ферзь |
12 |
Ферзь |
13 |
Ферзь против ладьи и слона |
14 |
Конь |
15 |
Конь |
16 |
Конь против ферзя, ладьи, слона |
17 |
Пешка |
18 |
Пешка |
19 |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. |
20 |
Король |
21 |
Король против других фигур |
22 |
Шах |
23 |
Шах |
24 |
Мат |
25 26 |
Мат Мат |
27 |
Ничья, пат. |
28 |
Рокировка |
29 |
Шахматная партия |
30 |
Шахматная партия |
31 |
Шахматная партия |
32 |
Повторение |
33 |
Повторение |
34 |
Повторение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.