Схема анализа урока
Оценка 5

Схема анализа урока

Оценка 5
Памятки +3
doc
администрации +1
Взрослым
04.01.2019
Схема анализа урока
Не секрет, что учителю сложно сделать анализ посещенного урока или самоанализ проведенного урока. Часто педагогу не хватает слов, чтобы оценить по достоинству положительные стороны урока, отметить недостатки отдельных этапов, дать рекомендации. В данном материале представлена подробная схема анализа урока, применить которую можно любому предметнику, в любом классе.
анализ урока.doc

Характеристики урока

Признаки ха­рактеристики (технологиче­ские показатели)

1. Организационно – деятельностные аспекты урока

1. Ориентация на

формирова­ние

 деятель­ности

(а не на передачу

информации)

 

Раскрытие и обсуждение спо­собов учебной работы, кото­рыми пользовались ученики

Знакомство учеников с ра­циональными способами ус­воения материала

Постановка на уроке учебных задач

Освоение на уроке учебных действий

Обучение учеников рефлек­сии, оценке действий, усилий, результатов, контролю над процессом деятельности

2. Организация

развивающего

пространства

(обеспечение

развивающего

потенциала

урока)

Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тре­нинга, анализа ситуаций и/или их моделей

Преобладание на уроке учеб­ных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)

Постановка и организация разрешения проблемных си­туаций

Использование диагно­стических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного раз­вития учеников

Использование нетра­диционных форм урока (се­минар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)

3. Реализация

индивидуаль­ного

 подхода

 

 

 

 

Использование приемов внешней и внутренней диф­ференциации

Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной бли­жайшего развития)

Создание ситуаций, позво­ляющих ученикам проявлять свои способности, возможно­сти, интересы (то есть индивидуальность)

Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на ос­нове предложенных альтер­натив)

Создание ситуаций успеха (ак­центирование внимания на дос­тижениях и успехах учеников)

2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников

1. Актуализация 

и обогащение субъектного опыта учеников

 

 

 

Обращение к ранее накоп­ленным знаниям и умениям учеников

Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения зада­ния

Создание ситуаций нравст­венного выбора

Обращение к версиям учени­ков при поиске вариантов ре­шения познавательной зада­чи (проблемы)

Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

2. Развитие

ак­тивности

уча­щихся в

учеб­ной

деятель­ности

 

Организация исследо­вательской деятельности на уроке (порученных исследо­вательских заданий на дом)

Создание ситуации самостоя­тельного поиска ответа на поставленный учителем во­прос

Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаи­модействия на уроке

Поощрение вопросов учени­ков, обеспечение возможно­сти задавать вопросы

Поощрение инициативы, са­мостоятельности в учебном процессе

3. Создание ус­ловий для раз­вития готовно­сти ученика к самоопреде­лению (в т.ч. личной ответ­ственности за результаты учебной дея­тельности)

Побуждение учеников к само­оценке, самоконтролю, само­анализу деятельности

Создание ситуаций самостоя­тельного планирования своей деятельности, выбора действий

Помощь в осознании моти­вов собственных действий, поведения, деятельности

Обучение целеполаганию (приемам, последовательно­сти, классификации)

Создание ситуаций, обеспе­чивающих самопознание учащихся

3. Проявление личностно ориентированной позиции педагога.

1.Проявление

ценностного

от­ношения

к лич­ности

учащихся

 

Заинтересованная реакция учителя на предложения, по­желания, замечания (мнение) каждого ученика

«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реаги­рование на него

Отделение оценки действий ученика от личного отноше­ния к нему педагога

Акцентирование учителем важности мнения и участия ка­ждого в урочной деятельности

Акцентирование внимания на позитивных личностных каче­ствах учащихся, их поощрение

2. Реализация

учителем новых педагогических функций (ролей)

 

Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)

Учитель как человек, соз­дающий условия для учения (фасилитаторская функция)

Учитель как исследователь (исследовательская функция)

Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)

Учитель как эксперт (консуль­тативная, рекомендательная)

4. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

1. Организация

равноправного

партнерского

общения в ходе

учебного

 взаи­модействия

Приоритет диалогических форм общения

Организация сотрудничества учеников между собой

Обращение учителя к учени­кам по имени

Свободное и открытое выра­жение учениками своего мне­ния без опасения критики

Учитель стремится постоянно получать от учащихся «об­ратную связь»

2. Создание

бла­гоприятного

 психологи­ческого

 климата на уроке,

 атмо­сферы добро­желательности и

комфорта

Доброжелательность, спокой­ствие, уравновешенность учи­теля

Внимательность к ученику и его проблемам

Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися

Свободное и легкое вступле­ние учеников в диалог с учите­лем и друг с другом

Стимулирование положи­тельных эмоций во время урока

3. Создание атмосферы взаимной

заин­тересованно­сти

в работе друг друга,

сотрудничества

Организация ситуаций взаи­мопомощи между учениками

Использование таких учебных заданий, где сильна взаимо­зависимость результатов ин­дивидуальной и групповой работы

Организация работы учащих­ся в парах

Организация групповой рабо­ты учащихся

Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи

5. Воспитательный потенциал урока.

1. Воспитание гуманистических ценностей.

Акцентирование внимания школьников на общечеловеческих ценностях

Приобщение детей к общечеловеческим нормам и ценностям

Привлечение жизненного опыта школьников

Признание права ребенка на собственное мнение

2. Воспитание культуры умственного труда.

Организация рабочего места ученика

Организация поисково-исследовательской деятельности

Организация работы с различными источниками информации

Обучение анализу, синтезу, составлению плана, конспекта и т.п.

Грамотное построение высказываний

Привлечение внимания к оформлению представленной информации

3. Нравственное воздействие.

Эстетическое оформление учебного кабинета

Использование наглядности, ТСО, ИКТ

Воспитание личным примером

6. Соответствие темы и целей урока содержанию.

1. Место данной темы в программе.

Выбор темы урока обоснован программой изучаемого предмета (курса)

Актуальность изучаемой темы для школьников

Востребованность данной тематики 

2. Постановка и реализация целей урока.

Формулирование темы и целей урока (учитель и/или учащиеся)

Обоснованность поставленных целей темой урока

Организация деятельности на уроке и ее соответствие поставленным целям

3. Содержание урока.

Соответствие подобранного содержания урока возрастным и индивидуальным особенностям учащихся

Научность содержания

Доступность содержания

Реализация межпредметных связей и связи с жизнью

7. Анализ структуры урока.

1. Требования к структуре урока

Соответствие выбранной учителем структуры урока требованиям к современному уроку

Определение этапов урока

2. Этапы урока

Обоснованность выбранных учителем форм работы целям каждого этапа урока

Реализация целеполагания и выводов на каждом этапе

Взаимосвязи между этапами

3. Деятельность учителя и деятельность учащихся

Организация учебного взаимодействия

Характеристика деятельности учителя (в процессе подготовки к уроку и на уроке)

Характеристика деятельности учащихся (в процессе подготовки к уроку и на уроке)

8. Соответствие выбранной учителем методики урока требованиям ФГОС второго поколения.

1. Организация образовательного пространства на уроке

Организация образовательной среды школы

Техническое оснащение урока, оборудование

 

2. Применяемые технологии

Характеристика учебного сотрудничества между участниками образовательного процесса

Соответствие применяемых технологий требованиям ФГОС второго поколения

Система работы учителя по ФГОС второго поколения

Формирование УУД

3. Система оценки

Характер оценочной деятельности на уроке (учитель и/или ученик)

Соответствие выбранной системы оценки требованиям ФГОС второго поколения

Результативность урока по ФГОС

 


Характеристики урока Признаки ха­рактеристики (технологиче­ские показатели) 1

Характеристики урока Признаки ха­рактеристики (технологиче­ские показатели) 1

Побуждение учеников к само­оценке, самоконтролю, само­анализу деятельности

Побуждение учеников к само­оценке, самоконтролю, само­анализу деятельности

Организация рабочего места ученика

Организация рабочего места ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019