Характеристики урока |
Признаки характеристики (технологические показатели) |
1. Организационно – деятельностные аспекты урока |
|
1. Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации)
|
Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики |
Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала |
|
Постановка на уроке учебных задач |
|
Освоение на уроке учебных действий |
|
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю над процессом деятельности |
|
2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока) |
Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей |
Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного) |
|
Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций |
|
Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников |
|
Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.) |
|
3. Реализация индивидуального подхода
|
Использование приемов внешней и внутренней дифференциации |
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития) |
|
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность) |
|
Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив) |
|
Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников) |
|
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников |
|
1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников
|
Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников |
Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания |
|
Создание ситуаций нравственного выбора |
|
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы) |
|
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта |
|
2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности
|
Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом) |
Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос |
|
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке |
|
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы |
|
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе |
|
3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности) |
Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности |
Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий |
|
Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности |
|
Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации) |
|
Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся |
|
3. Проявление личностно ориентированной позиции педагога. |
|
1.Проявление ценностного отношения к личности учащихся
|
Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания (мнение) каждого ученика |
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него |
|
Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога |
|
Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности |
|
Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение |
|
2. Реализация учителем новых педагогических функций (ролей)
|
Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки) |
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция) |
|
Учитель как исследователь (исследовательская функция) |
|
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки) |
|
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная) |
|
4. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. |
|
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия |
Приоритет диалогических форм общения |
Организация сотрудничества учеников между собой |
|
Обращение учителя к ученикам по имени |
|
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики |
|
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь» |
|
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта |
Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя |
Внимательность к ученику и его проблемам |
|
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися |
|
Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом |
|
Стимулирование положительных эмоций во время урока |
|
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга, сотрудничества |
Организация ситуаций взаимопомощи между учениками |
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы |
|
Организация работы учащихся в парах |
|
Организация групповой работы учащихся |
|
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи |
|
5. Воспитательный потенциал урока. |
|
1. Воспитание гуманистических ценностей. |
Акцентирование внимания школьников на общечеловеческих ценностях |
Приобщение детей к общечеловеческим нормам и ценностям |
|
Привлечение жизненного опыта школьников |
|
Признание права ребенка на собственное мнение |
|
2. Воспитание культуры умственного труда. |
Организация рабочего места ученика |
Организация поисково-исследовательской деятельности |
|
Организация работы с различными источниками информации |
|
Обучение анализу, синтезу, составлению плана, конспекта и т.п. |
|
Грамотное построение высказываний |
|
Привлечение внимания к оформлению представленной информации |
|
3. Нравственное воздействие. |
Эстетическое оформление учебного кабинета |
Использование наглядности, ТСО, ИКТ |
|
Воспитание личным примером |
|
6. Соответствие темы и целей урока содержанию. |
|
1. Место данной темы в программе. |
Выбор темы урока обоснован программой изучаемого предмета (курса) |
Актуальность изучаемой темы для школьников |
|
Востребованность данной тематики |
|
2. Постановка и реализация целей урока. |
Формулирование темы и целей урока (учитель и/или учащиеся) |
Обоснованность поставленных целей темой урока |
|
Организация деятельности на уроке и ее соответствие поставленным целям |
|
3. Содержание урока. |
Соответствие подобранного содержания урока возрастным и индивидуальным особенностям учащихся |
Научность содержания |
|
Доступность содержания |
|
Реализация межпредметных связей и связи с жизнью |
|
7. Анализ структуры урока. |
|
1. Требования к структуре урока |
Соответствие выбранной учителем структуры урока требованиям к современному уроку |
Определение этапов урока |
|
2. Этапы урока |
Обоснованность выбранных учителем форм работы целям каждого этапа урока |
Реализация целеполагания и выводов на каждом этапе |
|
Взаимосвязи между этапами |
|
3. Деятельность учителя и деятельность учащихся |
Организация учебного взаимодействия |
Характеристика деятельности учителя (в процессе подготовки к уроку и на уроке) |
|
Характеристика деятельности учащихся (в процессе подготовки к уроку и на уроке) |
|
8. Соответствие выбранной учителем методики урока требованиям ФГОС второго поколения. |
|
1. Организация образовательного пространства на уроке |
Организация образовательной среды школы |
Техническое оснащение урока, оборудование
|
|
2. Применяемые технологии |
Характеристика учебного сотрудничества между участниками образовательного процесса |
Соответствие применяемых технологий требованиям ФГОС второго поколения |
|
Система работы учителя по ФГОС второго поколения |
|
Формирование УУД |
|
3. Система оценки |
Характер оценочной деятельности на уроке (учитель и/или ученик) |
Соответствие выбранной системы оценки требованиям ФГОС второго поколения |
|
Результативность урока по ФГОС |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.