КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
по изобразительному искусству
Тема урока: «Широкая масленица».
(2 «В» класс, программа «Школа России»)
Подготовил студент группы 3«Е»
Бережная Арина Романовна
Специальность:
44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Проверила:
Учитель: Иванова М.А. ________________________
Волгоград, 2019 г.
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему: «Широкая масленица».
1.Ф.И.О. учителя: Бережная Арина Романовна
2.Класс: 2 «В»
3.Дата: 06.03.2019 г.
4.Предмет: изобразительное искусство
5.Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала.
6.Цель урока: создать условия для формирования знаний у детей о народном празднике, его обычаями и фольклором наших предков.
7.Задачи:
- Образовательные: сформировать способность к расширению знаний у учащихся о народных традициях русской культуры;
- Развивающие: способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами, творческого воображения, умения понимать и ценить прекрасное.
- Воспитательные: воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.
8. Дидактические средства:
для учителя:
– изобразительный ряд: схемы, рисунки, иллюстрации, презентация.
- литературный ряд: стихотворения.
- музыкальный ряд: русские народные песни.
для обучающегося: альбом, простой карандаш, краски акварельные.
9. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
10. Характеристика этапов урока:
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1. |
Мотивация (самоопре-деление) к учебной деятельности.
|
Организационный момент. Вводная беседа
|
-Здравствуйте, ребята. Сейчас у вас урок изобразительного искусства. Проверьте свои рабочие места. На парте должны лежать: альбом, простой карандаш, краски- акварель или гуашь. -Наш урок будет посвящен народному празднику, который начался в понедельник. Может быть из вас кто-то уже догадался, о каком празднике пойдет речь! Я подготовила для вас стихотворение, вы послушаете его, а после выскажите свои предположения. |
Приветствие учителя
Слушают учителя.
|
Фрон-тальная. |
Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция. |
2. |
Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Объясне-ние нового материа-ла.
|
Как на этой на неделе из печи блины летели. С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи! Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай! С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте! -О каком народном празднике пойдет речь на уроке? -Верно. Этот праздник- Масленица. -Масленица в России еще с давних времен является самым веселым, шумным народным праздником. Каждый день этой недели имеет собственное название, которое говорит о том, что в этот день надо делать. - Масленица по традиции это не только блины дома и гостях, но и прямо на улице. -Кто-нибудь знает предназначение этого праздника? -Предназначение Масленицы это помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции этого замечательного праздника. -На Руси к Масленице готовились заранее еще с субботы предыдущей недели, в которую отмечали «малую Масленку». Это происходило так: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города или с базара, спрашивая: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того лупили этими лаптями. -В воскресенье перед Масленицей на Руси ходили в гости к родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали к себе. Так как в масленичную неделю не разрешалось есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, носило название «мясного воскресенья». -Интересно вам узнать информацию, про дни недели во время Масленицы? (Раздаю карточки с описанием по рядам) Понедельник Масленицы в России— это «встреча» праздника. В этот день по традиции устраивали и раскатывали ледяные горки. По русской примете, чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям раскачиваться на качелях, причем, чем выше, тем больше счастья. Вторник Масленицы в России — это по традиции «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции кормят блинами. Масленичная среда — это «лакомка». Название этого дня все объясняет. В среду принято поступать прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, естественно, блины. Четверг — это день «разгуляй». В этот день люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — т. е. по часовой стрелке вокруг города или деревни. Главное мужское занятие в четверг — оборона или взятие снежного городка. Пятница — это «тёщины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, безусловно, зятя встречает, и угощает блинами. Суббота — традиционные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами. Последний день Масленицы в России по традиции – Прощеное воскресенье. Это красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста необходимо очистить душу, повиниться, попросить у всех прощения. А главное – простить всех самим. -Спасибо за выступление! Я думаю, вам было интересно послушать традиции и обычаи этого народного праздника. - В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался в сожжении чучела Масленицы. Вы когда-нибудь видели, как сжигали чучело Масленицы? Из года в год на площади сжигают чучело у нас в Городище. -Многие художники запечатлели празднование Масленицы на своих полотнах. – А какие дни празднования Масленицы показаны на их картинах? |
-Масленице!
-Проводить зиму.
-Да!
Слушают выступления одноклассников.
Слушают выступления одноклассников.
Ответы обучающихся.
(Рассматривают иллюстрации)
|
Фрон-тальная |
Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. |
Поста-новка проблемы. Выявление места и причины затрудне-ния.
|
План выполнения работы. |
-Сегодня на уроке я предлагаю вам нарисовать чучело Масленицы. (Показ детских рисунков). -Начинаем рисовать: 1-Расположите лист бумаги в вертикальном положении, возьмите простой карандаш. 2-Чертим отрезок (примерно 20-22 см) - это будет туловище нашего чучела. 3-Отмечаем пропорции. Делим наш отрезок пополам, затем верхний отрезок делим на 4 равные части. 4- Первый отрезок- это голова нашего чучела. Намечаем её. 5-Чертим горизонтальный отрезок- это будут руки нашего чучела. 6-Намечаем туловище. 7-Затем начинаем рисовать одежду, кисти рук, лицо чучелу. 8-Заливка. |
Рисуют чучело. |
Фрон-тальная
Индивидуаль-ная |
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;учатся работать по предложенному учителем плану.
(К) умение слушать и понимать речьдругих; учитывать разные мнения. |
4. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Практическая, самостоятельная работа обучающихся. |
-Я смотрю, все нарисовали чучело. Теперь обратите внимание на одежду. Она должна быть яркой, с узорами. -Ваша задача украсить одежду любым узором, который вам понравится. Проявите фантазию и воображение! -Можете приступать к работе. |
Рисуют узоры. |
Фрон-тальная
Индивидуаль-ная |
Формирование УУД:
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |
5. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Подведе-ние итогов урока. |
-А теперь проведём показ ваших работ. Первыми выходит первый ряд. Затем второй и третий ряды. -Молодцы, ребята! Обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. -Все показанные рисунки, это наша культура, которая отражает представления народа об устройстве мира и красоте. -Что нового вы узнали для себя на этом уроке? -Ребята, покажите открытую ладошку, если у нас все получилось. Закрытую ладошку, если возникли трудности. -Вы молодцы, мне было приятно с вами работать! (Выставление оценок) -Спасибо за урок!
|
Выставка работ.
-Мы узнали о традициях и обычаях народного праздника Масленицы.
Оценивание своей деятельности на уроке.
|
Фрон-тальная
Груп-повая (по рядам)
Индивидуальная. |
(П) рефлексия способов и условий действия;
(Л) адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.