Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Бережная Арина Романовна
2. Класс: 2 «В»
3. Дата: 06.03.2019.
4. Предмет: литературное чтение.
5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний.
6. Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством В.А. Осеевой, её произведением «Волшебное слово» и проанализировать его.
7. Задачи:
- Образовательные: способствовать усвоению содержания, идеи произведения; познакомить детей с биографией В.А. Осеевой, содействовать формированию представления о добре и отзывчивости.
- Развивающие: содействовать развитию навыков правильного, выразительного, выборочного чтения, умения работать с текстом.
- Воспитательные: способствовать воспитанию доброго, вежливого отношения друг к другу, умения работать в коллективе, самостоятельности, дисциплинированности.
8. Дидактические средства:
- для учителя: учебник, презентация, книги В.А. Осеевой.
- для обучающегося – учебник, словарь.
9. Характеристика этапов урока:
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1. |
Организационный момент. |
Беседа. |
Придумано кем-то -Присаживайтесь. Сейчас у нас урок литературного чтения. |
Приветствуют учителя. |
Ф. |
Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция. |
2. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. |
Речевая разминка.
Работа с пословицами.
|
-Наш урок мы начнем с речевой разминки. Внимание на экран: Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил, Спасибо! — говорил. (С.Я. Маршак) -Прочитать про себя; -Прочитать хором. -Прочитать медленно. -Прочитать быстро. -Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» интонационно выделить голосом. -Можно ли назвать этого мальчика вежливым? - Почему? - Как бы вы назвали этого мальчика?
- Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? - Как называют людей, которые используют вежливые слова в своей речи? - Ребята, а кто-нибудь знает антоним к слову «вежливый»? (невежа, некорректный, грубый)
- Правильно. А кто знает, кого называют невежей, а кого невеждой? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. -Невежа – грубый, невоспитанный человек. -Невежда – малообразованный человек. -На доске вы видите слова, написанные в два столбика. Ваша задача соединить эти слова по смыслу. Вкусное Солнце Интересная Игра Настольная Пирожное Волшебное Пример Яркое Книга Сложный -Выходим к доске. Какое слово осталось без пары? -Как вы думаете, а что может быть волшебным? (Если не скажут). Звуки друг друга нашли, Встали рядом и смысл обрели. Много их, аж кругом голова... Собираются звуки в... (Слова) |
Речевая разминка.
-Нельзя. -Он мяч не попросил, а отнял. -Невежа, нахал, невоспитанный, наглец.
-Нет, не подходит.
-Вежливыми, учтивыми, приветливыми, любезными, приличными, добрым.
-Волшебное.
Ответы учеников. |
Ф. |
Формирование УУД: (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Подведение под понятие; (Л) волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
3. |
Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия.
|
Сообщение об авторе.
Выставка книг. |
- Сегодня на уроке мы будем как раз говорить о «волшебных» словах, о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом Валентины Осеевой, который так и называется «Волшебное слово». -Но для начала я вам расскажу немного об авторе. -Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась в г. Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, и Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия за произведение «Васек Трубачев и его товарищи». В ее произведениях рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними, позволяет нам увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. -Начинаем читать рассказ по цепочке. Все следят. - Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику? - Давайте узнаем, правильно ли вы думаете? - Какое же это слово? |
Слушают рассказ учителя.
Слушают рассказ учителя. |
Ф. |
Формирование УУД: (К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
|
4. |
Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: - ставят цель, - согласовывают тему урока, -выбирают способ, - строят план достижения цели; - определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. |
Беседа.
Анализ произведения с выборочным чтением.
|
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем? -Все ли слова были понятны вам? Здесь даже в учебнике выделено словосочетание цветными полосками. Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил Стряпает – готовит пищу Противень – железный лист для жарения, печения морщинки – складки на коже лица сквер – парк, сад в городе -Назовите всех героев рассказа.
-Как выглядел старичок? Найдите в тексте. Кого он вам напомнил? Почему? -Как вёл себя Павлик при встрече со стариком?? Как вы это поняли? -О чем мальчик поделился со старичком? -Что посоветовал старик Павлику? Он прислушался? -Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер? Почему он не сказал это сразу? |
Ответы обучающихся.
-Старик, Павлик, Ленка, бабушка, брат. -Маленький, с длинной бородой.
-Он рассказал про ситуацию с красками, морковкой и рыбалкой. |
Ф. |
Формирование УУД: (К) аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. (П) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
|
5. |
Реализация построенного проекта. |
Анализ произведения.
|
-Так может ли быть слово волшебным? Как ты это понимаешь? -Можно ли назвать старика из этой сказки магом, чародеем, волшебником, колдуном? -Проследите, как менялось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово. -Отметьте слова и выражения, которые помогают представить удивление родных Павлика, когда они почувствовали его доброе отношение к ним. |
Ответы обучающихся.
-Говорил тихим голосом, смотрел в глаза, думал о волшебном слове, подпрыгнул от радости, прошептал, глядя в глаза, прислушивался, сидел тихо, положил руку на плечо, попросил тихо. |
Ф.
|
Формирование УУД: (П) поиск необходимой информации; Выдвижение гипотез и их обоснование; познавательная инициатива; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; (К) аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
6.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
|
- Запишите в дневники домашнее задание: подготовить выразительное чтение любого отрывка. -Я хочу, чтобы вы все честно оценили свою деятельность на уроке. Для этого мы будем использовать прием «Ладошка». Открытая ладонь - означает, что вам было все понятно на уроке и вы работали активно. Ладонь ребром - для меня есть непонятные моменты. Ладонь в кулаке - мне все непонятно.
-Покажите все мне свои ладошки. -За работу на уроке я поставлю оценки. -Спасибо за урок!
|
Записывают домашнее задание.
Оценивают свою деятельность на уроке. |
Ф. |
Формирование УУД: (Р) контроль и оценка процесса и результатов деятельности на уроке; (К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
по литературному чтению
Тема урока: «В. Осеева «Волшебное слово»»»
(2 класс, программа «Школа России»)
Подготовил студент группы 3«Е»
Бережная Арина Романовна
Специальность:
44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Проверила:
Учитель: Иванова М.А.________________
Волгоград, 2019
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.